Тема: С.Д.Дрожжин«Родине»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине Задачи: 1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине». 2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения. 3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения. Личностные результаты: -умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции; -способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Планируемые результаты: Предметные УУД: - познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине» -уметь применять новые знания. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: -строить устное высказывание с учетом учебной задачи -поиск необходимой информации с помощью учебной литературы -анализировать, сравнивать, делать выводы.
Иконка файла материала 1 (128).docx
Предмет: Литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. УМК «Школа  России» Класс: 4 Тема: С.Д.Дрожжин«Родине» Цели:  создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д.  Дрожжина;углублять  и развивать интерес к чтению, способствовать  формированию любви и уважения к родине Задачи:  1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине». 2.Учить анализировать  литературные произведения, выделять главное,  существенное в содержании произведения. 3.Развивать способности эмоционально откликаться на  события, описанные  автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения. Личностные  результаты: ­умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции; ­способность к самооценке на основе критерия успешность учебной  деятельности. Планируемые  результаты: Предметные УУД: ­ познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина  «Родине» ­уметь применять новые знания. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: ­строить устное высказывание с учетом учебной задачи ­поиск необходимой информации с помощью учебной литературы ­анализировать, сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД: ­осуществлять познавательную и личностную рефлексию ­определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока ­самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой Коммуникативные УУД: ­учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками ­работа в  группах Вид урока: открытие нового знания. Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные. Форма деятельности: фронтальная, групповая Оборудование:презентация,карточки со слова:Родина,Россия,Отчизна,Отечество;стикеры, книга «Сборник сборника,модель дерева и листья к рефлексии. стихов»,картины для Ход урока: I.Мотивация к учебной деятельности.(Слайд)    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Зовут меня Элла Николаевна В это солнечное утро я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.  ­А сейчас ,я предлагаю каждому из вас пройти к столу и взять смайлик. ­Посмотрите на смайлики и распределитесь по группам.  ­   Сегодня   очень   важно   установить   между   нами   обратную   связь.Давайте сделаем так,если вы услышите хлопок,то должны его повторить синхронно. Давайте попробуем.  II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.  1)Фронтальная беседа ­ Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить  равнодушным ни одного человека на свете.   ­ Слова бывают разные : веселые и грустные, маленькие и большие, есть  вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое  слово. ­Что это за слово?! ­Давайте прослушаем песню Марка Бернеса (Слайд с песней) ­Кто догадался,о чем мы будем говорить на уроке? (Мы будем говорить сегодня о родине.) ­Подберите синонимы к слову Родина. (Россия, Отечество, Отчизна)­ А что для каждого из вас означает слово Родина? ­Возьмите на столе листочки  и запишите одним словом. ­Подпишите свои листочки. ­Продолжите фразу «Родина для меня – это…,потому что…. ­Сейчас возьмите свои листочки и прикрепите на доску  . Давайте совершим  небольшое путешествие . Посмотрите,что написали ваши одноклассники. ­Пройдите на свои места. IV. Открытие нового знания. 1) Фронтальная беседа ( Слайд ) ­ Ребята, каждый из нас как­то по­ особому может выразить свои чувства к  Родине. Например, композитор пишет музыку, художник, это делает с  помощью красок, поэты,  говорят о Родине­ поэтической строкой. ­Взгляните  на  экран? ­Знаком вам этот человек? (Слайд   )  ­Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин(Слайд ) ­Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона  Дмитриевича Дрожжина «Родине». ­Почему автор назвал свое стих­е «Родине»,а не «Родина» ?  