Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
12.03.2017
Урок литературы в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-знакомство
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
• создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
• освоение теоретико-литературных понятий;
• совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование урока:
• кластер «Средства создания литературного героя»,
• памятки-инструкции
конспект урока на конкурс.doc
Городилова Ирина Петровна. Урок литературы в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урокзнакомство
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и
аналитического мышления, литературнотворческих способностей;
освоение теоретиколитературных понятий;
совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историколитературной обусловленности с
использованием понятийного языка литературоведения;
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование
гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование урока:
кластер «Средства создания литературного героя»,
памяткиинструкции
Дидактическая структура
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
1. Организация начала
урока
Готовность класса. Проверяют
необходимые
предметы на
рабочем столе
УУД
Задания для
учащихся,
выполнение которых
приведет к
достижению
планируемых
результатов
1) Регулятивные:
волевая саморегуляция;
2) Личностные:
смыслообразование (Я должен
посмотреть...)
3) Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и со сверстниками.
2. Мотивация
«Сегодня у нас
урокзнакомство»
(прикрепляет на
доску блок
кластера
Вопросы для
учащихся,
вызывающие
мыслительную
деятельность «Знакомство»);
«Что такое
знакомство?»
Предполагаемы
е ответы:
«поступки,
речь,
поведение,
отношение к
другим,
мнения
других,
увлечения,
род занятий,
обязанности»
3. Целеполагание
(постановка УЗ) 5 мин
Сегодня, работая на
уроке, мы тоже
будем знакомиться,
будем больше
узнавать друг о
друге, потому что
будем видеть друг
друга, будем
общаться. А чтобы
Необходима
тема для
«Давайте
улыбнемся друг
другу и посмотрим
так, как будто вы в
первый раз увиделись
и хотите
познакомиться»
«Когда вы смотрели
друг на друга, на что
вы обращали
внимание?»
Работа с кластером
«Скажите, чтобы
узнать человека
лучше, достаточно
ли только этих
признаков?»
«Обсудите в паре:
на что еще
необходимо
обращать внимание,
чтобы лучше узнать
человека?»
Определение темы
урока
1) Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной
задачи,
планирование,
прогнозирование.
2) Познавательные:
умение структурировать знания, постановка
и формулировка проблемы, умение
осознанно и произвольно строить речевые состоялось
общение, что
необходимо?»
Актуализация знаний
Проверка д/з
общения
высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов
решения задач.
1) Познавательные:
общеучебные умения структурировать
знания, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
2) Логические:
анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования (при
анализе учебного действия).
Какие чувства у вас
возникали во время
чтения?
Кто вызывал у вас
эти чувства?
Давайте вспомним и
назовем главных и
второстепенных
героев рассказа»)
Посмотрите, героев
много. Можем ли за
один урок хорошо
познакомиться с
каждым? Сколько
нужно времени?
Как вы думаете, с
каким героем мы
начнем сегодня
знакомиться?
Почему именно с
ним?
Как вы думаете:
может ли эта
схема помочь нам
при знакомстве с
Герасимом?
Давайте попробуем
сформулировать
тему урока.
Герасим –
главный герой
рассказа
А я хотела бы
предложить тему в
виде цитаты из
текста: «Славный
он был мужик…».
Если вы согласны с 4. Планирование
деятельности
моей темой и
хотите разобраться,
почему
И.С.Тургенев
называет своего
героя славным, то
прошу записать
тему в тетрадь».
Сформулируйте УЗ,
проговорите ее в
паре, запишите в
рабочую тетрадь.
«Сегодня на уроке я
хочу научиться… и
(доказать мнение
Тургенева о своем
герое)…».
(Учитель
фиксирует УЗ на
доске)
Запись темы в
тетради
Составление
плана работы и
постановка УЗ
Я хочу научиться
анализировать образ
героя и доказать
мнение Тургенева о
своем герое
Зачитывает вслух
определение
портрета. «Портрет –
изображение
внешности героя:
лица, фигуры,
одежды, манеры
поведения.
Индивидуальна
я работа со
словарем
литературоведч
еских
терминов.
1) Познавательные:
общеучебные умения структурировать
знания, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
2) Логические:
анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования (при
анализе учебного действия). 5.Этап реализации
Составление
портрета
литературного
героя по схеме
Обрааз
Герасима
Работа по памятке
инструкции по
группам
6.Итоги работы в
группах.
7.Рефлексия.
Портрет Герасима
«Славный он
был мужик..»
Выступление
учащихся от группы
Можно ли все эти
черты отнести к
одному
определению
«славный»?
Ответы
учащихся
Сумел ли автор
доказать, что герой
его славный?
А вы могли бы
назвать Герасима
славным?
Какие качества
героя вам близки,
ценны для вас?»
Встаньте у рабочих
столов и ответьте
на мой последний
вопрос, но без слов,
только движениями.
Вопрос: какое
эмоциональное
состояние вы
испытывали на
уроке?
Если вам было
плохо, скучно, не
интересно, то
присядьте.
Если вам было
1) Регулятивные:
волевая саморегуляция;
2) Личностные:
смыслообразование (Я должен
посмотреть...)
3) Коммуникативные:
умение работать в группе, находить общее
решение;
формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение
1)Личностные:
формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению;
формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками в процессе учебно
исследовательской деятельности;
3)Коммуникативные:
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками
1) Познавательные:
общеучебные умения структурировать
знания, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
2) Логические:
анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования (при
анализе учебного действия). хорошо, вы были
уверенны, вам было
интересно, то
поднимите руки.
Если было очень
хорошо, вам все
очень понравилось,
вы себя чувствовали
отлично, то
поднимите руки и
хлопните в
ладоши».
«Посмотрите, какие
мы все разные,
интересные. Все
имеем право на свое
мнение. И выражать
свое мнение можем
не только с
помощью жестов,
эмоций, но и с
помощью речи. Нам
дано с вами самое
ценное – умение
говорить, то, чем
был обделен
Герасим. А почему
И.С.Тургенев
сделал своего героя
глухонемым, вы
узнаете на
последующих
уроках. А если кто
то уже разгадал эту
загадку, то
замечательно».
Д/з Подумай, кто утопил Муму?
Герасим? Барыня? И.С.Тургенев?
Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ!
Домашнее задание Памяткаинструкция №1 (для групповой работы)
Портрет Герасима (внешность, фигура, одежда, походка, жесты) 1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Каким вы представляете Герасима?
Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
Почему автор сравнивает героя с гусаком?
Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №2 (для групповой работы)
Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Чем занимался Герасим в деревне?
Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы? Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле –
немного? Попытайтесь разобраться.
Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №3 (для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Найдите описание каморки Герасима.
Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №4 (для групповой работы)
Поведение Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памяткаинструкция №5 (для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям. 1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
Как Герасим относится к другим героям? Почему?
Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.