Задачи: Формируемые УУД (способы деятельности)
Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки; совершенствовать навык выразительного чтения; формировать умение работать с текстом; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора;
обеспечить осмысление новых слов и понятий: «лазурь», «обильный», «взор», «бодро», «усердно», «плуг», «кроткий».
Метапредметные:
Личностные УУД: содействовать воспитанию в детях чувства неразрывной связи человека с природой; бережного отношения к ней; любовь и гордость за страну, в которой они живут; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; осмысливать мотивы учебной деятельности; способствовать сплочению классного коллектива; содействовать в воспитании эстетического отношения к действительности и искусству.
Коммуникативные УУД : формулирование и аргументация собственного мнения; умение работать в группе, в парах;
умение сотрудничать в совместном решении проблемы; умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения.
Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока; умение определять цель учебного задания и его планирование; осуществление решения учебной задачи под руководством учителя; контролирование своих действий в процессе его выполнения; совершенствовать навык интонационно правильного выразительного чтения; умение работать с поэтическим произведением, тренировать зрительную память, наблюдательность, развивать творческое воображение и образное восприятие мира; развитие речи обучающихся; умение отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; смысловое чтение;поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания.
Предмет:
Программа, класс
Учебник, авторы:
Тема урока:
Цель:
Задачи:
Литературное чтение
«Гармония», 3 класс
О.Б.Кубасова: Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г..
А. Н. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова…»)
Создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации
Формируемые УУД (способы деятельности)
Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева; способствовать формированию у учащихся
целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность учащихся по планированию
совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и
осмыслению текста нового произведения; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь
уроков литературного чтения и музыки; совершенствовать навык выразительного чтения; формировать умение
работать с текстом; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора;
обеспечить осмысление новых слов и понятий: «лазурь», «обильный», «взор», «бодро», «усердно», «плуг», «кроткий».
Метапредметные:
Личностные УУД: содействовать воспитанию в детях чувства неразрывной связи человека с природой; бережного
отношения к ней; любовь и гордость за страну, в которой они живут; содействовать эстетическому отношению к
действительности и искусству; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; осмысливать мотивы учебной
деятельности; способствовать сплочению классного коллектива; содействовать в воспитании эстетического
отношения к действительности и искусству.
Коммуникативные УУД : формулирование и аргументация собственного мнения; умение работать в группе, в парах;
умение сотрудничать в совместном решении проблемы; умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения.
Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока; умение определять цель учебного задания и его планирование;
осуществление решения учебной задачи под руководством учителя; контролирование своих действий в процессе еговыполнения; совершенствовать навык интонационно правильного выразительного чтения; умение работать с
поэтическим произведением, тренировать зрительную память, наблюдательность, развивать творческое воображение и
образное восприятие мира; развитие речи обучающихся; умение отвечать на вопросы урока и оценивать свои
достижения.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; смысловое чтение;поиск
и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания.
Tехнологическая карта урока
Этапы урока. Планируемое
время
1.Мотивационно
установочный этап
Самоопределение к
деятельности.
Цель/задача этапа Деятельность учителя
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
обучающихся
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Ребята, возьмитесь за руки и
улыбнитесь друг другу, подарите
улыбки. Скажите, что вы сейчас
Планируемая деятельность и
слова учащихся
Настраиваются на учебную
деятельность на уроке.
Запланированный результат
этапа
Личностные: осознанное
отношение к учебной работе .3 мин.
к усвоению
изучаемого
материала
Подготовить
к
учащихся
работе на уроке,
определить цели
и задачи урока.
почувствовали? (тепло, радость,
хорошее настроение).
Я надеюсь, что это ощущение вы
сохраните до конца нашего урока.
– Эпиграф нашего урока написан
на доске:
Я русский человек, и русская
природа любезна мне и я её
пою.
В.Гусе
в
Прочитайте эти слова. С каким
чувством вы их прочитали?
– Эти слова, принадлежащие
поэту Виктору Гусеву, целиком
можно отнести к русским поэтам,
художникам и композиторам,
которые отображали в своих
произведениях яркие картины
русской природы.
Я сегодня приглашаю вас в
гости, а вот куда. Послушайте
стихотворение и помогите мне,
доскажите слово.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая –
Значит, к нам пришла …
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
Личностные: воспитание чувства
неразрывной связи человека с
природой, любовь и гордость за
страну.
С гордостью, с любовью к
природе и Родине
(весна)
(весна)И поёт пичужек стая –
Значит, к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет –
Значит, к нам пришла …
Итак, мы идём в гости к весне.
Точнее сказать, это она пришла в
наши края.
Как вы думаете, над какой
темой мы сейчас будем работать?
Как называется раздел над
которым мы работаем? (Слайд 2)
С какими произведениями мы
уже познакомились?
