Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Оценка 4.6

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
12.03.2017
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Урок литературы в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок-знакомство Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму» Задачи: • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей; • освоение теоретико-литературных понятий; • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе. Оборудование урока: • кластер «Средства создания литературного героя», • памятки-инструкции
конспект урока на конкурс.doc
Городилова Ирина Петровна.  Урок литературы в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму") Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок­знакомство Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу  И.С.Тургенева «Муму» Задачи:     создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и  аналитического мышления, литературно­творческих способностей; освоение теоретико­литературных понятий; совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко­литературной обусловленности с  использованием понятийного языка литературоведения; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование  гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе. Оборудование урока:   кластер «Средства создания литературного героя», памятки­инструкции Дидактическая структура  урока Деятельность  учителя Деятельность  учеников 1. Организация начала  урока  Готовность класса.  Проверяют  необходимые  предметы на  рабочем столе УУД Задания для  учащихся,  выполнение которых  приведет к  достижению  планируемых  результатов 1) Регулятивные: ­ волевая саморегуляция; 2) Личностные: ­ смыслообразование (Я должен  посмотреть...) 3) Коммуникативные: ­ планирование учебного сотрудничества с  учителем и со сверстниками. 2. Мотивация    «Сегодня у нас  урок­знакомство»  (прикрепляет на  доску блок  кластера  Вопросы для  учащихся,  вызывающие  мыслительную  деятельность «Знакомство»); «Что такое  знакомство?» Предполагаемы е ответы:  «поступки,  речь,  поведение,  отношение к  другим,  мнения  других,  увлечения,  род занятий,  обязанности» 3. Целеполагание  (постановка УЗ) 5 мин Сегодня, работая на уроке, мы тоже  будем знакомиться,  будем больше  узнавать друг о  друге, потому что  будем видеть друг  друга, будем  общаться. А чтобы  Необходима  тема для  «Давайте  улыбнемся друг  другу и посмотрим  так, как будто вы в  первый раз увиделись и хотите  познакомиться» «Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали  внимание?»  Работа с кластером «Скажите, чтобы  узнать человека  лучше, достаточно  ли только этих  признаков?» «Обсудите в паре:  на что еще  необходимо  обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?» Определение темы  урока  1) Регулятивные: ­ целеполагание как постановка учебной  задачи, ­ планирование, ­ прогнозирование. 2) Познавательные: ­ умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение  осознанно и произвольно строить речевые состоялось  общение, что  необходимо?» Актуализация знаний Проверка д/з общения высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов  решения задач. 1) Познавательные: ­ общеучебные умения структурировать  знания, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности. 2) Логические: ­ анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: ­ контроль и оценка прогнозирования (при  анализе учебного действия). Какие чувства у вас  возникали во время  чтения? Кто вызывал у вас  эти чувства? Давайте вспомним и назовем главных и  второстепенных  героев рассказа») Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо  познакомиться с  каждым? Сколько  нужно времени?  Как вы думаете, с  каким героем мы  начнем сегодня  знакомиться? Почему именно с  ним? Как вы думаете:  может ли эта  схема помочь нам  при знакомстве с  Герасимом? Давайте попробуем  сформулировать  тему урока. Герасим –  главный герой рассказа А я хотела бы  предложить тему в  виде цитаты из  текста: «Славный  он был мужик…».  Если вы согласны с 4. Планирование  деятельности моей темой и  хотите разобраться, почему  И.С.Тургенев  называет своего  героя славным, то  прошу записать  тему в тетрадь». Сформулируйте УЗ, проговорите ее в  паре, запишите в  рабочую тетрадь.  «Сегодня на уроке я хочу научиться… и  (доказать мнение  Тургенева о своем  герое)…».  (Учитель  фиксирует УЗ на  доске) Запись темы в  тетради Составление  плана работы и  постановка УЗ Я хочу научиться  анализировать образ  героя и доказать  мнение Тургенева о  своем герое  Зачитывает вслух  определение  портрета. «Портрет – изображение  внешности героя:  лица, фигуры,  одежды, манеры  поведения. Индивидуальна я работа со  словарем  литературоведч еских  терминов. 1) Познавательные: ­ общеучебные умения структурировать  знания, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности. 2) Логические: ­ анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: ­ контроль и оценка прогнозирования (при  анализе учебного действия). 5.Этап реализации Составление  портрета  литературного  героя по схеме Обрааз  Герасима Работа по памятке­ инструкции по  группам 6.Итоги работы в  группах. 7.Рефлексия. Портрет Герасима «Славный он  был мужик..» Выступление  учащихся от группы Можно ли все эти  черты отнести к  одному  определению  «славный»? Ответы  учащихся ­ Сумел ли автор  доказать, что герой  его славный? ­  А вы могли бы  назвать Герасима  славным? ­ Какие качества  героя вам близки,  ценны для вас?» Встаньте у рабочих  столов и ответьте  на мой последний  вопрос, но без слов,  только движениями. Вопрос: какое  эмоциональное  состояние вы  испытывали на  уроке? ­ Если вам было  плохо, скучно, не  интересно, то  присядьте. ­ Если вам было  1) Регулятивные: ­ волевая саморегуляция; 2) Личностные: ­ смыслообразование (Я должен  посмотреть...) 3) Коммуникативные: ­ умение работать в группе, находить общее  решение; ­формулировать, аргументировать и  отстаивать свое мнение 1)Личностные: ­формирование осознанного, уважительного  и доброжелательного отношения к другому  человеку, его мнению; ­формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве  со сверстниками в процессе учебно­ исследовательской деятельности;    3)Коммуникативные: ­умение организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками 1) Познавательные: ­ общеучебные умения структурировать  знания, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности. 2) Логические: ­ анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: ­ контроль и оценка прогнозирования (при  анализе учебного действия). хорошо, вы были  уверенны, вам было  интересно, то  поднимите руки. ­ Если было очень  хорошо, вам все  очень понравилось,  вы себя чувствовали отлично, то  поднимите руки и  хлопните в  ладоши». «Посмотрите, какие мы все разные,  интересные. Все  имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем  не только с  помощью жестов,  эмоций, но и с  помощью речи. Нам  дано с вами самое  ценное – умение  говорить, то, чем  был обделен  Герасим. А почему  И.С.Тургенев  сделал своего героя  глухонемым, вы  узнаете на  последующих  уроках. А если кто­ то уже разгадал эту  загадку, то  замечательно». Д/з Подумай, кто утопил Муму? Герасим? Барыня? И.С.Тургенев?  Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ! Домашнее задание Памятка­инструкция №1 (для групповой работы) Портрет Герасима (внешность, фигура, одежда, походка, жесты) 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Каким вы представляете Герасима?  Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?  Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?  Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.  Почему автор сравнивает героя с гусаком?  Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме. 3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Герасима. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка­инструкция №2 (для групповой работы) Обязанности Герасима 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Чем занимался Герасим в деревне?  Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?  Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле –  немного? Попытайтесь разобраться.  Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)  Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6.  Спасибо за работу! Памятка­инструкция №3 (для групповой работы) Интерьер (обстановка каморки Герасима) 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:   Найдите описание каморки Герасима.  Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».  На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?  Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?  Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6.  Спасибо за работу!   Памятка­инструкция №4 (для групповой работы) Поведение Герасима 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?  Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?  В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?  Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?  О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6.  Спасибо за работу! Памятка­инструкция №5 (для групповой работы) Поступки Герасима, отношение к другим героям. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.  Как Герасим относится к другим героям? Почему?  Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям? 3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого. 4.  Сделайте выводы о качествах Герасима. 5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.  6.  Спасибо за работу!

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017