Тема: «Сложение в пределах 10.».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основные цели: 1) сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности; 2) закрепить знания состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10. 3) тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ. Демонстрационный материал: 1)девиз урока: 2) изображение Волка: 3) изображение корабля с лодочками:  (Лодочки с примерами ( 2-1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2) 4) ряд чисел для задания 1 на этапе 2 (магнитом прикрепляю на доске): 5) эталон числа 9 (домик) 6) задание 2 для этапа 2: 3+2 7+3 6+2 4+4 5+3 5+4 7)Презентация 8)Презентация-тренажер Раздаточный материал: 1) карточки с числами 1-10; 2) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе; 3) самостоятельная работа: № 1
Иконка файла материала 000dee9e-435a56ba.docx
Тип урока: рефлексия Тема: «Сложение  в пределах 10.». Основные цели: 1) сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности; 2) закрепить знания состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10. 3) тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ. Демонстрационный материал: 1)девиз урока: Ошибка – это не пустяк. Её исправить каждый рад! Давай, дружок, смелее в бой! С ошибкой справимся любой! 2) изображение Волка: 3) изображение корабля с лодочками:    (Лодочки  с примерами ( 2­1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2) 4) ряд чисел для задания 1 на этапе 2 (магнитом прикрепляю на доске): 4,  6, 5, 7, 8 5) эталон числа 9 (домик) 6) задание 2 для этапа 2:  3+2 4+4 7+3     6+2 5+3     5+4 7)Презентация 8)Презентация­тренажер Раздаточный материал: 1) карточки  с числами 1­10;2) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе; 3) самостоятельная работа: № 1 №2  4) счетный материал (кружочки, квадратики) Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации; 2) определение содержательных рамок урока; 3) формулирование темы и основной образовательной цели урока. Организация учебного процесса на этапе 1: Слайд 1. Я желаю вам сегодня добра. Вы желаете мне сегодня добра? Если вам будет трудно, я помогу. Улыбнёмся друг другу? Учитель открывает 1 слайд презентации. Девиз урока: Ошибка – это не пустяк. Её исправить каждый рад! Давай, дружок, смелее в бой! С ошибкой справимся любой!  Прочитайте девиз урока. Как вы его понимаете? (С ошибками надо бороться)   Зачем нужно бороться с ошибками? (Только так мы закрепим наши знания.)  К вам на урок пришли гости, поприветствуем гостей (дети встают, поворачиваются к гостям, приветствуют их и садятся на стульчики)  К вам  прибыл ещё один гость из известного вам мультфильма «Ну, погоди!» ­ Волк.   Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением Волка  и Корабля.  Он приглашает вас совершить морское путешествие на быстроходном корабле.   Учитель открывает 2,3,4 слайды презентации.  (№1, №2, №3. Эти острова с заданиями.)  С   каждым   уроком   математики   ваших   знаний   становится   все   больше.   Ваши   знания пригодятся вам в этом путешествии. Разместите их в каюте кораблика.  Какие знания вы можете разместить в каюте? (Ответы детей)  Попробуйте сформулировать тему урока (Ответы детей)  Какой тогда будет цель урока? ( Проверить свои знания: состава чисел в пределах10, умение складывать в пределах 10.) ­ Давайте сравним и посмотрим, удалось ли вам правильно определить тему и цель урока.  Учитель открывает 5 слайд презентации. Тема и цели урока.  Сколько здесь островов? –(3)   Ребята, но ваш кораблик почему­то не может отправиться в путь. Что могло случиться?  (Предположения детей.) Я   думаю,   проблема   заключается   в   тех   знаниях,   которыми   вы   нагрузите   кораблик. Кораблик отправится в путь, если будет уверен, что вы хорошо все знаете.   А вы в этом уверены?  Как это проверить? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)  А если допустите ошибку? ( Будем учиться находить их и  исправлять)  Как же вы работаете над ошибками? (Мы сначала выясняем, допускаем ли мы их. Если допускаем, то выясняем, в чем они и почему мы их допустили, и исправляем ошибки.)  Вы, хотите отправиться в путь? (Да.)  Кораблик будет наблюдать за вашей работой. А для вас он приготовил индивидуальные лодочки.     На   каждой   лодочке   есть   задание,   решив   которое   вы   узнаете   номер   своей   лодки. Запишите номер ручкой на флажке своего кораблика.  