С каким литературным жанром
произведения работали на
предыдущем уроке?
Чем отличаются стихи от
прозы?
Сегодня на уроке мы
познакомимся с ещё одним
стихотворением о весне .
Кто может предположить, с
какой целью читают стихи?
С какими лирическими
стихотворениями мы уже
познакомились?
Кто хочет рассказать наизусть
понравившееся стихотворение?
(Слайд 3)
(весна)
Весна идёт,весне дорогу!
Ответы учащихся.
Стихотворение.
Рифма, ритм.
удовольствие,
Получать
почувствовать настроение …
Регулятивные: понимание
учебной задачи урока; умение
определять цель учебного
задания и его планирование.
Познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование познавательных
целей, осознанное построение
речевого высказывания.
Ответы учащихся
Коммуникативные: умение
слушать и слышать, принимать
чужую точку зрения.
Личностные: положительная
мотивация к обучению и к
чтению.
2.Проверка домашнего
задания
10 мин.
Установить
правильность и
осознанность
выполнения
всеми учащимися
домашнегоКоммуникативные: способность
выражать свои мысли в
словесной форме, ориентируясь
на задачи и ситуацию общения
Ф.Тютчев “Зима недаром
злится” (читает ученик)
– Кому ещё понравилось это же
стихотворение? Что особенно
понравилось?
задания;
устранить в ходе
проверки
обнаруженные
пробелы
знаниях,
:совершенствуя
при этом ЗУН.
– Как называется этот
поэтический приём?
– Всё живое радо приходу весны.
Кто выучил другое
стихотворение о весне?
И.Северянин “Отчего?” (слайд
4 5)
– Кому понравилось это же
стихотворение? Чем именно?
– Какие поэтические приёмы
использовал автор?
– А кому больше всего
понравилось стихотворение о
первом весеннем цветке
подснежнике? (Слайд 6)
Г. Новицкая “Подснежник”.
(Зима и весна показаны как
живые,
противопоставляются друг
другу: Зимаведьма злая,
ворчит, злится, взбесилась.
Весна – прекрасное дитя,
стучится в окно, хохочет,
гонит со двора.)
(Олицетворение.)
(Представляются яркие
краски весны: цветы,
зелень, лес, одетый в
молодую листву, звенят
ручьи, слышится трель
соловья.)
(Одно и то же слово
отчего повторяется, тем
самым подчёркивая– Что понравилось в
стихотворении?
– Как изображён подснежник?
– Подснежник занесён в Красную
книгу. Что это значит?
Какое отношение нам передают
поэты и художники в своих
произведениях о весне? Каким
словом это можно назвать?
главную мысль – анафора.)
(как живое существо: он
спешит на весенний парад,
головка у него русая, поэт
назвал его новосёлом
метафора)
3.Постановка учебной
проблемы:
целеполагание
1 мин.
Подведение детей
к
формулированию
темы и
постановке целей
и
задач урока.
Определение
задач чтения.
Составление
плана работы с
Посмотрите на следующее
произведение. Что вы заметили?
(Оно о весне)
Какая задача стоит перед нами?
(Наша задача: поработать над
этим произведением ,
научиться читать его
выразительно)
А что необходимо для того,
чтобы на уроке каждому было
интересно и каждый узнал чтото
новое для себя?
(Любви к родной природе)
(Патриоты своей страны)
Формулируют задачи урока:
учиться правильно,
выразительно читать,
красиво говорить,
познакомиться с новым
произведением.
(Внимательно слушать,
активно работать, думать,
размышлять)
Регулятивные: умение в
сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи.
Познавательные: строить
несложные рассуждения,
устанавливать причинно
следственные связи
Коммуникативные: выражать
свои мысли в словесной форме,
ориентируясь на задачи и
ситуацию общения4.Подготовка к
восприятию.
5 мин.
произведение
Организовать и
направить к цели
познавательную
деятельность
учащихся.
Проверить
умение
анализировать
текст;
формулировать
собственное
мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
Работа с портретом
а) Рассмотрите портрет.(Слайд 7)
Что можно сказать об этом
человеке? Какой у него взгляд?
Ответы учащихся
(Добрый, внимательный)
Работают в парах
Осуществляют
взаимопроверку
Современники вспоминали
Алексея Николаевича как
исключительно мягкого и
доброжелательного человека,
всегда готового прийти на
помощь.
Работа с текстом (на парте)
б). Знакомство с биографией
А.Н. Плещеева.
(Приложение №1)
Вопросы по прочитанному
тексту
в). На какие вопросы отвечает
текст?
Где прошло детство А.Н.
Плещеева?
За что он был отправлен в
ссылку?
Как называлась книжка,
которую написал А.Н. Плещеев?
С кем дружил А.Н. Плещеев?
