Тема урока: « Русские народные сказки. Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством Задачи: 1. учить различать жанры и виды устного народного творчества, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу, формировать навык беглого, осознанного чтения 2.развивать память, внимание, речь учащихся 3.воспитывать уважение и любовь к народной сказке, уверенность в победе добра над злом Тип урока : Комбинированный Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Иконка файла материала 2 (19).doc
Предмет: литературное чтение              Класс: 3 класс Базовый учебник:   «Литературное чтение»  Тема урока:   « Русские народные сказки. Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".             Цель урока:  Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством             Задачи: 1.   учить   различать   жанры   и   виды   устного   народного   творчества,   учить   находить   нужный   отрывок   в   тексте                            по вопросу, формировать навык беглого, осознанного чтения         2.развивать память, внимание, речь учащихся          3.воспитывать уважение и любовь к народной сказке, уверенность в победе добра над злом      Тип урока : Комбинированный Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран 1№ 1 I Этап урока 2 Организационный  этап   СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 3 Здравствуйте,   ребята!   Я   рада приветствовать Вас в нашем классе. Возможно,   есть   классы   и   лучше   и краше. Но   пусть   в   нашем   классе   Вам   будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам Вас сегодня встречать Но начнем, же урок, не будем зря время терять. Я   приглашаю   вас   на   заседание   клуба «Мир сказки». Желаю вам на уроке удачи (подготовка места) 4   рабочего 5 Коммуникативные( умение слушать и  воспринимать  речевое  высказывание) 2и творческих находок.   3II Актуализация  знаний ­   Прочитаем   девиз нашего клуба: «Ищешь   трудность   –   находишь   мудрость».  ­ Как вы его понимаете?  ­   Почему   именно   его   связали   со сказкой?  ­ И сегодня нам надо ее отыскать. Как вы думаете, а легко ли сочинять сказки?   Читают все вместе. Коммуникативные Обсуждения детей. (умение   строить речевое высказывание соответствии     в с поставленными задачами) Регулятивная –  умение определять  слова с нулевыми  окончаниями. 4III Постановка цели   ­   Сегодня   нам   предстоит   познакомиться   с и задач урока.  Мотивация  учебной  деятельности  еще   одной   сказкой.   Прочитайте   ключевые слова   про   себя.   А   кто   готов   прочитать вслух?   Пить   ,   колодец,   копытце,   купец, козленочек,   ведьма   (на   доску   прикрепляет учащихся. учитель слова) Прежде   чем   начнем   читать,   проведём работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний: стоит коровье копытце; лошадиное копытце; козье   копытце   полно   водицы. (следы копыт животных, наполненные водой) купец   (Богатый   торговец,   тот,   кто торговал. ) ведомо (известно) Регулятивные  УУД: умение  выделять главное  из полученной  информации,  определять цели  урока, составлять  план работы 5Ножи   булатные (Булать   ­   узорочная сталь,   витое   железо,   нож   из   стали   с узорчатой ручкой. ) Нам   предстоит   найти   в   ней   все особенности русской народной сказки IV Открытие новых  знаний. (чтение учителем и детьми сказки)  ­ Вам понравилась сказка?  ­   Почему   автор   учебника   сравнивает эту сказку с печальной песней? .  ­ Найдите те моменты, которые очень похожи на песню. (Песня козленочка): Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Познавательные УУД:   умение обобщать классифицировать   и предметы по какому   –   либо   общему   признаку; умение   выявлять закономерности   в чередовании предметов; учить наблюдать. 6Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят маня зарезати. )  ­ Есть ли здесь рифма, как в песне? Тогда   почему   она   звучит   напевно? (   Здесь   непривычный   порядок   слов,   прилагательные   стоят   последними   в строчке. )  ­ Такой прием в литературе называется «инверсия».   