Основные цели:
1) сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
2) закрепить знания состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10.
3) тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.
Демонстрационный материал:
1)девиз урока:
2) изображение Волка:
3) изображение корабля с лодочками:
(Лодочки с примерами ( 2-1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)
4) ряд чисел для задания 1 на этапе 2 (магнитом прикрепляю на доске):
5) эталон числа 9 (домик)
6) задание 2 для этапа 2:
3+2 7+3 6+2
4+4 5+3 5+4
7)Презентация
8)Презентация-тренажер
Раздаточный материал:
1) карточки с числами 1-10;
2) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе;
3) самостоятельная работа: № 1
Тип урока: рефлексия
Тема: «Сложение в пределах 10.».
Основные цели:
1) сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной
деятельности;
2) закрепить знания состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10.
3) тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.
Демонстрационный материал:
1)девиз урока:
Ошибка – это не пустяк.
Её исправить каждый рад!
Давай, дружок, смелее в бой!
С ошибкой справимся любой!
2) изображение Волка:
3) изображение корабля с лодочками:
(Лодочки с примерами ( 21, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)
4) ряд чисел для задания 1 на этапе 2 (магнитом прикрепляю на доске):
4, 6, 5, 7, 8
5) эталон числа 9 (домик)
6) задание 2 для этапа 2:
3+2
4+4
7+3 6+2
5+3 5+4
7)Презентация
8)Презентациятренажер
Раздаточный материал:
1) карточки с числами 110;2) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе;
3) самостоятельная работа: № 1
№2
4) счетный материал (кружочки, квадратики)
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации;
2) определение содержательных рамок урока;
3) формулирование темы и основной образовательной цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Слайд 1. Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра?
Если вам будет трудно, я помогу.
Улыбнёмся друг другу?
Учитель открывает 1 слайд презентации. Девиз урока:
Ошибка – это не пустяк.
Её исправить каждый рад!
Давай, дружок, смелее в бой!
С ошибкой справимся любой!
Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете? (С ошибками надо бороться)
Зачем нужно бороться с ошибками? (Только так мы закрепим наши знания.)
К вам на урок пришли гости, поприветствуем гостей (дети встают, поворачиваются к
гостям, приветствуют их и садятся на стульчики)
К вам прибыл ещё один гость из известного вам мультфильма «Ну, погоди!» Волк.
Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением Волка и Корабля.
Он приглашает вас совершить морское путешествие на быстроходном корабле.
Учитель открывает 2,3,4 слайды презентации.
(№1, №2, №3. Эти острова с заданиями.)
С каждым уроком математики ваших знаний становится все больше. Ваши знания
пригодятся вам в этом путешествии. Разместите их в каюте кораблика. Какие знания вы
можете разместить в каюте? (Ответы детей)
Попробуйте сформулировать тему урока (Ответы детей)
Какой тогда будет цель урока? ( Проверить свои знания: состава чисел в пределах10,
умение складывать в пределах 10.)
Давайте сравним и посмотрим, удалось ли вам правильно определить тему и цель урока.
Учитель открывает 5 слайд презентации. Тема и цели урока.
Сколько здесь островов? –(3)
Ребята, но ваш кораблик почемуто не может отправиться в путь. Что могло случиться?
(Предположения детей.) Я думаю, проблема заключается в тех знаниях, которыми вы нагрузите кораблик.
Кораблик отправится в путь, если будет уверен, что вы хорошо все знаете.
А вы в этом уверены?
Как это проверить? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
А если допустите ошибку? ( Будем учиться находить их и исправлять)
Как же вы работаете над ошибками? (Мы сначала выясняем, допускаем ли мы их. Если
допускаем, то выясняем, в чем они и почему мы их допустили, и исправляем ошибки.)
Вы, хотите отправиться в путь? (Да.)
Кораблик будет наблюдать за вашей работой. А для вас он приготовил индивидуальные
лодочки.
На каждой лодочке есть задание, решив которое вы узнаете номер своей лодки.
Запишите номер ручкой на флажке своего кораблика. Распределите лодочки к отплытию у
причала по номерам, в порядке возрастания. ( 21, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)
( Лодки распределяются:1,2,3,4,5,6,7,8,9)
Каждый будет самостоятельно управлять своей лодкой. Ведь поплывёт лодочка только
тогда, когда задание будет выполнено без ошибок.
Если выполните задание без ошибок, то лодочку передвинете на остров №1. Там
найдете новое задание, выполните без ошибок передвинете лодочку на остров №2. И так
же потом на остров№3.
Готовы?! Тогда возьмите лодочки.