(1, 2, 3)
Познавательные: строить
несложные рассуждения,
устанавливать причинно
следственные связи;
Познавательные: смысловое
чтение; поиск и выделение
необходимой информации;
Коммуникативные: способность
к сотрудничеству в паре.
Личностное: эмоционально
отзываться на прочитанное.Прослушивание аудиозаписи
стихотворения в
профессиональном актёрском
чтении
Слушают стихотворение в
исполнении
профессионального чтеца.
Коммуникативные: способность
слушать, воспринимать
услышанное.
Какие картины весны наблюдал
поэт?
О чём рассказывает автор?
Ответы детей
Какое чувство вызывает оно?
Коммуникативные: способность
слушать, воспринимать
услышанное, высказывать
оценочные суждения о
прочитанном.
Личностные: способность к
симпатии.
Регулятивные : осуществление
решения учебной задачи под
руководством учителя .
понятные для
партнёра
высказывания.
Познакомить с
новым
произведением;
обеспечить
целостность,
эмоциональность,
интерес к
изучаемому
произведению.
Мотивация к
анализу и
перечитыванию
текста
5.Знакомство со
стихотворением
2 мин.
6.Выявление первичного
восприятия
произведения.
1 мин.
7.Словарная работа.
Подготовка к чтению
произведения вслух.
3 мин.
Формирование
новых понятий,
углубление и
расширение
знаний,
возможные
приемы
установления
межпредметных
связей.
Обеспечить
Работа с текстом.
Работа по учебнику
с. 160161.
Перечитайте текст. Отметьте
слова,
требующие пояснения
(жужжащее чтение)
(Слайд 8)
Слова выносятся на доску и
объясняются их значения с
помощью словаря)
Взор – взгляд.восприятие,
осмысление и
запоминание
трудных для
понимания слов,
обогащать
словарный запас,
развивать речь.
Соблюдение
санитарно
гигиенических
норм,
мотивировать к
изучению темы.
Динамическая пауза.
12 мин.
8.Анализ содержания
прочитанного.
7 мин.
Углубить
восприятие
произведения
(осмысление
произведения на
уровне сюжета).
Бодро – с подъёмом сил, энергии.
Усердно – старательно.
Плуг – инструмент, которым
раньше пахали, рыхлили землю.
Кроткий – незлобный, покорный,
смирный.
Обильный – имеющийся в
большом количестве.)
Лазурь – светлосиний цвет,
синева.
А теперь отдохнем. Я
приглашаю вас на разминку,
которая называется «Прилетели
птицы»
Играть будем так: когда я говорю
только название птиц, вы делаете
взмахи руками, если я ошибаюсь,
то вы приседаете.
Будьте внимательны.
Прилетели птицы:
жаворонки, синицы,
мухи и стрижи,
голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны,
голуби, куницы,
голуби, синицы…
Продолжим нашу работу.
Беседа по содержанию
Какие картины весны
наблюдает поэт?
Как жаворонки обращаются к
весне?
Выполняют двигательные
упражнения
Личностные: способствовать в
понимании необходимости
соблюдения бережного
отношения к здоровью.
Регулятивные: способность к
контролю, самоконтролю и
коррекции.
Анализируют произведение ,
отвечая на вопросы учителя.
( Жаворонки запели, теплее
солнце греет ...)
(«Гостья милая, здорово!»)
(Они здороваются,Проверить
умение
анализировать
стихотворение;
формулировать
собственное
мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
понятные для
партнёра
высказывания.
приветствуют весну)
( Здравие здоровье)
(... Радость вспыхнет хоть на
миг)
(Помолясь усердно Богу)
(И пошлёт Господь урожай)
(да, он радуется, каждая
стихотворения
строчка
наполнена
теплотой,
искренним счастьем)
(радость, что пришла весна)
Что значить здорово?
Что же такое здравствуйте?
С каким настроением говорит
о них?
Подходит ли картинка в
учебнике к стихотворению?
Почему?
Какое настроение передаёт
поэт?
Отчего радость?
А может быть радость от
работы?
Что перед любым делом делает
православный человек?
А для чего?
Выборочное чтение.
Какие слова помогают нам
понять, что весна уже наступила?
Радуется ли поэт приходу
весны или нет?
Какое настроение вызывает у
вас это стихотворение?
Работа над выразительностью
Сейчас поработаем над
выразительным чтением.
Где надо делать паузы при
Познавательные: наблюдать за
построением предложений, за
разнообразием способов
выражения мыслей и чувств;
делать умозаключения,
сравнивать, способность
воспринимать информацию,
представленную в разных видах.
Личностные:эмоционально
отзываться на прочитанное
произведение; осмысливать
мотивы учебной деятельности.