Он   характерен   для   русских народных сказок. Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным   обыденной   речи.   Что заметили? (Исчезла напевность).  ­   А   можно   ли   сказать,   что   она 7печальная?  ­   Почему?   (Много   несчастий преследует брата и сестру. )  ­ Давайте перечислим, какие несчастья их преследуют? ­ определите вид сказки. ( Волшебная сказка. )  ­ Докажите. (Происходит  волшебство: Иванушка   превратился   в   козленочка   и снова   в   человека;   Аленушка,   утонув, осталась   живой;   ведьма   оборачивается Аленушкой. )  ­ Что еще было « ведомо» Иванушке?   ­ Сколько раз он просил выплыть ее на бережок?   ­ Найдите еще примеры действия магии   поскольку   это   число числа   три, (   «Сначала   остались одни   ­   одинешеньки», «Иванушка превратился   в козленочка»,   «   Ведьма   Аленушку», топит «Ведьма хочет зарезать козленочка». ) (Что   сестрица,   утонув, попала  в волшебный мир, и он мог с ней общаться. ) (Три раза. )  (Трижды   Иванушка просил   разрешить   ему напиться, три   раза   перекинулся через голову, чтобы обернуться   8волшебного мира.  мальчиком. )   ­ а есть ли в этой сказке повторы слов?   ­   Вернемся   к   названию   сказки.   Что заметили? (Шли   ­   шли,   жить   ­ поживать, ­ одни     одинешеньки,   подумала   ­ подумала. )  ­ А есть ли в этой сказке еще слова в (   Слова   употреблены такой форме? Назовите их. в ласковой форме. )  ­   В   каждой   волшебной   сказке   герои отправляются в дальний путь и проходят испытания.   Какие   обстоятельства   жизни заставили   наших   героев   отправиться   в дальнюю дорогу?   ­ Через какое испытание им предстояло пройти?   (   Испытание   жаждой,   которого Иванушка не выдержал. )  ­ почему превратился в козленочка?  ( Пошла Аленушка на работу,   так   как   они осиротели. ) (Не   послушал   старшую сестру. ) (   Они   не   оставили   друг друга   в   беде   и   любили  ­   Что   же   им   помогло   выдержать   все друг друга. ) 9испытания?   ­   Именно   эта   сказка   вдохновила художника   Виктора   Васнецова   на   написание (появляется картина) картины   «Аленушка». Рассмотрите репродукцию.  ­ Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?  ­   Как   вы   думаете,   какой   момент   в сказке   вдохновил   художника   на   этот сюжет?  ­ Найдите его в тексте.   ­ Как удалось художнику изобразить ее беду?   (Она   сидит,   пригорюнившись, опустив   голову   на   поджатые   колени, волосы   у   нее   распущены,   смотрит   на (   «Залилась   Аленушка слезами, села под стожок – плачет». ) 10темную   воду   речки   или   пруда,   рот полуоткрыт   и   кажется,   что   из   него вырывается стон. )  ­ Как вы думаете, какое настроение у Аленушки? (Очень грустное. )  ­ Что в картине усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, темная вода,   темный   лес   и   одежды   неяркие, блеклые. )  ­ Почему художник выбрал осень?  ­   А   почему   В.   Васнецов   изобразил Аленушку   у   воды?   Кто   самый догадливый?   (   Именно   с   водой   связаны все самые грустные события в сказке. )  ­ Что же роднит картину и сказку?  11V Подведение  итогов урока,  рефлексия ­   Иногда   сказки   заканчиваются   так: Сказка – ложь, да в ней намек ­ добрым молодцам урок.  ­ Какие выводы вы сделали для себя в нашем клубе?  ­   Подходит   ли   наш   девиз   клуба   к сказке? (ответы детей) (1. Не оставлять друг друга в беде; 2. Любить друг друга; 3. Слушать старших. ) Встаньте   мысленно положите   на   правую   ладошку   знания   с   пожалуйста, которыми   пришли   на   урок,   а   на   левую знания которые открыли на нашем бюро   объедините   их. сегодня, похлопаем друг другу.   Давайте До новых увлекательных встреч! Регулятивные УУД:   умение соотносить   план, цели     и   задачи   с итогом   урока. личностные   УУД: умение     оценивать свои достижения и групповые. Коммуникативные УУД: давать   умение   краткие логичные ответы на поставленные вопросы 1213

Посмотрите также