2) Постановка целей урока. ­ Что бы вы хотели узнать и чему научиться?(Ответы  детей) (Слайд с целями) 3)Слово о поэте ­Я приглашаю ко мне … 1)­Спиридон Дмитриевич родился в 1848 году на берегах великой реки Волги  в небольшой деревеньке Низовка Тверской губернии в семье крепостного.   Учился у деревенского дьяка ( церковный служитель))  грамоте « две  неполных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в г.Петербург, « в люди». Юному Спиридону  было не легко, зарабатывая на  жизнь, приходилось мыть полы в трактирах (дешевый ресторан). Конечно в  этот период жизни, автор особенно остро понимал, что значит для человека  Родина, как тяжело  быть на чужой  стороне.  2)  У поэта было огромное желание учиться. Мечта об учении не  осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках,  лакеем (домашний  слуга). В 16 лет, впервые стал сочинять. В 1873 году в  журнале « Грамотей», впервые, появилась  его публикация. Постепенно начал  знакомится с другими писателями. Они заинтересовались его необычной  судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах.  Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. ­ Молодцы!     ­Образ  Родины­ один из главных в творчестве поэта. С особым чувством  автор относится к Родине. Так ли это  мы узнаем познакомившись с его  стихотворением. ­Но прежде взгляните на экран. Здесь показана иллюстрация из учебника.  (Слайд) ­Хочу спросить вас, соответствует она названию произведения?  (Ответы детей) ­Мы вернемся к ней после знакомства со стих­ем. 4) Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине». ­Я предлагаю прочесть стих­е  «цепочкой»  ­А в процессе чтения запоминайте слова, значение которых вам непонятны.   –­Молодцы, вы очень старались.  – Так кому, что было непонятно? 5)Словарная  работа ­ Сейчас вам предстоит выяснить значение  этих  слов.  ­Чем мы можем воспользоваться  ?­Каждая  группа  берёт  по одному слову, находит  его значение и зачитывает.  Всё работаем!   ­ Кто первый выполнит,  зачитывает нам свой ответ. молитвенно свой взор ­ взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой благодарим за чистое, светлое чарующий простор ­ прекрасный, великолепный среди приветных деревень ­ гостеприимные, рады гостям  6) Проверка первичного восприятия. ­ Вам понравилось стихотворение? ­Какие чувства оно у вас вызвало? VII. Первичное закрепление нового знания 1)Продуктивное чтение ­Сейчас мы проверим так ли это. Вернемся к произведению. Вам надо будет  думать,рассуждать,предполагать. Готовы? Тогда начнем. Как не гордиться мне тобой,  О Родина моя! ­От чьего лица ведется речь? Почему так считаете? С каким чувством он обращается к ней? В какой строке это показано?  Когда над Волгою родной  Стою, недвижим, я. ­Почему автор называет Волгу родной? Для чего он остановился? (Чтоб  полюбоваться красотой вокруг, ) Когда молитвенно свой взор  Бросаю в небеса, ­Что такое взор?Что значит «бросить взор»?Куда взглянул поэт? Как?.Его взгляд остановился только на небесах? А куда он мог его перевести? Давайте подтвердим ваши предположения. На твой чарующий простор На темные леса. ­Совпали ваши предположения?  Отчего же леса темные? Как хороша ты в тёплый день  На празднике весны, –Когда более красивой находит поэт Родину? ­ Подберите синонимы к слову «  праздник»?  –Почему весна –это праздник? Среди приветных деревень  Родимой стороны! ­Какие деревеньки? Почему автор их так назвал?  Как бодро дышится, когда  ­Как дышит автор? Как вы понимаете «дышать бодро»? Почему? Ваши  предположения.Интересно узнать, отчего дышится бодро автору? На поле весь народ  Среди свободного труда Все силы отдает! ­Потвердились ваши предположения?Как вы понимаете слова «народ все  силы отдает»?  Каким поэт называет труд? Как понимаете? А труд  может быть не свободным? (Беседа о крепостном праве, акцент на то,  что Дрожжин рожден в семье крепостных)Почему же поэт бодро  дышал,глядя на то,как работает народ?Каким восторгом мою грудь  Ты наполняешь мне, Когда хочу я отдохнуть  С тобой наедине!..  – Что такое восторг?Что значит грудь наполняется восторгом? (чувством радости,гордости) К кому или чему обращены слова?   ­ Что значит «наедине»? Что восторгает поэта? (мысль об уединении с родной природой) Я в каждом шелесте листов  Твой голос узнаю. Хожу среди твоих лугов, Мечтаю и пою.  «Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю». ­Разве листья  имеют голос? Во всей тебе и мощь видна,  И сила с красотой, Недаром ты и названа  Великой и святой.  – А что видит поэт? В чём?  Какой называет Родину? Почему называет  ее великой? Святой?  ­В каких же строчках заключается главная  мысль стих­я? ­Кто прочтет? ­Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так  выразительно написать о Родине? (Любящим свою Родину, чутким, внимательным)­А кто из вас уловил настроение этого произведения?  Какое оно? ­ Молодцы!  VI. Музыкальная физминутка.(Слайд) VII. Применение нового знания. 1. Работа с иллюстрацией( Слайд ) ­Взгляните на экран.А сейчас можете ответить на вопрос. Соответствует ли эта иллюстрация стихотворению? ­В начале урока вы записала на листочках ,как представляем слово « Родина». Давайте пофантазируем и подумаем,что бы записал Спиридон Дрожжин,если предложить ему листочек? ­Такое огромное количество слов, учитывая и ваши слова,можно объединить одним словом.Каким?(Родина) ­В знак уважения и большой значимости слово «Родина» принято писать с большой буквы.  ­ А если мы мысленно  с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы   ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание)   ­ Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова. ­Какие знакомые деревья вы видите на картине?(березы) ­Чем береза яв­ся для России? ­Символом. ­Какие символы вы знаете еще?(Слайд ) 2)Составление сборника стихов. ­Ребята!Любите вы работать? ­Хочу вам предложить интересную работу .Стать на время редакторами. ­Кто такой  редактор? ­Раз редактор готовит к печати разные издания,как вы думаете ,что у меня в руках?(книга) ­Это будущий сборник стихов.Что такое сборник? ­Молодцы! ­Я предлагаю вам поработать художественным редактором? ­Ваши предположения,чем будите заниматься? ­Как вы думаете,какое стих­е будет первым? 3)Работа в группах­Мы разделим работу по группам.  1­2 группы  ­У вас на столе лежат конверты .Возьмите их и откройте. ­Вы должны подписать картины,соотв.строфами.Находите нужные строчки и клеите под картиной.  ­Готовые картины ,вы должны отнести 3 группе. 3 группа  ­Вы будите собирать стих­е в правильной последовательности . ­На все вам 2 мин. Начали ­Молодцы!   ­Кто хочет прочесть стих­е ?(…..)  ­Давайте вспомним настроение этого произведения. ( Торжественное, восторженное)  ­Читать будите по две строфы,последнюю прочтем все вместе .  ­Молодцы! ­Кому из ребят удалось передать настроение произведения? (Ответы детей) 4)Беседа о малой  Родине        (Слайд  с мелодией) ­Для   каждого   человека   Родина   начинается   с   того   места,   где   он   родился, произнес   первые   слова,   сделал   первые   робкие   шаги,   где   пошел   в   школу. Познание Родины начинается с изучения родного края. У  каждого  человека, живущего  на  планете есть  своя Родина. Для нас  с вами – это Россия. Но и у каждого из нас  есть малая Родина. В ладони сердце можно уместить, Но в сердце целый мир не уместишь. Другие страны очень хороши, Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов) ­ Что вы  можете  назвать своей малой родиной? ­Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Дагестан и твердили, что „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда ”.Нам с вами тоже выпала честь родиться в таком удивительном крае. Гордитесь, дорогие, Вы родились и растёте в славном и прекрасном краю – многонациональном ДагестанеVIII. Подведение итогов урока ­Сегодня   на   уроке   вы   были   замечательными   искателями,прекрасными читателями.И я хочу узнать,что вы сегодня на уроке узнали о себе ,прочитав это произведение. ­Начните ответы с таких фраз (Слайд ) ­Сегодня на уроке я узнал… ­Мне было трудно… ­Мне понравилось, что… Молодцы! IX .Рефлексия(Слайд  с мелодией) ­А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.  ­Я приготовила вам берёзу . Вот только на ней нет листвы. У каждого из  вас имеется по 2 листочка ­  зелёный и жёлтый. ­Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…(По группам) X. Домашнее задание(Слайд ) ­Послушайте задание на дом ­  о Родине писали многие поэты свои произведения.  ­ Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить  выразительное чтение стихов о Родине других авторов.  «Нет ничего краше, чем Родина наша» (Слайд ) ­ Вот этой пословицей мы и закончим наш урок ­ Ребята,  огромное спасибо вам за работу.

Посмотрите также