Распределите лодочки к отплытию у причала по номерам, в порядке возрастания. ( 2­1, 1+1, 2+1, 2+2, 3+2, 4+2, 4+3, 6+2, 7+2)  ( Лодки распределяются:1,2,3,4,5,6,7,8,9)   Каждый будет самостоятельно управлять своей лодкой. Ведь поплывёт лодочка только тогда, когда задание будет  выполнено без ошибок.   Если   выполните   задание   без   ошибок,   то   лодочку   передвинете   на   остров   №1.   Там найдете новое задание, выполните без ошибок­ передвинете лодочку на остров №2. И так же потом на  остров№3. Готовы?! Тогда  возьмите лодочки.   А если лодочка не поплывет? Что вам нужно сделать? (Найти и исправить ошибки)   Кораблик  хочет убедиться в ваших знаниях, умениях  2.   Актуализация   знаний   и   фиксация   затруднений   в   индивидуальной деятельности. Цель: 1) актуализировать учебное содержание — состав 9, сложение в пределах 10. 2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия. 3) организовать обобщение актуализированных способов действий; 4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке; 5) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы №1; 6) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1; 7) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов ( с исправлением ошибок). 8)   организовать   мотивацию   учащихся   к   сопоставлению   своих   работ   по   эталону   для самопроверки. Организация учебного процесса на этапе 2: ­ Какой номер лодочки обозначает самое большое число?(9) 1)Состав числа 9. Игра «Дополни до 9». Учитель открывает на доске ряд чисел :4, 6,  5, 7,  8  Дополните данные числа до 9 с помощью карточек. Учащиеся с помощью карточек   показывают числа:5,3,4,2,1 Для   проверки ­ карточки с верным ответом   будут одинакового цвета. На доске фиксируется эталон состава   числа 9(домик). (Состав числа надо знать наизусть) ­ Какое действие вы выполняли? (сложение) (Кто правильно выполнил задание, тот передвигает свою лодочку на воду. Она готова к отплытию) 2) Взаимосвязь между компонентами сложения.    1   5= 6 ­Посмотрите внимательно, какой знак действия нужно поставить? (+)  1+5=6 ­Что обозначает +? (прибавить, плюс, действие сложения) ­Назовите компоненты действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма). 1+5это сумма слагаемых; 6 это значение суммы или значение выражения ­Прочитайте по­ разному это выражение. (дети читают) ­Что происходит со слагаемым? ( Увеличивается, чем больше слагаемое, тем больше будет сумма) ­Как удобнее решить этот пример?( К большему прибавить меньшее, т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется: 1+5=6 5+1=6  ­  Где мы будем использовать данные свойства сложения?(  При решении примеров  для удобного вычисления) Учитель открывает на доске задание 2): 7+2 4+4 7+1     6+2 5+3     5+4 Работа организуется фронтально.  Что   нам   поможет   при   выполнении   задания?   (Эталоны   состава   чисел   и   умение складывать) ­ Потренируемся в выполнении задания. Учащиеся с места по цепочке выполняют задание с комментированием. (если кто­то ошибку допустит, то  пробует ее исправить.  Учитель прикрепляет на доску  эталон. 7+2=9 7+1 =8    6+2=8 4+4=8 5+3=8     5+4=9  Почему допустил ошибку?­был невнимательный и т.п.)  ­ Какой эталон нам еще может помочь? (Домик с составом  числа 8). 3) Самостоятельная работа   №       Что вы повторили? (Мы повторили  состав числа 9, 8, действие «сложение»,   изменяется)  Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)  правила:   удобнее   к   большему+меньшее,   от   перестановки   слагаемых   сумма   не  1. Зачем? (Чтобы мы проверили, допускаем ли мы ошибки или нет.) А если выяснится, что вы допускаете ошибки? (Мы будем над ними работать.)  Что вам в этом поможет? (Алгоритм исправления ошибок.) Учащиеся кладут перед собой алгоритм исправления ошибок . 1. Реши пример. 2. Проверь по эталону 3. Если ошибка, то подумай, почему ты ее допустил? Вспомни правило. 4. Исправь ошибку. 5. Выполни похожее задание.  Все ли шаги этого алгоритма вам знакомы? (Да.)  Ваши лодочки готовы к отплытию. Ученики   передвигают   лодочки   к   острову   №1.   Учитель   раздает   учащимся   карточки самостоятельной работы№1.   Выполните эту самостоятельную работу. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. На выполнение отводиться 6­8 минут.  Время закончилось. Проверьте свои работы по эталону. Учитель раздает учащимся эталоны для проверки самостоятельной работы №1.  Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим красный кружок за работу рядом с верно выполненным заданием, если ответ не совпал, то рядом с примером синий кружок.)  Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть трудности, а где всё получилось.)  Что нужно в задании сделать? ( Выполнить сложение) ­ Кто задание выполнил верно ? Лодочка готова к отплытию. Передвиньте  свою лодочку на остров №1 и  возьмите с конверта  задание№2   Что теперь необходимо сделать? (Вычислить и сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)  С какой целью вы будете проверять свою работу по эталону для самопроверки? (По эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)  Как   вы   будете   проверять?   (Будем   проверять   каждый   шаг   внимательно,   соотнося   с эталонами.)  Что   еще   надо   положить   перед   собой,   начиная   проверку?   (Алгоритм   исправления ошибок.)  Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Исправим ошибки   и   посмотрим,   почему   возникло   затруднение.   Возьмем   дополнительное   задание .Будем работать по алгоритму) ­Кто допустил ошибки, работает над их исправлением по алгоритму.  Читаем 1.шаг алгоритма …  кто выполнит дополнительное задание верно, то передвигает лодочку свою на остров №1.  Так же с островом№2,№3.  Учитель   фиксирует   на   доске   количество   человек,   допустивших   ошибки   в   каждом   из заданий (кроме № 4*). № 1  – … чел. № 2  – … чел.                                    №3  ­ …чел. 3. Локализация затруднений.Цель: 1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания; 2)  организовать   учащихся,  допустивших   ошибки,   на  проведение   анализа  своих   работ  с целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений. Организация учебного процесса на этапе 3:  Если   у   вас   возникли   вопросы,   что   будете   делать?   (Понять,   где   и   почему   возникла ошибка, и исправить ее.)  Проверьте первое задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?  У кого возникли затруднения в задании № 1?  В каком месте вы допустили ошибку?  Проверьте второе задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?  У кого возникли затруднения в задании № 2?  В каком месте вы допустили ошибку?  Кто всё верно выполнил? Что, это означает? (У нас нет затруднений.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) уточнить индивидуальные цели будущих действий; 2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели; 3) организовать реализацию согласованного плана действий; 4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки; 5)   для   учащихся,   не   допустивших   ошибки,   организовать   выполнение   дополнительных заданий. Организация учебного процесса на этапе 4:  Те, кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 1, (Учитель пересаживает их на 1 ряд)  заданий.) ­ Передвиньте лодочки на остров №2, получите карточку. Учитель   дополнительных заданий   Те,   кто   выявил   ошибки,   какую   цель   ставите   перед   собой?   (Исправить   ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)  Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)  Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)  Как   вы   будете   это   делать?   (Будем   пошагово   применять   правила,   посмотрим,   как выполнены аналогичные задания, выполним тренировочные упражнения на острове №1.) Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально:  Кто определил место и причину ошибки в  задании №1?(  Дети поднимают руки. Учитель рассаживает детей за 2 ряд)  Что нужно было сделать в этом задании? (Сложить.)  Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? (Дорисовать  фигуры и записать число.) какую   цель   вы   ставите   перед   собой?   (Тренироваться   в   решении   дополнительных   показывает   на   доске   остров   №2   и   конверт   с   карточками   основных   иУчащиеся   по   цепочке   могут   выполнять   это   задание   у   доски   с   комментированием аналогично тому, как это делалось на этапе 2. У доски работают те ученики, которые допустили подобную ошибку. Ученики исправляют ошибки.  