Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине
Задачи:
1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине».
2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.
3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения.
Личностные результаты:
-умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
-способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
-уметь применять новые знания.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-строить устное высказывание с учетом учебной задачи
-поиск необходимой информации с помощью учебной литературы
-анализировать, сравнивать, делать выводы.
Предмет: Литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
УМК «Школа России»
Класс: 4
Тема: С.Д.Дрожжин«Родине»
Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д.
Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать
формированию любви и уважения к родине
Задачи:
1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине».
2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное,
существенное в содержании произведения.
3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные
автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения.
Личностные результаты:
умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной
деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина
«Родине»
уметь применять новые знания.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
строить устное высказывание с учетом учебной задачи
поиск необходимой информации с помощью учебной литературы
анализировать, сравнивать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию
определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение
урока
самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
работа в группах
Вид урока: открытие нового знания.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные.
Форма деятельности: фронтальная, групповая
Оборудование:презентация,карточки со слова:Родина,Россия,Отчизна,Отечество;стикеры, книга «Сборник
сборника,модель дерева и листья к рефлексии.
стихов»,картины для
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности.(Слайд)
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас
проведу я. Зовут меня Элла Николаевна
В это солнечное утро я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, зелеными
листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой
природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от
этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем
работать на уроке.
А сейчас ,я предлагаю каждому из вас пройти к столу и взять смайлик.
Посмотрите на смайлики и распределитесь по группам.
Сегодня очень важно установить между нами обратную связь.Давайте
сделаем так,если вы услышите хлопок,то должны его повторить синхронно.
Давайте попробуем.
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
1)Фронтальная беседа
Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить
равнодушным ни одного человека на свете.
Слова бывают разные : веселые и грустные, маленькие и большие, есть
вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое
слово.
Что это за слово?!
Давайте прослушаем песню Марка Бернеса (Слайд с песней)
Кто догадался,о чем мы будем говорить на уроке?
(Мы будем говорить сегодня о родине.)
Подберите синонимы к слову Родина.
(Россия, Отечество, Отчизна) А что для каждого из вас означает слово Родина?
Возьмите на столе листочки и запишите одним словом.
Подпишите свои листочки.
Продолжите фразу «Родина для меня – это…,потому что….
Сейчас возьмите свои листочки и прикрепите на доску . Давайте совершим
небольшое путешествие . Посмотрите,что написали ваши одноклассники.
Пройдите на свои места.
IV. Открытие нового знания.
1) Фронтальная беседа ( Слайд )
Ребята, каждый из нас както по особому может выразить свои чувства к
Родине. Например, композитор пишет музыку, художник, это делает с
помощью красок, поэты, говорят о Родине поэтической строкой.
Взгляните на экран?
Знаком вам этот человек? (Слайд )
Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин(Слайд )
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона
Дмитриевича Дрожжина «Родине».
Почему автор назвал свое стихе «Родине»,а не «Родина» ?
2) Постановка целей урока.
Что бы вы хотели узнать и чему научиться?(Ответы детей)
(Слайд с целями)
3)Слово о поэте
Я приглашаю ко мне …
1)Спиридон Дмитриевич родился в 1848 году на берегах великой реки Волги
в небольшой деревеньке Низовка Тверской губернии в семье крепостного.
Учился у деревенского дьяка ( церковный служитель)) грамоте « две
неполных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в г.Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на
жизнь, приходилось мыть полы в трактирах (дешевый ресторан). Конечно в
этот период жизни, автор особенно остро понимал, что значит для человека
Родина, как тяжело быть на чужой стороне.
2) У поэта было огромное желание учиться. Мечта об учении не
осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках,
лакеем (домашний слуга). В 16 лет, впервые стал сочинять. В 1873 году в
журнале « Грамотей», впервые, появилась его публикация. Постепенно начал
знакомится с другими писателями. Они заинтересовались его необычной
судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах.
Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.
Молодцы!
Образ Родины один из главных в творчестве поэта. С особым чувством
автор относится к Родине. Так ли это мы узнаем познакомившись с его
стихотворением.
Но прежде взгляните на экран. Здесь показана иллюстрация из учебника.
(Слайд)
Хочу спросить вас, соответствует она названию произведения?
(Ответы детей)
Мы вернемся к ней после знакомства со стихем.
4) Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».
Я предлагаю прочесть стихе «цепочкой»
А в процессе чтения запоминайте слова, значение которых вам непонятны.
–Молодцы, вы очень старались.
– Так кому, что было непонятно?
5)Словарная работа
Сейчас вам предстоит выяснить значение этих слов.
Чем мы можем воспользоваться ?Каждая группа берёт по одному слову, находит его значение и зачитывает.
Всё работаем!
Кто первый выполнит, зачитывает нам свой ответ.
молитвенно свой взор взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой
благодарим за чистое, светлое
чарующий простор прекрасный, великолепный
среди приветных деревень гостеприимные, рады гостям
6) Проверка первичного восприятия.
Вам понравилось стихотворение?
Какие чувства оно у вас вызвало?
VII. Первичное закрепление нового знания
1)Продуктивное чтение
Сейчас мы проверим так ли это. Вернемся к произведению. Вам надо будет
думать,рассуждать,предполагать. Готовы? Тогда начнем.
Как не гордиться мне тобой,
О Родина моя!
