Тема: С.Я. Маршак «Гроза днем».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: продолжить знакомить учащегося с творчеством С.Я. Маршака, прививать любовь к поэзии. Планируемые результаты: - Личностные: развивать связную речь; интерес к изучению литературы. - Предметные: учащийся должен уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Оборудование: учебник "Литературное чтение", портрет С.Я. Маршака, книги Маршака С.Я., презентация к уроку, фонотека звуков леса.
Иконка файла материала 2 (12).doc
Тема: С.Я. Маршак «Гроза днем». Цель: продолжить знакомить  учащегося с творчеством С.Я. Маршака,  прививать любовь к поэзии. Планируемые результаты:  ­ Личностные: развивать связную речь; интерес к изучению литературы. ­ Предметные: учащийся должен уметь прогнозировать содержание  произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать  стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому;  сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое  мнение. Оборудование: учебник "Литературное чтение", портрет С.Я. Маршака,  книги Маршака С.Я., презентация к уроку, фонотека звуков леса. ХОД УРОКА. I. II. Организационный момент. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. ­С каким разделом работали на предыдущих уроках? ­Соединим название произведения с автором. "Моя Родина"                                                      Михаил Пришвин "Листопадничек"                                                Иван Соколов­Микитов "Малька провинилась"                                       Василий Белов "Наша Жучка"                                                     Владимир Дуров "Мышонок Пик"                                                  Виталий Бианки "Про обезьянку"                                                   Борис Житков ­ К какому литературному жанру можно отнести эти произведения? III. Формирование новых знаний и умений. 1. Викторина по творчеству С.Я. Маршака.   Ищут пожарные,Ищет милиция,…                          Ищут фотографы                        В нашей столице,                         Ищут давно,                           Но не могут найти                         Парня какого­то                               Лет двадцати. (Рассказ о неизвестном герои)  Замяукал жалобно                       Серый кот:                        Мне, коту усатому,                            Скоро год…                          И красив я, лодыри,                            И умен,                                А письму и грамоте не учен. (Кот и лодыри)  Пела ночью мышка в норке:                              ­Спи мышонок, замолчи.                           Дам тебе я хлебной корки                             И огарочек свечи.  (Сказка о глупом мышонке)  ­ Кто автор этих стихотворений? 2. Биография С.Я. Маршака. Самуил   Яковлевич   Маршак   (1887   —   1964)   –   знаменитый   советский   поэт, переводчик, драматург. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Родился   Самуил   Маршак   22   октября   (3   ноября)   1887   года   в   Воронеже   в еврейской семье. Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии   под   Воронежем.   Учитель   словесности   выделял   его   талант   среди других детей в классе, считал самым одаренным. Еще в школьные годы были написаны   первые   стихи   Маршака.   Известный   критик   Владимир   Стасов,прочтя   одну   из   поэтических   тетрадей   Самуила   Яковлевича,   помог   ему поступить в гимназию Петербурга. После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год   прожил   в   Ялте   у   Горького   на   даче.   В   1907   году   были   опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник на еврейскую тематику «Сиониды»). В 1911 году писатель совершает путешествие на Ближний Восток в качестве корреспондента газеты. Он посещает Грецию, Турцию, Палестину и Сирию. Под впечатлением от поездки, Маршак пишет одни из самых удачных своих стихотворений того периода. В путешествии он знакомится со своей будущей женой Софьей. После свадьбы в 1912 году пара уезжает в Англию. Следующей ступенькой в  образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии,  Маршак начал переводить на русский язык сонеты В. Шекспира,  стихотворения У. Блейка, Р. Киплинга, Дж. Остин, баллады и песни Р. Бернса. Переводы, сделанные им, стали классическими, а сам Маршак получил  почетное звание гражданина Шотландии. Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько  театров для детей. За свою биографию Самуил Маршак сочинил много  произведений для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом,  который построил Джек». Затем Самуил Маршак некоторое время писал в  жанре сатиры. Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными  вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»).  Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество,  среди которых Ленинская и Сталинская премии. Умер Самуил Маршак 4 июля 1964 года в Москве. Похоронили его на  Новодевичьем кладбище. Книги Самуила Яковлевича Маршака были переведены на многие языки.  Именем писателя названы улицы и установлены мемориальные доски во  многих городах: в родном Воронеже, Москве, Санкт­Петербурге, Ялте и  других. 3. Выставка книг. ­ Что будем делать на уроке? ­ Чему мы должны научится, работая над стихотворением? IV. Артикуляционная гимнастика. Представь, что перед тобой свеча. Задуй её. Задуй 2 свечи. 3 свечи. Много свечей. Протяжно произнесем гласные звуки: а, о , у, и, ы. Вспомни лето, как жужжит комар. V.  Открытие новых знаний.­ Какие явения природы мы наблюдаем летом? – Тебе, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все  затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь  тишина… А затем быстро­быстро начинает барабанить дождик. Такую  картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении «Гроза днем». Учитель читает стихотворение. – Какое настроение вызвало у тебя стихотворение? – Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки. В первой части  стихотворения часто повторяется твердый звук «р» – так поэт изображает  раскаты грома; во второй части больше мягких согласных – это помогает  почувствовать, увидеть теплый летний дождик. ­Какой эпитет использует автор для описания неба? ­Каким ты себе представляешь дождь, описанный в стихотворении? ­Как автор помогает нам услышать звуки грозы?     ­Найдите в тексте , как стучит дождь. ­По чему ударяют капли дождя? ­С каким настроение  будем читать стихотворение?       ­Сколько четверостиший в стихотворении?  ­Как называется стихотворение? ­Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем? VI.   Физкультминутка. Буратино потянулся, ­ поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки Раз – нагнулся, ­ наклоны вперед, доставая пальчиками до пола Два – нагнулся,  Три – нагнулся.  Руки в стороны развел, ­ разводим руки в стороны  Ключик видно не нашел. ­ качаем головой  Чтобы ключик нам достать, ­ поднимаем ручки вверх Нужно на носочки встать. ­ тянемся вверх, вставая на мысочки. VII. Первичное закрепление.  —  Прочитай жужжащим способом стихотворение «Гроза днем». —  Сейчас перечитай стихотворение еще раз и найди слова, которыми автор  передает звуки грома. Произнеси их. (Проехал, громко, грома.) —  Какой звук в этих словах повторяется? (Звук [р].) —  Прочитай стихотворение. Попытайся голосом передать гром и шум дождя. —  Прочитай выразительно. Как нужно читать? (Три строчки медленно и  громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.) VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Посмотрите также