Предмет: Литературное чтение
Цель: 1. ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Акса¬кова;
познакомить со сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №2 с крымскотатарским языком обучения»
Симферопольского района Республики Крым
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА: С.Т. АКСАКОВ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК».
ПЕРСОНАЖИ, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В СКАЗКЕ
4А КЛАСС
Учитель: Усеинова Л.Н.с. Кольчугино
2017
Дата: 19.12.2017 Предмет: Литературное чтение Урок № 29 Класс 4А
Учитель: Усеинова Л.Н.
Цель: 1. ознакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова;
познакомить со сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста,
воспринимать на слух художественное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем
деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор
опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой
информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,
самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей,
составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе,
гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность
жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Над каким произведением работали на прошлом уроке?
Назовите главных героев сказки.Какова главная мысль сказа?
Что было задано на дом?
Чтение по ролям отрывков из сказки Бажова «Серебряное копытце».
3. Речевая разминка.
За темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Облачается небесами,
подпоясывается зорями, застегивается звездами. Слайд 1
Прочитайте присказку медленно.
Назовите имена существительные.
Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.
Прочитайте скороговоркой.
Прочитайте выразительно.
4. Самоопределение к деятельности.
Прочитайте слово.
са ов акк (Аксаков)
Что это за слово? (фамилия)
Как пишутся фамилии людей?
Кто из вас слышал эту фамилию?
Кто это?
Что вы знаете об этом писателе?
Определите тему урока.
Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте ее название
стр.193 учебника.
Кто из вас знаете ее? Откуда? (В основном ребята знакомы с этой сказкой по
мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)
Кто написал эту сказку?
Знаете ли вы полное имя писателя?
Что вы о нем знаете?
5. Работа по теме.
1) Рассказ учителя о писателе. СлайдыДавайте прочитаем материал о писателе.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в
патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование
спокойного, доброжелательного миросозерцателя Аксакова. После обучения в Казанском
университете он поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа
любителей русского слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и
другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского
литературного языка против новой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал
«Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и
небольшие рассказы.
2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О.С. Заплатиной и уехал в свое заволжское имение —
деревню НовоАксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец — Константин Аксаков.
Отец настолько привязался к ребенку, что заменил ему няню. Главным содержанием жизни семьи
было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в
обществе. Второй сын Аксакова — Иван — так писал о своей матери: «Неумолимость долга,
целомудренность... отвращение от всего грязного... суровое пренебрежение ко всякому комфорту...
правдивость... при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвы
шенному — вот отличительные свойства этой замечательной женщины».
В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место
цензора, а затем стал инспектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института.
На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве.
Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство
родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного
охотника Оренбургской губернии (1852 г.). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу
славу признанного мастера. Написанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Детские
годы Багрова внука» (1858 г.; как приложение в это произведение входит сказка «Аленький
цветочек») посвящены жизни трех поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX
в. Далекий от салоннополитической борьбы 40— 50х годов XIX в., Аксаков рассказал о
взаимоотношениях мужиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав вековую
умеренность помещиков в неизменности и справедливости крепостного уклада. Литературная
общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной действительности.
Правдиво показывая даже самые темные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил
читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил
Аксакову в вину демократический критик Н.А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская
жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной
наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру».
Несмотря на подобную критику дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для
многих деятелей культуры и искусства. По субботам в Абрамцеве собирались выдающиеся
ученые и литераторы: Н.Ф. Павлов, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, СП. Шевырев, М.А.
Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н.В. Гоголь и актер М.С. Щепкин. Дети обычно
находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание,
доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей,
полностью разделявших взгляды родителей.
Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.
У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу
образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья
замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были
богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматичес
ких произведений и литературоведческих исследований.
2). Физкультминутка
3). Чтение и анализ начала сказки (прослушивание)
Учащиеся слушают, как произведение читает актёр, и следят по учебнику на с.193 214.
Словарнолексическая работа.
ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.
ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или
привезенный оттуда.НЕ ВЕДАЮ не знаю.
ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение
чегонибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор,
корона.
САМОЦВЕТНЫЙ о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.
САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).
БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.
ДОПОДЛИННЫЙ (разг.) точный, верный.
СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.
КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пеньколоду — делать чтонибудь коекак,
плохо).
ПОЧИТАЙ 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что, вероятно.
ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий,
лишенный самостоятельности.)
ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.
УТЕШАЛСЯ радовался.
ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ очень быстро.
ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.
ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакали дочери изза
пялец своих...»)
ПОЧАЛИ — начали, стали.
ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать.
«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» скажу завтра.
РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться.
ЗАУТРА — завтра утром.
ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ поросший мягкой и сочной травой.
ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье.
ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО (устар.) червонный — красный, алый. Червонное
золото — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА (устар.) спать легла.
«ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» средних лет.
«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» никогда не услышишь.
НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ неусыпный — не теряющий бдительности.
ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ слуги, дворовые.
Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
4. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке?
Что было трудным?
5. Итог урока.
С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?
Какую сказку начали читать?
6. Домашнее задание: прочитайте с. 193—204 (до слов: «Очутилась она во дворце зверя
лесного...»), пересказ.