Тип урока: урок ознакомления с новым материалом;
Форма проведения урока: технология смешанного обучения: модель «смена рабочих зон».
Участники: Ученики 1 класса
Цели: образовательная: формирование умения составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку; различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи.
Развивающая: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, ИКТ компетенции.
Воспитательная: воспитание положи¬тельного отношения к знаниям, к процессу учения; культуры поведения при фронтальной, групповой работе.
Планируемый результат обучения:
Личностные УУД: проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, понимание и принятие правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение; совместно с другими учениками давать оценку деятельности группы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им; представлять информацию в разных формах; умение использовать ИКТ для доступа к информации, обработки, оценки.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Ресурсы: интерактивная доска, ноутбуки, сотовый телефон с программой OR code Reader, тест, маршрутные листы, музыка, корзина с яблоками, шары, магнитные бабочки, алгоритм оценивания, часы.
с использованием информационнокоммуникационных технологий (ИКТ)
Технологическая карта урока
развитие математической речи,
Предмет: Математика
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: Составление задач по рисунку
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом;
Форма проведения урока: технология смешанного обучения: модель «смена
рабочих зон».
Участники: Ученики 1 класса
Цели: образовательная: формирование умения составлять задачи на сложение и
вычитание по рисунку; различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять
решение задачи.
Развивающая:
оперативной памяти,
произвольного внимания, нагляднодейственного мышления, ИКТ компетенции.
Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу
учения; культуры поведения при фронтальной, групповой работе.
Планируемый результат обучения:
Личностные УУД: проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на
основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и
одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении
знаний и способов действий, понимание и принятие правил работы в группе:
проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления
прислушиваться к мнению одноклассников
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя; работать по предложенному плану; оценивать правильность
выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
высказывать своё предположение; совместно с другими учениками давать
оценку деятельности группы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах
поведения и общения в группе и следовать им; представлять информацию в
разных формах; умение использовать ИКТ для доступа к информации,
обработки, оценки.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на урокеРесурсы: интерактивная доска, ноутбуки, сотовый телефон с программой OR
code Reader, тест, маршрутные листы, музыка, корзина с яблоками, шары,
магнитные бабочки, алгоритм оценивания, часы.Деятельность
ученика
Улыбаются.
Проговариваю
т настрой на
урок,
обращаясь,
друг к другу.
Отвечают на
вопросы
Этапы
Формировани
I этап.
Организацио
нный
момент.
Мотивация к
учебной
деятельности
Цель:
осуществить
межличностн
ый контакт;
создать
комфортную
психологичес
кую
атмосферу.
е УУД
КУУД: уметь
совместно
договариватьс
я о правилах
поведения на
уроке и
следовать им;
уметь
оформлять
свои мысли в
устной форме.
ЛУУД:
проявление
доброжелате
льного
отношения к
сверстникам
учителя
Создаёт
условия для
возникновения
у учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность.
Организует
уточнение
шагов учебной
деятельности.
Слушают и
рассматривают
маршрутный
лист.
Показывает
сигнал
(включает
музыку)
Деятельность
Обучающие и развивающие задания
Комментари
1. Улыбнитесь друг другу.
Пожелание на урок:
Я желаю тебе добра.
Ты желаешь мне добра
Если тебе трудно
Я помогу.
Каждый день вы видите в классе
шары, цветы? (Нет)
А когда, мы украшаем помещения?
(Когда праздник.)
У нас действительно сегодня
праздник юбилейный урок.
210 уроков прошло с того момента,
как вы переступили порог школы.
И проведем мы его необычно. Вы
уже сидите в своей рабочей зоне. А
всего их три: зона онлайн, зона
работы с учителем, зона групповой
работы.
У каждого есть маршрутный лист.
На нем указаны задания, над
которыми нужно работать в
каждой из зон, а также
последовательность прохождения
зон вашей группы.
и
Класс заранее
делится на
три рабочие
зоны: онлайн
зона, зона
работы с
учителем и
зона
групповой
работы.
Приложение
1II этап.
Актуализация
знаний и
постановка
учебной
задачи.
Цель –
определить
вместе с
учеником
тему и цель
урока;
нацелить
каждого
ученика на
решение
учебной
задачи урока.
ПУУД: учить
преобразовыва
ть
информацию
из одной
формы в
другую:
составлять
математическ
ие рассказы;
ориентировать
ся в своей
системе
знаний:
отличать
новое от уже
известного с
помощью
учителя
РУУД:
научится
Предлагает
ребус.
Разгадывают
ребус.