От чьего лица ведется речь? Почему так считаете? С каким чувством он
обращается к ней? В какой строке это показано?
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим, я.
Почему автор называет Волгу родной? Для чего он остановился? (Чтоб
полюбоваться красотой вокруг, )
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
Что такое взор?Что значит «бросить взор»?Куда взглянул поэт? Как?.Его взгляд остановился только на небесах? А куда он мог его перевести?
Давайте подтвердим ваши предположения.
На твой чарующий простор
На темные леса.
Совпали ваши предположения?
Отчего же леса темные?
Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны,
–Когда более красивой находит поэт Родину?
Подберите синонимы к слову « праздник»?
–Почему весна –это праздник?
Среди приветных деревень
Родимой стороны!
Какие деревеньки? Почему автор их так назвал?
Как бодро дышится, когда
Как дышит автор? Как вы понимаете «дышать бодро»? Почему? Ваши
предположения.Интересно узнать, отчего дышится бодро автору?
На поле весь народ
Среди свободного труда
Все силы отдает!
Потвердились ваши предположения?Как вы понимаете слова «народ все
силы отдает»? Каким поэт называет труд? Как понимаете? А труд
может быть не свободным? (Беседа о крепостном праве, акцент на то,
что Дрожжин рожден в семье крепостных)Почему же поэт бодро
дышал,глядя на то,как работает народ?Каким восторгом мою грудь
Ты наполняешь мне,
Когда хочу я отдохнуть
С тобой наедине!..
– Что такое восторг?Что значит грудь наполняется восторгом?
(чувством радости,гордости) К кому или чему обращены слова?
Что значит «наедине»?
Что восторгает поэта? (мысль об уединении с родной природой)
Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою.
«Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».
Разве листья имеют голос?
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.
– А что видит поэт? В чём? Какой называет Родину? Почему называет
ее великой? Святой?
В каких же строчках заключается главная мысль стихя?
Кто прочтет?
Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так
выразительно написать о Родине?
(Любящим свою Родину, чутким, внимательным)А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно?
Молодцы!
VI. Музыкальная физминутка.(Слайд)
VII. Применение нового знания.
1. Работа с иллюстрацией( Слайд )
Взгляните на экран.А сейчас можете ответить на вопрос. Соответствует ли
эта иллюстрация стихотворению?
В начале урока вы записала на листочках ,как представляем слово « Родина».
Давайте пофантазируем и подумаем,что бы записал Спиридон Дрожжин,если
предложить ему листочек?
Такое огромное количество слов, учитывая и ваши слова,можно объединить
одним словом.Каким?(Родина)
В знак уважения и большой значимости слово «Родина» принято писать с
большой буквы. А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского
языка, то, что вы ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и
необходимо запомнить его написание)
Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.
Какие знакомые деревья вы видите на картине?(березы)
Чем береза явся для России?
Символом.
Какие символы вы знаете еще?(Слайд )
2)Составление сборника стихов.
Ребята!Любите вы работать?
Хочу вам предложить интересную работу .Стать на время редакторами.
Кто такой редактор?
Раз редактор готовит к печати разные издания,как вы думаете ,что у меня в
руках?(книга)
Это будущий сборник стихов.Что такое сборник?
Молодцы!
Я предлагаю вам поработать художественным редактором?
Ваши предположения,чем будите заниматься?
Как вы думаете,какое стихе будет первым?
3)Работа в группахМы разделим работу по группам.
12 группы
У вас на столе лежат конверты .Возьмите их и откройте.
Вы должны подписать картины,соотв.строфами.Находите нужные строчки и
клеите под картиной.
Готовые картины ,вы должны отнести 3 группе.
3 группа
Вы будите собирать стихе в правильной последовательности .
На все вам 2 мин. Начали
Молодцы!
Кто хочет прочесть стихе ?(…..)
Давайте вспомним настроение этого произведения.
( Торжественное, восторженное)
Читать будите по две строфы,последнюю прочтем все вместе .
Молодцы!
Кому из ребят удалось передать настроение произведения?
(Ответы детей)
4)Беседа о малой Родине (Слайд с мелодией)
Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился,
произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу.
Познание Родины начинается с изучения родного края. У каждого человека,
живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это Россия. Но и у
каждого из нас есть малая Родина.
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов)
Что вы можете назвать своей малой родиной?
Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Дагестан и твердили, что
„Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда ”.Нам с вами
тоже выпала честь родиться в таком удивительном крае. Гордитесь, дорогие,
Вы родились и растёте в славном и прекрасном краю – многонациональном
ДагестанеVIII. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке вы были замечательными искателями,прекрасными
читателями.И я хочу узнать,что вы сегодня на уроке узнали о себе ,прочитав
это произведение.
Начните ответы с таких фраз (Слайд )
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было трудно…
Мне понравилось, что…
Молодцы!
IX .Рефлексия(Слайд с мелодией)
А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели,
поставленной в начале урока.
Я приготовила вам берёзу . Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас
имеется по 2 листочка зелёный и жёлтый. Если вы довольны своей работой
на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок,
а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок
должен быть жёлтым. Прошу…(По группам)
X. Домашнее задание(Слайд )
Послушайте задание на дом
о Родине писали многие поэты свои произведения.
Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить
выразительное чтение стихов о Родине других авторов.
«Нет ничего краше, чем Родина наша» (Слайд )
Вот этой пословицей мы и закончим наш урок
Ребята, огромное спасибо вам за работу.