Тема: «Стрекоза и Муравей»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Создать условия для обобщения знаний о жанре басни; с басней «Стрекоза и Муравей»; выявить особенности этого произведения. Использовать ИКТ на уроке с целью выявление особенностей данной басни. Задачи: • Обучающая - учить детей искать в произведении смысл, понимать главную мысль, определять настроение произведения, выявлять мораль в басне, работать с интерактивным материалом. • Развивающая – развивать мышление, внимание, память; формировать навыки чтения; обогащать речь учащихся; • Воспитывающая – воспитывать любовь к литературе, нравственные ценности, умение слушать других, уважение к чужому мнению, интереса к родному языку. Формирование УУД: Познавательные: - умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; - умение ориентироваться на развороте страниц учебника. Коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: - умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Методы и приемы: диалоговый, игровой; словесные, наглядные, работа с учебником.
Иконка файла материала 2 (46).docx
Цель: Создать условия для обобщения знаний о жанре басни; с басней  «Стрекоза и Муравей»; выявить особенности этого произведения.  Использовать ИКТ на уроке с целью выявление особенностей данной басни. Задачи:   Обучающая ­ учить детей искать в произведении смысл, понимать  главную мысль, определять настроение произведения, выявлять мораль  в басне, работать с интерактивным материалом.  Развивающая – развивать мышление, внимание, память; формировать   навыки чтения; обогащать речь учащихся;  Воспитывающая – воспитывать любовь к литературе, нравственные  ценности, умение слушать других, уважение к чужому мнению, интереса к родному языку.  Формирование УУД: Познавательные:  ­ умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; ­ умение на основе анализа объектов делать выводы; ­ умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; ­ умение ориентироваться на развороте страниц учебника. Коммуникативные: ­ умение слушать и понимать других; ­ умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: ­ умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом  учебника; ­ умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: ­ умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; ­ формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности; ­ умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.Методы и приемы: диалоговый, игровой; словесные, наглядные, работа с  учебником. Этапы 1.Организационный  момент. 2. Речевая разминка. 3. Актуализация знаний Ход урока: Деятельность учителя ­ Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке,  Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! ­ Проверьте, все ли у вас готово  к уроку? ­ На уроке литературного  чтения мы читаем. Чтобы  подготовить наши язычки,  проведём речевую разминку.   Собирала Маргарита  Маргаритки на траве, Потеряла Маргарита  маргаритки во дворе. ­Ребята, с каким литературным  жанром мы познакомились на  прошлом уроке? ­Что такое басня?  ­Хорошо, проверим ваши  ответы. (Слайд. Определение) ­Кого высмеивают в басне? ­Что же такое мораль? ­Хорошо, проверим(Слайд) ­Я вот очень люблю загадки. А  вы? Предлагаю вам отгадать  загадку, готовы? 1) Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Деятельность учащихся ­Здравствуйте! (дети садятся на свои  места) (проверяют свою  готовность к уроку) (Басня) (Ответы детей, проверка  запоминания) (Тех, у кого имеются  какие либо пороки,  недостатки) (Ответы детей) (Да)­Какие же изменения  происходят в природе осенью? (Слайды осенней природы) ­Как животные готовятся к  зиме? ­А что происходит с  насекомыми осенью? ­(Слайд с насекомыми). Ребята,  посмотрите на картинку, каких  насекомых вы видите здесь? ­Все вы видели этих насекомых  в жизни? ­Послушайте ещё одну загадки. А) В лесу у пня Суетня, беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет, Себе город строит. Б) Самолетик легкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья. Хвостик и глаза Это чудо…(Стрекоза) ­А   вы   знаете.   Как   Стрекоза   и Муравей готовятся к зиме? ­Об этом нам расскажет И.А  Крылов. Все помним, кто это? ­Какие цели поставим перед  собой? 1. Познакомится с басней  «Стрекоза и Муравей» 2. Выявить особенности этого  произведения 3. Выявить характеры героев. 4. Узнать значение новых слов. ­Кто же такие Стрекоза и  Муравей? ­Почему же эти слова написаны  (Осень) (Ответы детей) (Ответы детей) (Предположения детей) (Стрекоза, пчела, муравей, муха) (Да) (Муравей) (Нет) (Ответы детей) (Да) (Насекомые, герои басни) 4. Открытие новых  знанийс большой буквы? ­Стрекоза и Муравей­главные  герои басни, с которой мы  сегодня познакомимся. ­Как вы думаете, о чём она?  Я предлагаю вам послушать эту басню. (Аудиоматериал,  слушают до места «Ты всё  пела..») ­Давайте остановимся здесь.  