На
интерактивной
доске
составляют
равенство.
Организует
подводящий
диалог к
формулирован
ию темы урока
Составляют
задачу
Формулируют
тему урока
Слайд 1
Слайд 2
Переходить мы будем по сигналу.
Разгадайте ребус (задача)
А что такое задача?
(Математический рассказ, в
котором есть вопрос.)
Составьте равенство по рисунку.
(Было 3 утенка, пришли еще 2,
стало 5)
Можно сказать, что это задача?
(Нет)
Почему? (В задаче должны быть
условие и вопрос.)
Составьте условие задачи. (На
пруду плавали 3 утенка, пришли
ещё 2. )
Поставьте вопрос.
(Сколько утят стало на пруду?)
Мы составили задачу, опираясь на
что? (на рисунок)
Сформулируйте тему урока.
(Составление задачи по рисунку)
Как вы понимаете слово
«составить»? (Назвать условие и
вопрос.)определять и
формулироват
ь тему и цель
на уроке с
помощью
учителя;
КУУД:
научится
оформлять
свои мысли в
устной форме,
высказывать
предположени
я
Прочитайте вопрос, на который
мы должны ответить в конце урока
(на доске).
Сколько задач можно составить по
одному рисунку?
(Ответ закрыт).
Выскажите свои предположения
по этому вопросу.
Чтобы ответить на этот вопрос
начнем работу.
Я уверенна, что вы справитесь, со
всеми заданиями и у нас всё будет
просто…. (Дети: замечательно)
Читают вопрос,
высказывают
свои
предположения.
Отвечают и
показывают.
Организует
мотивационны
й момент
Группа 1 зона работа с учителем Группа 2 зона онлайн Группа 3 зона групповой работы
Работа в рабочих зонах (7 минут)Ι Ι
I .
Совместно
е
«открытие
» знаний.
(работа в
группах)
Цель
формирова
ние умения
составлять
задачи на
сложение и
вычитание
по
рисунку;
различать
условие
задачи,
вопрос;
правильно
оформлять
решение
задачи.
КУУД:
научится
слушать и
понимать речь
других;
вступать в
диалог.
ЛУУД:
проявлять
интерес к
математике;
осваивать роль
ученика на
основе
выполнения
правил
поведения на
уроке и
взаимодействи
я с учителем и
одноклассника
ми;
ПУУД: учить
добывать новые
знания:
находить
ответы на
Показывает
корзину и
яблоки
Группа 1
зона работа с учителем
Чему мы будем учиться на уроке?
(Составлять задачи по рисунку).
На столе корзина и яблоки.
У каждой
группы
должен быть
результат.
Моделируют
задачу.
Организует
беседу
Обосновывают
выбор
действия для
решения
задачи
Записывают
решение и
ответ в
маршрутный
лист.
Моделируют
В зоне работы
с учителем
результат:
вывод (ответ
на вопрос
урока)
Составьте задачу. (В корзину
положили 3 красных яблока, а
потом 2 зеленых яблока. Сколько
яблок стало в корзине?)
Что известно в задаче?
Как называется часть, в которой
говорится, что известно? (Условие).
Как решить задачу? (3 + 2)
Почему для решения выбрали знак
«+»?
Назовите ответ. (5)
Можно ещё составить задачу?
У Маши в корзине было 5 яблок. 2
зеленых яблока она отдала. Сколько
яблок осталось у Маши?
Выделите в этой задаче условие,
вопрос.
Какой знак выберите для решениявопросы,
используя свой
жизненный
опыт и
информацию,
полученную на
уроке, делать
выводы.
КУУД:
научится
использовать
ИКТ для
доступа к
информации,
обработки,
оценки.
задачи.
Записывают
решение и
ответ в
маршрутном
листе.
Пытаются
составить еще
задачи. Делают
вывод.
Записывают в
маршрутный
лист.
Выполняют
тест.
Результат
вносят в
маршрутный
лист.
задачи? Почему?
Запишите решение ответ.
Попробуйте еще составить
задачу.
В корзине было 5 яблок. 3 красных
яблока съели. Сколько яблок
осталось в корзине?
Запишем решение, ответ.
Кто еще, попробует составить
задачу? (Больше не можем
составить).
Сколько задач мы составили по
одному рисунку? (3)
По одному рисунку можно
составить больше задач, но мы пока
можем составить 3.
Группа 2 зона онлайн
1. Пройди тест
2. Результат
Каждый ученик работает на
ноутбуке. (Составляют задачи и
выбирают решение из 4
предложенных вариантов).