Что   теперь   нужно   сделать,   чтобы   не   допускать   ошибок   в   подобных   заданиях? (Потренироваться в решении .) С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить дополнительные  задания на карточках . Учащиеся выполняют аналогичные задания, у которых были допущены ошибки. В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно. В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу . Результатом   работы   на   данном   этапе   должно   быть   выполнение   детьми   работы   над ошибками   и   закрепление   способов   действий,   вызвавших   затруднения,   при   выполнении заданий для тренировки. 5. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: 1) организовать обсуждение типовых затруднений; 2)   организовать   проговаривание   формулировок   способов   действий,   которые   вызвали затруднение. Организация учебного процесса на этапе 5:  В каких заданиях возникли затруднения?  Еще раз повторите, как нужно действовать, чтобы снять затруднения? (Найти ошибку, вспомнить правило, применить его и исправить ошибку.)  Какие способы сложения вспомнили? (Состав числа 9, присчитыванием, разложением числа на части… ) 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой; 2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов; 3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения; 4) для учащихся, не допустивших ошибок в самостоятельной работе  №  1, организовать самопроверку дополнительных заданий. Организация учебного процесса на этапе 6: Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы  №  2 , которые вызвали у них затруднения,   и   самостоятельно   сопоставляют   полученное   решение   с   эталоном   для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, передвигают лодочки на остров №3, получают задания и выполнив, сверяют с эталоном. Работают по алгоритму. Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)  Как   будете   проверять   вашу   работу?   (По   эталону,   результат   отметим   красным   или синим кружочком».) После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.  Кто допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?  В чем их причина? Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)  Где вы можете это сделать? (При работе  на след уроке)  Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?  Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.) 7. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) включение используемых способов действий в систему знаний; 2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого на последующих уроках. Организация учебного процесса на этапе 7:  Работа с тренажером  Что надо сделать в этом задании? (Надо дополнить выражения по числовому отрезку.) Задание выполняется с комментированием с места. Вариант комментирования:  Чтобы получить 5, из точки 3 надо переместиться на 2 единицы вправо, значит, 3+ 2 = 5. Записываем выражение и проводим стрелку. Аналогично комментируется задание на втором отрезке. 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, в которых были допущены ошибки; 2) оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников; 3)   зафиксировать   оставшиеся   затруднения   как   направления   будущей   учебной деятельности; Организация учебного процесса на этапе 8: У детей на столах  цветные кружочки и смайлики с «рожицами»   Какую цель перед собой ставили? (Проверить свои знания.)  Что   помогло   вам   исправить   свои   ошибки?   (   Работа   по   алгоритму.   Эталоны, рассуждения одноклассников.)  Удалось ли вам преодолеть затруднения? (Да.)  Каким способом вы исправляли ошибки? (Проверяли ответ, находили место ошибки, вспоминали необходимые знания, исправляли ошибки.)  Оцените   свою   работу   с   помощью   «кружка».   Если   вы   не   встретили   затруднений   на уроке, то поднимите красный кружок. Если вы встретили затруднение и преодолели его, то зеленый кружок, Если вы встретили затруднение и не смогли его преодолеть – синий.   Оцените   свое   настроение   смайликом.   (   Дети   показывают  грустную,  веселую  или задумчивую рожицу)  Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель проводит рефлексию оценивания.  Я вижу, что вы справились с работой, и наш кораблик убедился в ваших знаниях , он приплыл за вами. Путешествие закончилось, пора домой. Все дети берут свои лодочки  на память о путешествии.Кораблик приготовил для вас сюрприз.Раскраски с примерами. А Кораблик с Волком на борту  отправиться в путешествие к другим ребятам. Далее учит Чему учились на уроке? ­  Над чем ещё нужно поработать?  ­Где можно применить данные знания?

Посмотрите также