Цель: формировать у учащихся интерес к занятиям литературного чтения
Планируемые результаты:
— выявить уровень читательской активности учащихся;
— способствовать расширению кругозора детей;
— развивать речь, коммуникативные навыки, творческие способности;
— воспитывать бережное отношение к книге.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Орг. момент -Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, нас ждёт увлекательное путешествие в мир сказок. К нам на урок пришла почётная гостья. Угадайте, кто это?
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
-С детства мы знаем много сказок, любим их, пересказываем.
-Какие виды сказок вы знаете?
-Какие сказки мы называем народными? Назовите народные сказки.
-Какие сказки мы называем литературными, т. е. авторскими? Назовите их.
-Сегодня мы будем вспоминать сказки великого русского поэта, писателя Александра Сергеевича Пушкина. Знаете ли вы их?
-Книга
-Бытовые, волшебные, о животных
Тема: «Сказки А.С. Пушкина»
Цель: формировать у учащихся интерес к занятиям литературного чтения
Планируемые результаты:
— выявить уровень читательской активности учащихся;
— способствовать расширению кругозора детей;
— развивать речь, коммуникативные навыки, творческие способности;
— воспитывать бережное отношение к книге.Этап урока
1.Орг. момент
2.Викторина
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Книга
Бытовые, волшебные, о животных
Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, нас ждёт
увлекательное путешествие в мир сказок. К нам на урок
пришла почётная гостья. Угадайте, кто это?
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
С детства мы знаем много сказок, любим их, пересказываем.
Какие виды сказок вы знаете?
Какие сказки мы называем народными? Назовите народные
сказки.
Какие сказки мы называем литературными, т. е. авторскими?
Назовите их.
Сегодня мы будем вспоминать сказки великого русского
поэта, писателя Александра Сергеевича Пушкина. Знаете ли
вы их?
-Итак, объявляется первый конкурс «Узнай героя сказки».
1.«Вот пошёл он к синему морю,
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку»
(старик)
2. У этого героя толоконный лоб.
Он ходит по базару
Посмотреть кой какого товару.
(поп)
3.Этот герой сидит на высокой спице.
Стережёт он границы.
«Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со снаШевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит ...»
(золотой петушок)
4.Этот герой разговаривал с самим солнышком, месяцем,
позолоченным рожком, с могучим ветром.
(королевич Елисей)
5.Этот герой очень хороший и выгодный работник: повар,
конюх и плотник, нянька впридачу, а за работу усердную и
исправную берёт всего «три щелка по лбу».
(Балда)
6.Она была и барыней – сударыней дворянкой, царицей,
захотелось ей владычицей морскою быть, жить в Окияне –
море, а на самом деле эта героиня простая ... .
(старуха)
7.Живёт в стране волшебной один зверёк, маленький, дивный:
служат ему люди, и дьяк приставлен, и войско честь отдаёт.
Кто это?
(белка)
Конкурс «Доскажи словечки».
1.«И днём и ночью кот учёный
Всё ходит....»
( «... по цепи кругом»)
2. «Русалка ... ... сидит»
(« ...на ветвях сидит»)
3. «И ... ... входит царь»
( «... в светлицу...»)
4. «Три девицы под окном
... ... .»
( ... пряли поздно вечерком» )5. «В сени вышел царь – отец.
... ... ... ... .»
( «Все пустились во дворец»)
6. «Царь недолго собирался:
... ... ... ... ... .»
( « ... в тот же вечер обвенчался»)
7. «Ветер на море шумит,
... ... ... .»
(«.., судно весело бежит»)
8. «Братья молча постояли
Да ... ... ...»
( ... в затылке почесали»)
9. «Воротился старик ко старухе,
Рассказал ... ... ... .»
( «... ей великое чудо»)
10. «Вот пошёл он к синему морю;
Видит, ... ... ... .»
( «..., море слегка разыгралось»)
11. «Жил – был славный царь Дадон,
... ... ... ... .»
( «Смолоду был грозен он»)
12. «Петушок с высокой спицы
... ... ... ... .»
(Стал стеречь его границы»)
Конкурс «Назови сказку».
Из каких сказок отрывки?
1. «Да вот верёвкой хочу море морщить»
2. «Ты, волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна...»
3. «В той норе, во тьме печальнойГроб качается хрустальный»
4. «Правду молвить, молодица,
Уж и впрямь была царица»
5. «К той сторонке обернётся,
И кричит: «Кири – ку –ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
6. «Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины»
7. «Злодей девицу губит,
Ей праву руку рубит»
( «Жених»)
8. «Экого послали супостата!
Подожди – ка моего меньшого брата»
9. «Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь»
10. «Здравствуй, грозная царица!
Конкурс «Самый внимательный»
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
(4 раза)
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось»,
«Помутилося синее море», «Не спокойно синее море»,
«Почернело синее море»)
3.Продолжи строфы:
«Приплыла к нему рыбка, спросила ...» («Чего тебе надобно,
старче?»)
«Белка песенки поёт, да ...» (« ... орешки всё грызёт.)
«Я ль, скажи мне, всех ...» ( « ... милее, всех румяней и
белее?»)
«Сказка – ложь, да в ней ...» (« ... намёк! Добрым молодцам
урок.»)4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе
Салтане...»? (В муху, комара, шмеля)
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе
Салтане...»? («Во саду ли, в огороде»)
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего
моря»)
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе
Салтане...»? («Кораблю пристать велят»)
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о
работнике его Балде»?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный)
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и
семи богатырях»?
(Съела отравленное яблоко)
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом
петушке»? (На Шамаханской царице)
Конкурс «Сказочные прилагательные»
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые
согласуются со следующими прилагательными:
хрустальный (гроб, дом белки),
разбитое (корыто),
золотой (петушок),
синее (море),
распроклятая (мошка),
бедненький (бес),
золотые (скорлупки),
красная (девица),
чудный (остров),3.Подведение
итогов
славный (царь),
столбовая (дворянка),
парчовая (кичка),
печальная (тьма, мгла).
— Ребята, надеюсь, что книга будет вашим спутником всю
жизнь. Посмотрите, какие слова к вам обращает она:
«Я к вам обращаюсь, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят к вам в дом.»