А если лодочка не поплывет? Что вам нужно сделать? (Найти и исправить ошибки)
Кораблик хочет убедиться в ваших знаниях, умениях
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной
деятельности.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание — состав 9, сложение в пределах 10.
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.
3) организовать обобщение актуализированных способов действий;
4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться
на уроке;
5) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы №1;
6) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
7) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися
своих результатов ( с исправлением ошибок).
8) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для
самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Какой номер лодочки обозначает самое большое число?(9)
1)Состав числа 9.
Игра «Дополни до 9».
Учитель открывает на доске ряд чисел :4, 6, 5, 7, 8
Дополните данные числа до 9 с помощью карточек.
Учащиеся с помощью карточек показывают числа:5,3,4,2,1 Для проверки карточки с
верным ответом будут одинакового цвета. На доске фиксируется эталон состава числа
9(домик). (Состав числа надо знать наизусть)
Какое действие вы выполняли? (сложение)
(Кто правильно выполнил задание, тот передвигает свою лодочку на воду. Она готова к
отплытию)
2) Взаимосвязь между компонентами сложения.
1 5= 6
Посмотрите внимательно, какой знак действия нужно поставить? (+)
1+5=6
Что обозначает +? (прибавить, плюс, действие сложения)
Назовите компоненты действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма).
1+5это сумма слагаемых; 6 это значение суммы или значение выражения
Прочитайте по разному это выражение. (дети читают)
Что происходит со слагаемым? ( Увеличивается, чем больше слагаемое, тем больше будет
сумма)
Как удобнее решить этот пример?( К большему прибавить меньшее, т.к. от перестановки
слагаемых сумма не изменяется: 1+5=6
5+1=6
Где мы будем использовать данные свойства сложения?( При решении примеров для
удобного вычисления)
Учитель открывает на доске задание 2):
7+2
4+4
7+1 6+2
5+3 5+4
Работа организуется фронтально.
Что нам поможет при выполнении задания? (Эталоны состава чисел и умение
складывать)
Потренируемся в выполнении задания.
Учащиеся с места по цепочке выполняют задание с комментированием.
(если ктото ошибку допустит, то пробует ее исправить.
Учитель прикрепляет на доску эталон. 7+2=9 7+1 =8 6+2=8
4+4=8 5+3=8 5+4=9
Почему допустил ошибку?был невнимательный и т.п.)
Какой эталон нам еще может помочь? (Домик с составом числа 8).
3) Самостоятельная работа
№
Что вы повторили? (Мы повторили состав числа 9, 8, действие «сложение»,
изменяется)
Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
правила: удобнее к большему+меньшее, от перестановки слагаемых сумма не
1.
Зачем? (Чтобы мы проверили, допускаем ли мы ошибки или нет.) А если выяснится, что вы допускаете ошибки? (Мы будем над ними работать.)
Что вам в этом поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)
Учащиеся кладут перед собой алгоритм исправления ошибок .
1. Реши пример.
2. Проверь по эталону
3. Если ошибка, то подумай, почему ты ее допустил? Вспомни правило.
4. Исправь ошибку.
5. Выполни похожее задание.
Все ли шаги этого алгоритма вам знакомы? (Да.)
Ваши лодочки готовы к отплытию.
Ученики передвигают лодочки к острову №1. Учитель раздает учащимся карточки
самостоятельной работы№1.
Выполните эту самостоятельную работу.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно. На выполнение отводиться 68 минут.
Время закончилось. Проверьте свои работы по эталону.
Учитель раздает учащимся эталоны для проверки самостоятельной работы №1.
Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим красный
кружок за работу рядом с верно выполненным заданием, если ответ не совпал, то рядом с
примером синий кружок.)
Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть трудности, а где всё
получилось.)
Что нужно в задании сделать? ( Выполнить сложение)
Кто задание выполнил верно ? Лодочка готова к отплытию. Передвиньте
свою лодочку на остров №1 и возьмите с конверта задание№2
Что теперь необходимо сделать? (Вычислить и сопоставить свою работу с эталоном для
самопроверки.)
С какой целью вы будете проверять свою работу по эталону для самопроверки? (По
эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)
Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг внимательно, соотнося с
эталонами.)
Что еще надо положить перед собой, начиная проверку? (Алгоритм исправления
ошибок.)
Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Исправим
ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение. Возьмем дополнительное задание
.Будем работать по алгоритму)
Кто допустил ошибки, работает над их исправлением по алгоритму.
Читаем 1.шаг алгоритма … кто выполнит дополнительное задание верно, то передвигает
лодочку свою на остров №1.