Группа 3 зона групповой работы
Результат в
зоне онлайн:
после
прохождения
теста ученик
узнает:
количество
правильных,
ошибочных
ответов и
оценку. ЕслиОбсуждают,
высказывают
свое мнение.
Приходят к
единому
мнению.
Вычеркивают
лишние слова
Проводят
проверку,
Распознают
QRкод с
помощью
камеры на
мобильном
телефоне.
Если
обнаружили
расхождения,
проводят
коррекцию
Составляют
задачи по
ПУУД: анализ
информации с
целью
выделение
лишних данных
КУУД:
понимание и
принятие
правил работы в
группе:
проявление
доброжелательн
ого отношения
к сверстникам,
стремления
прислушиваться
к мнению
одноклассников
.
РУУД:
контролировать
и оценивать
учебные
действия в
его не
устраивает
результат, он
может
повторить
тест
Обсудите в группе, что не
относится к частям задачи.
Вычеркните лишнее.
Разность Решение
Условие
Ответ Задача
Ноль
Плюс
Вопрос
Проверь
2. Составьте задачи по рисунку.
При помощи
QRкода
закодирован
правильный
ответ.
Результат
групповой
работы:
заполненная
таблица,
составленныесоответствии с
поставленной
учебной задачей
рисунку.
Оценивают
работу группы.
Переходят в
следующую
рабочую зону
Звучит сигнал
3.Оцените работу группы по
критериям.
задачи.
Критерии на
столе
Приложение
2
Группа1 зона групповой работы Группа 2 зона работа с учителем Группа 3 зона онлайн
Работа в рабочих зонах (7 минут)
ПУУД: анализ
информации с
целью
составления
алгоритма
КУУД: умение
работать в
группе, слушать
и слышать друг
друга
Обсуждают,
высказывают
свое мнение.
Расставляют
цифры
Проводят
Группа 1 зона групповой
работы
1.Пронумеруй порядок
решения задачи по рисунку (1
–рассмотри рисунок, 2, 3,4,5)
Учитывая разный
темп работы
групп, в
маршрутных
листах, синим
цветом,
напечатаны
дополнительные
задания.РУУД:
контролироват
реши задачу
ь и оценивать
учебные
рассмотри рисунок
действия в
соответствии с
поставленной
учебной
задачей
поставь вопрос
запиши ответ
составь условие
ЛУУД:
проявлять
интерес к
математике;
осваивать роль
ученика на
основе
выполнения
правил
поведения на
уроке и
взаимодействи
я с учителем и
одноклассника
ми;
ПУУД: умения
использования
проверку,
Распознают
QRкод с
помощью
камеры на
мобильном
телефоне.
Сличают с
выполненным
заданием. Если
обнаружили
расхождения с
эталоном,
проводят
коррекцию
Составляют
задачи по
рисунку.
Записывают
решение.
Оценивают
работу группы.
1
Проверь
3. Составьте задачу на +
Запиши решение
4.Оцени работу группы
Группа 2 зона работа с
учителем
Чему вы учились, работая
онлайн? (составлять по
рисунку задачу и решать
задачи).
Что значит составить задачу?
Послушайте внимательно иВедет беседу
знаково
символических
средств
представления
информации,
находить
ответы на
вопросы,
используя свой
жизненный
опыт и
информацию,
полученную на
уроке, делать
выводы.
Высказывают
свое мнение
Показывает
модель
Аргументируют
ответ.
Записывают с
комментирован
ием
Делают вывод.
В маршрутном
листе
записываем
КУУД:
скажите можно ли сказать, что
я составила задачу?
У Маши было 2 зеленых
яблока и 3 красных. (Нет)
Почему? (Нет вопроса)
Добавьте вопрос. (Сколько
всего яблок было у Маши?)
Решите задачу и запишите
ответ.
Составьте еще задачу.
У Маши было 5 яблок. 2
яблока она отдала. Сколько
яблок осталось у Маши?
Что надо сделать, чтобы
ответить на вопрос задачи?
(решить)
Какой знак действия вы
выберите для решения задачи?
Почему? (Стало меньше)
Записываем решение, ответ.
Попробуйте ещё составить
задачу .
Сколько задач мы составили?
(3)
Группа 3 зона онлайн
1.
2.
Пройди тест
Результатиспользовать
ИКТ для
доступа к
информации,
обработки,
оценки.
вывод
Выполняют
тест. В
маршрутный
лист вносят
результат.
Переходят в
следующую
рабочую зону
Звучит сигнал
Группа 1 зона онлайн Группа 2 зона групповой работы Группа 3 зона работа с учителем
Работа в рабочих зонах (7 минут)
Выполняют
тест.
