Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»
Оценка 4.6

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
28.09.2018
Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»
Цели: познакомить с творчеством русских поэтов 20 века, создававших стихотворения о родной природе и Родине; 1. Организац. момент. - Ребята, скажите, а что такое Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Из чего состоит это понятие на ваш взгляд? Что для тебя обозначает слово «Родина»? - А вот составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение: Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь. - Вы согласны с таким значением? - Давайте теперь с вами составим словосочетания с этим словом: Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразу? Защита Родины, каков смысл этой фразы? 3. Новая тема: - Вот с вами мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место. - Сегодня мы с вами обратимся к творчеству …..и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» Цели: познакомить с творчеством русских поэтов 20 века, создававших стихотворения о родной природе и Родине; познакомить с поэтами Ставрополья.
родная природа 20 век.docx
Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» Цели: познакомить с творчеством русских поэтов 20 века, создававших стихотворения о родной  природе и Родине; познакомить с поэтами Ставрополья. 1. Организац. момент. Ход урока. ­ Ребята, скажите, а что такое Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Из чего состоит это  понятие на ваш взгляд? Что для тебя обозначает слово «Родина»? ­ А вот составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение: Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего­нибудь, кого­ нибудь. ­ Вы согласны с таким значением? ­ Давайте теперь с вами составим словосочетания с этим словом: Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразу? Защита Родины, каков смысл этой фразы? 3. ­ Вот с вами мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве  поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место. ­ Сегодня мы с вами обратимся к творчеству …..и увидим, как в их творчестве отражается тема  Родины и родной природы. Новая тема: Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...» Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до  рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина­  талантливая поэтесса XVIII века, поэт­романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский,  прославленный путешественник­географ Семенов­ Тяншанский. Однако, к началу 20 века старинное  дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но  обедневшей, вскоре и совсем разорившейся. Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в  общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета  для восприятия красоты окружающего мира.“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди  хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство,  полное поэзии печальной и своеобразной” ­ писал впоследствии Бунин. Да, именно детство, полное поэзии. ­ Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи) от прозы? Вывод: Поэзия­ это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния  человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое,  непосредственное чувство, переживание. 2. Установка на прослушивание стихотворения. ­ Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что­то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях. ­ Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ  его построения. 3. Чтение стихотворения учителем. ­ Какая картина возникает в вашем воображении? ­ Что вы “видите” в ней? ­ Какое настроение поэта она передает вам? 6. Построчный анализ стихотворения. ­ Перечитайте 1 строфу а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи) б) какое слово, по­вашему, главное (ключевое) ? (вечер) Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний. в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады­ полумрак­ тишина­буря) Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности. Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что  воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет –  слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску. Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и  зажигаемый перед иконой. ­ Прочитайте 2 строфу. Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением­ дорогой мой. а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее,  ощущаем защиту, заботу, покровительство) ­ что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом,  покоем, забвением от страха, беспокойства). б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим,  чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем). ­ Прочитайте 3­4 строфы. Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного  наклонения и указывает на приказ, просьбу. а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”­метафора, маму. То есть должен забыть то,  что его окружает, реальность б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”­метафора­ он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум  берез”, “золотые колосья ржи”­ метафоры Словарная работа: межа Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного  наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия  “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой  переносится в другое пространство, спокойно засыпая. ­ Прочитайте 5­6 строфы. Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым  советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха. а) Обратите внимание на форму глагола­ внимал­ .(Явно выражена смена времени. Из настоящего  уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного  видения. Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая  мечта, призрачное видение. Пунктуация стихотворения: Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем  давно т. е. в детстве. Второе тире – разделяет реальность и грезы. Третье тире – переход в другое состояние – сон. 7. Обобщение. а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно) б) прочитайте стихотворение выразительно. в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части). г) какие времена года изображаются поэтом? д) о чем это стихотворение?  