Так же с островом№2,№3.
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из
заданий (кроме № 4*).
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№3 …чел.
3. Локализация затруднений.Цель:
1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки
своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания;
2) организовать учащихся, допустивших ошибки, на проведение анализа своих работ с
целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Если у вас возникли вопросы, что будете делать? (Понять, где и почему возникла
ошибка, и исправить ее.)
Проверьте первое задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 1?
В каком месте вы допустили ошибку?
Проверьте второе задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 2?
В каком месте вы допустили ошибку?
Кто всё верно выполнил? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения
поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий;
4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение
учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных
заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Те, кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 1, (Учитель пересаживает их
на 1 ряд)
заданий.)
Передвиньте лодочки на остров №2, получите карточку.
Учитель
дополнительных заданий
Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки,
пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё
раз осмыслить, понять? (…)
Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила, посмотрим, как
выполнены аналогичные задания, выполним тренировочные упражнения на острове №1.)
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений
учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае
затруднений учитель организует работу фронтально:
Кто определил место и причину ошибки в задании №1?(
Дети поднимают руки. Учитель рассаживает детей за 2 ряд)
Что нужно было сделать в этом задании? (Сложить.)
Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (Дорисовать фигуры и записать число.)
какую цель вы ставите перед собой? (Тренироваться в решении дополнительных
показывает на доске остров №2 и конверт с карточками основных иУчащиеся по цепочке могут выполнять это задание у доски с комментированием
аналогично тому, как это делалось на этапе 2. У доски работают те ученики, которые
допустили подобную ошибку. Ученики исправляют ошибки.
Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях?
(Потренироваться в решении .)
С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить дополнительные задания на
карточках . Учащиеся выполняют аналогичные задания, у которых были допущены ошибки.
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно
организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по
образцу .
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над
ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении
заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали
затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 5:
В каких заданиях возникли затруднения?
Еще раз повторите, как нужно действовать, чтобы снять затруднения? (Найти ошибку,
вспомнить правило, применить его и исправить ошибку.)
Какие способы сложения вспомнили? (Состав числа 9, присчитыванием, разложением
числа на части… )
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и
фиксацию результатов;
3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения;
4) для учащихся, не допустивших ошибок в самостоятельной работе № 1, организовать
самопроверку дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2 , которые вызвали у них
затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для
самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, передвигают лодочки на остров
№3, получают задания и выполнив, сверяют с эталоном. Работают по алгоритму.
Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим красным или
синим кружочком».)
После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.
Кто допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
В чем их причина? Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны
сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
Где вы можете это сделать? (При работе на след уроке)
Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включение используемых способов действий в систему знаний;
2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого на последующих
уроках.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Работа с тренажером
Что надо сделать в этом задании? (Надо дополнить выражения по числовому отрезку.)
Задание выполняется с комментированием с места. Вариант комментирования:
Чтобы получить 5, из точки 3 надо переместиться на 2 единицы вправо, значит, 3+
2 = 5. Записываем выражение и проводим стрелку.
Аналогично комментируется задание на втором отрезке.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, в которых были допущены
ошибки;
2) оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников;
3) зафиксировать оставшиеся затруднения как направления будущей учебной
деятельности;
Организация учебного процесса на этапе 8:
У детей на столах цветные кружочки и смайлики с «рожицами»
Какую цель перед собой ставили? (Проверить свои знания.)
Что помогло вам исправить свои ошибки? ( Работа по алгоритму. Эталоны,
рассуждения одноклассников.)
Удалось ли вам преодолеть затруднения? (Да.)
Каким способом вы исправляли ошибки? (Проверяли ответ, находили место ошибки,
вспоминали необходимые знания, исправляли ошибки.)
Оцените свою работу с помощью «кружка». Если вы не встретили затруднений на
уроке, то поднимите красный кружок. Если вы встретили затруднение и преодолели его, то
зеленый кружок, Если вы встретили затруднение и не смогли его преодолеть – синий.
Оцените свое настроение смайликом. ( Дети показывают грустную, веселую или
задумчивую рожицу)
Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель проводит рефлексию оценивания.
Я вижу, что вы справились с работой, и наш кораблик убедился в ваших знаниях , он
приплыл за вами. Путешествие закончилось, пора домой. Все дети берут свои лодочки на
память о путешествии.Кораблик приготовил для вас сюрприз.Раскраски с примерами. А
Кораблик с Волком на борту отправиться в путешествие к другим ребятам.
Далее учит Чему учились на уроке?
Над чем ещё нужно поработать?
Где можно применить данные знания?