Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.
Оценка 4.8

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Оценка 4.8
Разработки курсов +1
docx
математика +1
10 кл
12.10.2019
Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.
Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса. Цель урока:-выяснить связь понятий цена, затраты, полезность', ознакомить с основными методами ценообразования: рыночное и нерыночное ценообразование; - выявить, как действуют рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение; определить природу спроса и влияния ценовых и неценовых детерминантов; -установить различия между изменением величины спроса и изменением спроса; определить природу предложения и влияния ценовых и неценовых детерминантов; установить различия между изменением величины предложения и изменением предложения.
Документ Microsoft Office Word (8).docx
Уроки № 6 - 7. Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса. Цель урока:-выяснить связь понятий цена, затраты, полезность', ознакомить с основными методами ценообразования: рыночное и нерыночное ценообразование; - выявить, как действуют рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение; определить природу спроса и влияния ценовых и неценовых детерминантов; -установить различия между изменением величины спроса и изменением спроса; определить природу предложения и влияния ценовых и неценовых детерминантов; установить различия между изменением величины предложения и изменением предложения. Основные понятия: цена, спрос, величина спроса, кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса, предложение, величина предложения, кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения. Тип урока: урок изучения нового материала. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Мотивация учебной и познавательной деятельности Содержание, понятия «цена» и основные методы ценообразования в течение многих поколений ученые задумываются над вопросом: что же представляет собой цена, что лежит в ее основе, почему товары обмениваются на другие в определенных пропорциях? Попытка многих экономистов дать ответ на поставленные вопросы отражены в различных теориях стоимости и цены. III. Изучение нового материала Лекция учителя Цена как важная составляющая рыночной экономики является эквивалентом обмена товаров. Цена является денежным выражением стоимости товара только в случае существования равновесия между спросом и предложением. Иногда колебания цен может быть обусловлена не стоимостью, а другими причинами. Через это универсальным определением цены следует считать такое: цена (price) - это денежная сумма, уплачиваемая за конкретный товар. Рыночная сделка, что предполагает договоренность о цене, происходит при условии, когда желание покупателей приобрести товар совпало с желанием продавцов его продать.  Экономическая природа рыночного спроса Важнейшим субъектом рынка и рыночного механизма является потребитель. Потребитель - это субъект, который чувствует необходимость или какие-то нужды, то есть это носитель потребностей. Потребности потребителей оказываются в потребительском спросе на товары и услуги. Спрос - общее понятие, в котором отражается физический объем потребностей людей в том или ином товаре или услуге, это естественная категория, выражающая их желания, потребности общества (рынка). Этот термин, а точнее его полный вариант - «платежеспособный спрос» - ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Спрос (demand, D) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое покупатели желают и могут купить в течение определенного промежутка времени по разным возможным ценам, ceteris paribus. Наличие спроса предполагает: • желание покупать продукт; • способность приобретать продукт; • обозначенный промежуток времени, в течение которого покупатель имеет желание и есть способен покупать продукт; • неизменности всех других условий. Величина спроса (Qd) - конкретное количество блага, которое потребитель хочет купить по конкретной цене. Величина спроса - это платежеспособная потребность, это возможность потребителей приобрести товары или услуги. Кривая спроса - кривая, каждая точка которой соответствует значению: • величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага; • цены спроса за соответствующего значения количества экономического блага. Количество потребителей положительно влияет на рыночный спрос. Через увеличение количества потребителей на рынке может быть выкуплен больший объем экономического блага каждого уровня цены. Согласно с этим утверждением и проводится построение отдельных индивидуальных кривых спроса для получения общей рыночной кривой спроса: за каждого возможного уровня цены необходимо сложить величины индивидуального спроса отдельных потребителей. Закон спроса: при неизменности всех прочих условий снижение цены ведет к увеличению величины спроса, и наоборот - увеличение цены ведет к уменьшению величины спроса. Следовательно, закон спроса означает, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены обусловливает соответствующий рост величины спроса и наоборот. Эту зависимость можно объяснить действием следующих факторов: 1) цена - это барьер, который удерживает потребителей от покупки. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они покупают; 2) потребитель попадает под действие принципа убывающей предельной полезности, по которым потребление следующих единиц определенного продукта приносит все меньше и меньше удовольствия. Поэтому потребители будут покупать дополнительные единицы продукта лишь тогда, когда его цена снижается; 3) по более низкой цене у потребителя возникает стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичных более дорогих товаров, то есть действует эффект замещения (substitution effect); 4) снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, что позволяет ему покупать больше определенного продукта, чем раньше, и наоборот. В этом случае действует эффект дохода (income effect). Закон спроса отражает наиболее типичную ситуацию взаимосвязи «спрос-цена». Но возможен ряд исключений, когда спрос реагирует на изменение цены необычно. 1. Эффект снобизма (эффект Веблена). Некоторые люди (богатые или желающих казаться таковыми) увеличивают покупки по мере роста цен, стремясь покупать самые дорогие вещи из соображений престижа. 2. Эффект замещения. Увеличение цены на какой-либо товар X заставляет потребителя искать ему замену в других товарах, удовлетворяющих ту же потребность, и если существует такой товар, спрос на этот заменитель (субститут) растет. 