Расскажите мне, что вы  представили? ­Как думаете, пустит он  Стрекозу к себе? ­(Слушают далее, до конца) ­Хорошо. А сейчас прочтите  басню самостоятельно,  подчёркивая карандашом все  слова, которые вам не понятны.  ­Какие незнакомые слова и  выражения встретились в басне? Тоска­грусть Вешних­весенних Мурава­трава Резвость­веселость Удручена­огорчена Вскружить­обмануть Поплясать­танцевать. (Слайд) ­А как вы думаете, почему у  Стрекозы тоска, да ещё и злая? ­Как вы понимаете выражение :  «Зима катит в глаза»? ­А выражение «Помертвело  (Потому что это главные  герои басни, это их  собственные имена в  произведении) (Ответы детей) (Слушание басни с  электронного  приложения) (Воспроизводят картину  воображения) (Ответы детей) (Чтение басни  самостоятельно) (Она грустит, что ей негде жить зимой. Злится на  себя, что не позаботилась  об этом раньше) (Зима очень быстрочисто поле»? ­А вы когда­нибудь были  удручены злой тоской? Какого  это? приближается и т.п) (Опустело) (Все чувства охвачены  только злобой и тоской) (Вместо того, чтобы  позаботится о своём  будущем, она всё лето  бездельничала) (Чтение обрывка из  текста) (Нужда, голод) (Нет) (Потому что знала, что  Муравей трудолюбивый и  уж точно позаботится о  еде и жилье на зиму) (Лень, беззаботность) ­Почему же Стрекоза осталась  без жилья? ­А может с ней случилась беда?  Или нет? Найдите в тексте  подтверждение словим словам. ­Что наступило для Стрекозы с  холодной зимой? ­А настали ли нужда и голод  для Муравья? ­А почему Стрекоза пошла  именно к нему? ­Можно ли сказать, что автор  смеётся над Стрекозой? Какой  людской порок он высмеивает в  этот раз? ­Давайте немного отдохнём. Раз ­ подняться, потянуться, Два ­ нагнуть, разогнуться, Три ­ в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре ­ руки шире, Пять ­ руками помахать, Шесть ­ на место тихо сесть. ­Сидя за партами, быстро  поморгаем. Затем закроем глаза  и посмотрим вправо, влево,  5.Физминуткавверх, вниз. ­Продолжим. Работа в парах. На экране вам даны 2 портрета.  Стрекоза и Муравей. Герои  басни обладают разными  чертами характера, как и все  люди. Подберите  характеристики для наших  героев. Вам в паре нужно  решить, какую черту характера  вы присвоите нашим героям и  подписать внизу, под  портретом. Желательно, не  повторяясь. ­Хорошо, молодцы. А теперь  посмотрите на текст басни и  прочитайте его ещё раз, про  себя.  ­Посмотрите на доску. Вам  нужно вставить недостающие  слова в пробелы и записать их.  Выходим и отвечаем по руке.  Попрыгунья Стрекоза Лето  ___________ пропела;  Оглянуться не успела,  Как зима ___________ в глаза.  __________________ чисто  поле;  Нет уж дней тех светлых боле,  Как под каждым ей листком  Был готов и стол и дом.  Все прошло: с зимой  ______________  ______________, голод настает;  Стрекоза уж не поет;  И кому же в ум пойдет  На _____________ петь  (Работа с интерактивной  доской) (Чтение учеником басни  про себя) (Работа у доски)голодный! (Слайд) ­Молодцы. Послушайте  пословицы. Я буду читать их  начало, а вы говорить мне  окончание. Готовы? ­Сделал дело­…….гуляй смело. ­Семь   раз   отмерь­…….один отрежь. ­Делу время­….потехе час. ­Кто   весной   и   летом   не работал­........зимой поплачет. ­Люди   пахать­……а   он   руками махать. ­Какая   пословица   подходит   к морали басни? ­А почему? ­  Прочитайте басню  выразительно. Постарайтесь  читать так, чтобы слушатели  увидели перед собой  беззаботную и пархающую  Стрекозу и трудолюбивого и  справедливого Муравья. ­ Найдите мораль басни.  ­ Если вы встретите людей,  которые живут только  сегодняшним днём и не думают  о будущем, кого из персонажей  басни они вам напомнят?  ­ Какие строки из басни стали  крылатыми, т.е. употребляются  как пословицы? ­Я предлагаю вам посмотреть  мультфильм по этой  замечательной басне.  ­Ребята, мы сегодня проделали  (Да) (Последняя) (Ответы детей по  содержанию басни) (Чтение басни  выразительно по желанию) (Трудится стоит  постоянно. Даже в самое  беззаботное время года) (Стрекозу) (Лето красное пропела,  оглянуться не успела, как  зима катит в глаза)большую работу. Давайте  вспомним, чем же мы  занимались на уроке и что  узнали? Подведение итогов.  Рефлексия. (Просмотр мульфильма) (Изучили новую басню,  новых героев и их пороки. Узнали значения новых   слов) ­Вспомните цели, которые вы  поставили перед собой.  Достигли ли вы их? Кто достиг,  покажите мне палец вверх, а кто не достиг, вниз. ­Вспомним план работы,  который нам нужно было  выполнить! (Слайд) ­Мы всего достигли и всё  узнали? ­Посмотрите на доску, вы  видите 2 колонки. Первая  колонка с тучкой, вторая с  солнышком. Если ваше  настроение хорошее и вы  довольны уроком, подойдите к  доске и поставьте + в колонку с  солнышком. Если нет, то – в  колонку с тучкой. ­Всем большое спасибо за  работу, до свидания! (Да)

Посмотрите также