Урок литературы в 8 классе № 63.
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
ЦЕЛИ: 1) знакомство обучающихся с эпохой Возрождения; введение в мир У. Шекспира; выявление смысла трагедии «Ромео и Джульетта»; расширение кругозора учащихся;
2) развитие навыка выразительного чтения; развитие умения сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствование навыка анализа драматического произведения; развитие эстетической восприимчивости;
3) создание условий для формирования интереса к творчеству Шекспира.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта», видео, приложение, учебник, тетрадь.
Межпредметные связи: история, география
Основные понятия: трагедия, комедия, пьеса, герой, Возрождение.
Урок литературы в 8 классе по теме У. Шекспир Ромео и Джульетта.doc
Урок литературы в 8 классе № 63.
Дата __________________
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и
Джульетте…»
ЦЕЛИ: 1) знакомство обучающихся с эпохой Возрождения; введение в мир У.
Шекспира; выявление смысла трагедии «Ромео и Джульетта»; расширение
кругозора учащихся;
2) развитие навыка выразительного чтения; развитие умения
сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствование
навыка анализа драматического произведения; развитие эстетической
восприимчивости;
3) создание условий для формирования интереса к творчеству
Шекспира.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и
Джульетта», видео, приложение, учебник, тетрадь.
Межпредметные связи: история, география
Основные понятия: трагедия, комедия, пьеса, герой, Возрождение.
СТРУКТУРА УРОКА:
Любовь всегда прекрасна и
желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
I. Мотивационный этап.
Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха,
перемены на работу во время урока.
II. Целеполагание.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа
разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Просмотр буктрейлера. 00.00 – 00.52
Просмотрите видеофрагмент и определите, о каком произведении пойдет
речь сегодня на уроке.
Откройте тетради, запишите тему урока. Сформулируйте цели урока.
1 Χ
Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если
человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами какихто
вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не
властны ни люди, ни смерть.
В конце VI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу,
которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере
Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским
писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала
русская поэтесса
века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций
трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру
Франко Дзефирелли…
Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал
сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия,
который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю
Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и
Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем
ответить на этот вопрос.
ΧΧ
III. Поиск путей решения проблемы (реализация построенного проекта).
Цель этапа: изучение темы урока.
1) Вступительное слово учителя
Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и
перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный
Шекспир.
Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век,
когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на
мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были
времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных
женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в
путь.
2) Работа в парах. Приложение 1.
Изучите материал приготовьте выступление.
Работа с материалами об эпохе Возрождения.
Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран
Χ Χ
IV VI века, в других странах
Западной и Центральной Европы (в Италии
2 Χ
Χ
Χ
Χ
Χ Χ
конец Vначало VII века), переходный от Средневековья к культуре
Нового времени.
К концу V началу VI века большинство стран Западной Европы
вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого
процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период
называют эпохой Возрождения.
В V VI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает,
оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки
смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни –
гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий).
Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь,
его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения
целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его
свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое
чувство, становится одной из больших тем литературы.
Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется
радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо
природы человек!» воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ»
человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот
реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации
образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии
Петрарки.
Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было
трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не
хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения
утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей
Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии
воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим
человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.
Работа с материалами о театре эпохи Возрождения
Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся
подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити,
театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем
преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали,
запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали,
считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления
богатств.
Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.
Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые
лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах,
подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев,
неподалеку от таверн.
3 Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали
выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу
деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально
предназначенные для представлений.
Труппы были невелики, обычно ядро составляли шестьвосемь актеров.
Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчикиактеры проходили
такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей
женских ролей.
Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная
профессия актерство возникает в VI веке. Городские корпорации не хотели
принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком
случае, несерьезным.
Χ
Расскажите, какую информацию вы получили.
3) Знакомство с личностью У. Шекспира
Пришло время узнать и о самом Шекспире. Предлагаю вам просмотреть
видео.
V. Домашнее задание.
Цель этапа: формулировка, сообщение и разъяснение домашнего задания.
Прочитать с.226 242 учебника, прочитать пьесу «Ромео и Джульетта».
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов
деятельности.
Что вы узнали о Шекспире?
Какие вопросы у вас остались?
VII. Оценивание.
Цель этапа: оценка работы на уроке.
Список использованной литературы:
1. Аникст А.А. Шекспир. – М., 1964.
2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Анл. писатели XVIXX вв.: Кн.
для учащихся. – 2е изд., дораб. – М., 1992.
3. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах.
3е изд. – Т.11. Язык и литература. М., 1976.
4. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.
4 5. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8.
Флобер – Яшпал. – М., 1975.
6. Морозов М. Шекспир. – М., 1964.
7. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.
Новиков. – М., 1988.
8. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова,
В.Д. Синюков. – М., 1983.
Изучите материал приготовьте выступление.
Работа с материалами об эпохе Возрождения.
Приложение 1.
Χ
Χ
Χ
Χ
Χ Χ
Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и
Χ Χ
Центральной Европы (в Италии
IV VI века, в других странах конец Vначало VII
века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.
К концу V началу VI века большинство стран Западной Европы вступают на путь
капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким
расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения.
В V VI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно
изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет
новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus –
человеческий).
Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за
счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме
человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь,
как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы.
Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость
открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!»
воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших
завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным.
Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира,
и в поэзии Петрарки.
Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и
кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она
освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия
воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи
Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем
существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.
Изучите материал приготовьте выступление.
Работа с материалами о театре эпохи Возрождения
5 Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно
народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все
местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся
строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр
пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи
накопления богатств.
Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.
Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские
театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами
для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн.
Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах
вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне
насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.
Труппы были невелики, обычно ядро составляли шестьвосемь актеров. Актрис во
времена Шекспира еще не было, но мальчикиактеры проходили такую тренировку,
которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.
Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия
актерство возникает в VI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в
свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.
Χ
6
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
ТЕМА: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.