Это стихотворение о детстве, о природе, о сладостных  воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли,  чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу. 3.2. Картина В. М. Васнецова «Аленушка», А. А. Прокофьев. «Аленушка»  I. Картина В. М. Васнецова «Аленушка» Литература и изобразительное искусств ­ Что мы видим на картине Васнецова? Опишите картину. — Каков колорит картины? — Какое настроение у вас вызывает эта картина? — В какой русской народной сказке героиня носит имя Аленушка? Вспомните эту сказку. — Как вы думаете, почему грустит Аленушка? Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада),   которое   во   второй   половине   XIX   в.   было   центром   русской   художественной   жизни.   В Абрамцеве   у   его   хозяев   промышленников   Мамонтовых   гостили   и   работали   лучшие   русские художники  своего   времени,  царила  атмосфера  творческой   свободы  и  воодушевления.  Там после нескольких   картин   на   сказочные   сюжеты   Васнецов   и   написал   ставшую   знаменитой   «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Искусствовед Лидия Иовлева пишет о девочке, тогда как на картине не девочка, а скорее девушка. Она без обычной для девушек одной косы (женщины заплетали две косы) и без традиционного для девушек головного убора —   расшитой   повязки   или   платка.   Девушку   с   непокрытой   головой   и   распущенными   волосами презрительно назвали бы «распустехой» и относились бы к ней в селе без всякого уважения.  Расплетали волосы только в знак горя или тогда, когда женщина собиралась заниматься ворожбой,  колдовством. Зачем   пришла   васнецовская   Аленушка   на   глухое   лесное   озеро?   Может   быть,   выплакать   свое неизбывное горе, может быть, позвать на помощь силы природы... На картине (на подлиннике или на очень качественной репродукции) видно, какие у нее остановившиеся, зачарованные глаза, словно она увидела что­то тайное, неведомое в своей душе; она всматривается не в озеро, а в глубь собственного мира, слушает свое сердце. Рот ее слегка приоткрыт, будто слова только что слетели с ее губ. С кем, какой   разговор   она   ведет?   Может   быть,   она   только   что   проговорила   слова   какого­то   древнего заклинания? Над головой Аленушки, на ветке ели, сидят сороки. Сорока в народной традиции сравнивается с бесом, например в такой загадке: «Бел как снег, зелен как лук, черен как жук, повертка в лес, а поет как бес» (В. И. Даль). Считается, что сорока своим стрекотанием предсказывает гостей и приносит вести: «Сорока сокочет, гостей пророчит», «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока даром не  сокочет  (либо  к  гостям,  либо  к  вестям)».  Какие  вести   принесли  сороки  Аленушке?  Хочется верить, что добрые. Справа вверху, за деревьями, небо прочертила полоска вечерней зари. На картине эта полоска желто­ розовая, она выглядит не тревожно, а как добрый знак надежды и словно перекликается с золотыми листьями   осинок   слева   от   Аленушки.   Небо   светло­молочное,   какое   бывает   коротким   северным летом. Разглядывание картины поможет проникнуть в мир Васнецова и создаст почву для сопоставления ее со стихотворениями. AI.          Александр Андреевич Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой  ряске...»). Дмитрий Борисович Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») — Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки. — Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение? Поработаем с эпитетами, с глаголами, с цветовой гаммой стихотворения. Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света. — Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения  Прокофьева? — Что добавляет к пониманию этого стихотворения факт, что Прокофьев родился в семье  ладожского крестьянина­рыбака и много произведений посвятил описанию северной природы? — Какое впечатление на вас произвело это стихотворение? — Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое  время. Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.   «Стойбище   осеннего   тумана»:   в   этой   метафоре   осенний   холодный   туман   сравнивается   с кочевниками,— с местом, где кочевники остановились на ночлег.  — Что вы помните о царевне Несмеяне?  — Как вы понимаете, что такое лихая сила? Лихая сила — разбойники. Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая  околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит. Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога. — Что значит выражение нетленная краса? Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота. Стихотворение   Кедрина   совсем   не   похоже   на   описание   картины   Васнецова.   Поэт   обращает   это стихотворение   к   образу   «Родины   неяркой»,   сравнивает   ее   со   «стойбищем   осеннего   тумана»,   с «вотчиной   ночного   соловья»,   с   царевной   Несмеяной.   Кедрин   говорит,   что   Родина   не   один   раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины. —   Стихотворение   «Аленушка»   было   написано   Дмитрием   Кедриным  во   время   Великой Отечественной   войны,  когда   Кедрин   работал   во   фронтовой  газете   6­й  воздушной  армии  «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения? — Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова? Стихотворения Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В.М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения.  Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под  впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф  (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей). Вывод:  Тем не менее одни и те же явления и события по­разному отражаются в сознании разных людей.   Художник   по­своему   осмысливает   действительность,   пропускает   ее   через   себя.   Дмитрий Кедрин  и  Александр   Прокофьев   по­разному   выразили   свои   впечатления   от   картины   Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле. — Как вы думаете, какова главная мысль, которую хотят передать нам поэты, рассказывая о  красоте родной природы? Рассказывая о Родине и родной природе, поэты хотят передать нам такую мысль: чем больше человек узнает о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли. Эта мысль особенно отчетливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова: Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся умирать,  (Д.Б. Кедрин. «Аленушка») Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей,  (Н.М. Рубцов. «Родная деревня») 4. Дом. зад. с комментированием к нему Д.З.: наизусть одно стихотворение (по выбору учащегос

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018