3. Парадокс Гиффена. В некоторых случаях рост цены на хлеб сопровождалось ростом его потребления, поскольку покупки более калорийных продуктов становятся им недоступны. Спрос на товар (его объемы), а следовательно, и совокупность отношений экономической собственности между различными субъектами, зависит от многих факторов, прежде всего, от вида товара, его потребительной стоимости, соотношение между спросом и предложением на него, что фиксируется в цене. Цена является важнейшим фактором количества любого продукта, который покупают. Однако, на покупку продукта могут влиять и другие неценовые факторы. Основными неценовыми факторами рыночного спроса являются: • вкусы и предпочтения потребителей; • количество потребителей на рынке; • денежные доходы потребителей; • цены на смежные товары; • ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Во время построения кривой спроса следует предположить, что другие факторы, определяющие величину спроса, являются постоянными. Когда любой из этих показателей меняется, то кривая спроса перемещается вправо или влево от исходного положения. «Изменение спроса» нельзя путать с «изменением величины спроса». Изменение спроса выражается перемещением всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (уменьшение спроса). Изменение величины спроса означает перемещение из одной точки в другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена- количество продукта» к другой комбинации. IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся Вопросы для обсуждения 1. Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»? 2. Объясните, почему эффект ожидаемых цен создает иллюзию нарушения действия закона спроса. 3. Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в нашем регионе? 4. Вы - богатый человек. Будете ли Вы отказываться от своих привычек, бурно реагировать на изменения цен изменениями объемов своих покупок? Какой будет кривая спроса населения с высоким уровнем дохода? 5. Можно ли считать, что блага Гиффена всегда есть благами низшего потребительской ценности? Упражнение № 1 В каких случаях термин «спрос» должен быть заменен на термин «величина спроса»? 1. В результате снижения цен на земельные участки спрос на них увеличился. 2. Потребительские доходы возрастают, и спрос на ювелирные изделия увеличивается. 3. В результате повышения стоимости стрижки волос спрос на услуги парикмахеров упал. 4. Цена на белый хлеб выросла, и из-за этого вырос спрос на черный хлеб. 5. В результате снижения цен на цветы спрос на них увеличился. 6. Потребительские доходы возрастают, и спрос на автомобили увеличивается. 7. В результате роста цен холодильников спрос на них уменьшился. 8. Цена на масло выросла, и из-за этого вырос спрос на маргарин. Подготовка к проведению практической работы: Иллюстрируя действие закона спроса, спрос в экономике представляют в виде шкалы с известными количествами товара, которые потребитель хочет и в состоянии купить по некоторой цене из ряда возможных цен в течение определенного времени при прочих равных условиях. Эту шкалу можно изобразить в форме табл. 4.1, содержащей у нас гипотетические данные по покупке пшеницы определенного сорта и качества. Таблица 4.1. Индивидуальный спрос на пшеницу (гипотетические данные) Вариа нт а б в г д Эту же шкалу можно изобразить и на двухмерном графике в виде кривой спроса. Для этого по гипотетическим данным табл. 4.1 на горизонтальной оси откладываются объемы покупок пшеницы в тоннах, а на вертикальной оси — цены в гривнах за одну тонну по каждому из объемов. На рис. 4.1 кривая спроса СС строится путем проведения перпендикуляров от соответствующих пар точек на горизонтальной и вертикальной осях до их пересечения, а затем соединения этих точек кривой. Как видим, кривая спроса нисходит слева сверху вправо вниз. Такая ее направленность призвана проиллюстрировать обратную связь между ценой товара и спросом на него. При этом кривая спроса строится, исходя из допущения, что цена выступает важнейшим детерминантом величины спроса. Однако на нее влияют и другие факторы, которые в экономике называют неценовыми факторами спроса. Объем спроса в неделю, т. 10 20 35 55 80 Цена за т, грн. 500 400 300 200 100 Рис. 4.1. Кривая спроса Спрос — это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. СПРОСОМ НАЗЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТОРОЕ БУДЕТ КУПЛЕНО ЗА ПРИЕМЛЕМУЮ ЦЕНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ. СПРОС, ОБЕСПЕЧЕННЫЙ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОКУПАТЕЛЯ, НАЗЫВАЕТСЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫМ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ СПРОСА. Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса dltгде Р (price) — цена, Q (quantity) — количество, величина спроса, d (demand) — спрос (рис. 1). Выводы: 1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара. 2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов. Рассмотрим их влияние на спрос. 1. Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево. 2. Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты. 3. Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. ТОВАРЫ, СПРОС НА КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПРЯМОЙ СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ДОХОДА, НАЗЫВАЮТСЯ ТОВАРАМИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ. ТОВАРЫ, СПРОС НА КОТОРЫЕ ВОЗРАСТАЕТ ПРИ СНИЖЕНИИ ДОХОДА (НАПРИМЕР, ВМЕСТО МАСЛА - МАРГАРИН), НАЗЫВАЮТСЯ ТОВАРАМИ НИЗШЕЙ КАТЕГОРИИ. 4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос. Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе. Вывод: когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай). В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют один другому в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки. Вывод: когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. 5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на то вары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%. Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12%. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %): К = Процент роста Q / Процент падения Р Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность. • Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы. • Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы. Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой: К = Процент изменения величины спроса / Процент изменения величины дохода Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары имеют отрицательную эластичность, так как рост доходов снижает спрос на них. Практическая работа № 2. Построение графика и определение влияния неценовых факторов спроса. V. Домашнее задание Проработать материал учебника. Подготовить «Экономическую шпаргалку» (словарик терминов, подсказки к теме).

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.

Тема: Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса. Практическая работа № 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2019