Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Тема: Сочинениеподражание Ушинскому
(К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»)
Литературное чтение
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и
почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили.
Ход урока
Ι
. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
1) Беседа с учащимися:
– Совпали ли ваши первоначальные предположения с содержанием текста?
– В чём причина этого несовпадения? (Заголовок текста «Жалобы зайки»
настраивает на чтение сказки, художественной прозы.)
– Что нужно было выполнить перед чтением? (К.Д. Ушинский писал учебные
книги, а значит, «Жалобы зайки» – текст из раздела «О природе», главная его
задача – рассказать о зайце.)
2) Рассказ о зайце в соответствии с содержанием рассказа К.Д.
Ушинского.
План рассказа:
а) внешний вид зайцев;
б) где и как они живут;
в) чем питаются зайцы;
г) как спасаются от врагов;
д) враги зайцев в природе;
е) заячий характер.
– Чем не похож получившийся рассказ на авторский текст? На что похож?
Почему это произошло?
– Почему К.Д. Ушинский рассказал о зайце художественным, а не научным
языком?
– Вопросы из учебника (задание 2, с. 207).
II. Развитие умений.
1. Подготовка к сочинениюподражанию.
– Понравилось ли вам узнавать новое, читая художественное произведение?
– О каком животном хотелось бы рассказать вам?– Подумайте, как будет называться ваш рассказ, исходя из представлений
людей о характере и других особенностях этого животного.
(«Хвастовство лисицы», «Похвальба медведя», «Ворчанье ежа», «Трескотня
сороки», «Обиды крота», «Шипенье змеи» и т.д.)
– Вспомните, что знаете об этом животном, запишите план рассказа.
– Подумайте, каким языком будет говорить ваш герой.
– Подумайте о своём отношении к этому животному. Будете ли вы его
выражать в тексте? Как?
– Придумайте первое предложение сочинения. Посмотрите, как начал свой
рассказ К.Д. Ушинский. Обратите внимание на связь между словами автора и
героем рассказа.
– Вот, например, догадайтесь, о каком герое будет рассказываться:
Раскаркалась, разгорланилась серая , усевшись повыше на ветку дерева,
клювом щёлкает, кричитговорит… (о вороне).
А теперь:
Расчирикался, распушился молодой , увидев хлебную крошку, друзей на пир
зовёт и всё пищитприговаривает…
(о воробье).
(См. материалы в тетради, урок 65.)
2. Написание сочинения.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее задание.
По желанию напишите свою сказку.
. Итог.