КУУД:
использовать
ИКТ для
доступа к
информации,
обработки,
оценки.
ПУУД: умение
находить и
Обсуждают,
Группа 1 зона онлайн
1.
2.
Пройди тест
Результат
Группа 2 зона групповой
работычитать
информацию,
представленну
ю разными
способами
(текст,
таблица)
РУУД:
умение
контролировать
свою работу и
работу
товарищей.
высказывают
свое мнение.
Договариваютс
я.
Раскладывают
листочки.
Фотографируют
.
Составляют
задачу.
Записывают
решение.
Проводят
проверку, если
надо
коррекцию.
Оценивают
работу группы.
Высказывают
свое мнение
Части задачи
напечатаны на
листочках
Приложение 3
Результат
проверяется в
галерее на
телефоне
1. Расположите части задачи в
соответствии с таблицей
УСЛОВИЕ
ВОПРОС
РЕШЕНИЕ
ОТВЕТ
2. Сфотографируйте результат
3. Составьте задачи по
рисунку. Запишите
решение.
4. Проверь
5. Оцени работу группы
Группа 3 зона работа с
учителем
Чему вы учились, работая в
группе и онлайн? (составлять и
решать задачи по рисунку).Отвечают на
вопросы
Моделируют
задачи
Проводят
самоконтроль и
самооценку
результатов
своей учебной
деятельности
Высказывают
свое мнение
IV этап.
Самооценк
а и
самоконтро
ль
Итог урока.
Рефлексия
деятельност
и
РУУД: умение
проводить
самоконтроль и
самооценку
результатов
своей учебной
деятельности.
Звучит сигнал
Открывает на
доске ответ
Создает
ситуацию для
осмысления
всей работы на
уроке.
Объясните, как вы поняли
порядок (алгоритм)
составления задачи.
Составляют задачи по модели.
Чему мы сегодня учились на
уроке? (Составлять задачи по
рисунку и записывать их
решение)
Какую цель поставили в
начале урока? (Ответить на
вопрос «Сколько задач можно
составить по одному
рисунку?»)
К какому выводу вы пришли в
результате работы? (Сейчас мы
можем дать ответ на этот
вопрос, 3 задачи: 1 на сложение,
2 на вычитание).
Правильно. Но это пока мы
можем составить 3 задачи. Мы
будем знакомиться с новыми
задачами, и вы сможете
составить на много больше
задач по одному рисунку.
Рефлексия деятельности
В этот морозный день мы
оказались на поляне из цветов, Приложение 4Делают выбор
Делают выбор
Аплодируют
где картинками обозначены –
рабочие зоны.
Я предлагаю вам прикрепить
свою бабочку к той зоне, где
вам понравилось работать
больше всего.
Рефлексия содержания
учебного процесса.
Если на уроке вам было все
понятно, вы справились со
всеми заданиями, подойдите к
зеленым шарам.
Если немного было не понятно,
остались вопросы, подойдите к
желтым шарам.
Если все было не понятно
подойдите к красным шарам.
Закончился наш юбилейный
урок. Давайте поблагодарим
друг друга за урок.Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя
/А.Г. Асмолова,Г В., Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др; Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
– 151 с.
2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб.
пособие для общеобразовательных организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2е изд.
перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с.
3. Моро М. И. Математика. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / М.И. Моро, С. И. Волкова,
С. В. Степанова. – М : Просвещение, 2011. – 112 с.
4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Я. Поурочные разработки по математике, 1 класс М.: Вако, 2016 г. – стр. 463
5. Генератор RQ – кодов/ http://qrcoder.ru/
6. Смена рабочих зон в рамках технологии смешанного обучения //Нечайлова Е.В., 2004. [Электронный ресурс]
http://cfo.ito.edu.ru/2015/section/242/94960/
7. Модель смешанного обучения "Смена рабочих зон" / О. Гусева [Электронный ресурс]
http://uspehvtvoihrukah.blogspot.ru/p/blogpage_23.html8. Модель смешанного обучения "Смена рабочих зон" //Материал подготовила Иванченко О.В. [Электронный ресурс]
http://школа1ямал.рф/wpcontent/uploads/2014/04/НовыеМЕТОДИЧЕСКИЕНАХОДКИвсовременном
образовании.pdf
9. Модель смешанного обучения "Смена рабочих зон" Видео. ГБОУ г. Москвы СОШ №26 [Электронный ресурс]
http://www.fassen.net/video/pAjwpbhUgJM/