Коммуникативные: способность
слушать, воспринимать
услышанное, высказывать
оценочные суждения о
прочитанном.
Личностные: способность к
симпатии.
Коммуникативные: способностьчтении стихотворения?
Давайте расставим паузы.
Работа в ТПО
Выбрать верно расставленные
паузы в отрывках стихотворения.
(2.)
Взаимопроверка.
Теперь, когда мы постарались
понять настроение поэта,
попробуем
прочитать стихотворение
выразительно, соблюдая паузы.
Чтение стихотворения вслух
Чтение стихотворения двумя
учениками.
Кто смог правильно передать
настроение?
Какие приметы весны мы можем
слышать?
(После знаков препинания)
Выполняют по заданию в
парах.
Работа в ТПО
Расставляют паузы.
(2.)
к учебному сотрудничеству в
парах
с целью решения учебно
познавательных задач.
Регулятивные: способность к
контролю, самоконтролю и
коррекции
Коммуникативные: способность
слушать, воспринимать
услышанное, высказывать
оценочные суждения о
прочитанном.
Читают выразительно.
Анализируют ответы
товарищей
Кто помогает людям услышать
и представить пробуждение
(ответы учащихся).
Коммуникативные: способность
слушать, воспринимать
Обобщающая
беседа по тексту
(определение
смыслового
погружения
в текст).
«Апрель» Углубить
восприятие
Аудиозапись.П.И.Чайковского.
5 мин.
произведения
(осмысление
произведения на
уровне сюжета).
9.Работа в группах
3 мин.
Выполнение
творческих
заданий
подходят
природы? Послушайте фрагмент
произведения П.И. Чайковского
«Апрель» и предположите, что
хотел передать композитор этой
мелодией?
(Слайд 9)
Аудиозапись. Звучит «Апрель»
П.И.Чайковского.
Что же удалось передать
композитору этой мелодией?
Как называется такое состояние
природы?
Какие строки из стихотворения
«Весна»
к
музыкальному произведению?
Почему композитор выбрал
именно
название,
«Апрель»?
К сведению:
родина слова
«апрель» Древний Рим. Оно
означает тёплый,
солнечный.
снегогон.
Апрель
–
П.И.Чайковский
ценил
творчество А.Н.Плещеева. Поэт
подарил ему один из своих
стихов с автографом.
Приложение №2
1 группа.
Соедини стрелочкой слово и его
значение.
1) Праздник
такое
услышанное.
Личностные: воспитание
эстетического отношения к
действительности и искусству.
Регулятивные: развитие
творческого воображения и
образного восприятия мира.
Слушают и отвечают на
вопросы
(красоту весеннего дня,
хорошее
настроение,
журчание воды…)
(пробуждение)
Групповая работа
Учащиеся обсуждают,
высказывают свое мнение.
Производят взаимопро
верку, рефлексию, оценку
Коммуникативные: способность
к учебному сотрудничеству в
группе с целью решения учебно
познавательных задач.работы.
Регулятивные: способность к
контролю, самоконтролю и
коррекции, тренировка
зрительной памяти, глазомера.
Познавательные: смысловое
чтение;
поиск и выделение необходимой
информации; осознанное
построение речевого
высказывания.
1) Чувствуется потепление,
запах весны.
2) Повеяло весною
2) День торжества,
установленный в честь или в
память когонибудь или чего
нибудь.
2 группа.
Соедини стрелочкой близкие по
значению слова:
Оденется смотреть
Чистая распустится
Глядеть быстрая, шумная
Резвый светлая, ясная.
3 группа.
Соедини стрелочкой
противоположные по смыслу
слова:
Бегут замолкнут
Засвищут стоят
Тёплый глухой
Звонкий увядание
Обновление холодный
4 группа.
Укажи строки из стихотворения
«Весна».
Буря мглою небо кроет…
«Гостья милая, здорово!»…
Тает снег, бегут ручьи…прикоснуться
Скоро всё зазеленеет…
Весне и горя мало…
Засвищут скоро соловьи…
Выйдет пахарь на дорогу,…
Дам тебе я зёрен…
Чиста небесная лазурь…
С кротким сердцем, с верой
сильной…
Мы сегодня побывали в гостях у
весны. Мы имели возможность
лишь
к
литературному искусству, к
к
музыкальному искусству,
изобразительному
искусству.
Сегодня мы побывали в гостях в
волшебном мире искусств.
Понравилось ли вам в гостях?
Какой образ весны сложился в
вашем представлении?
Какое лицо у весны?
Что понравилось?
Чьи картины запомнились?
Чему удивились?
Что нового открыли для себя?
(Оценивание работы всего
класса
и
отдельных
обучающихся.)
(слайд 10)
с. 160 – 161наизусть, нарисовать
в ТПО в задании № 3
1 группа (1 ряд) – радостный и
10.Подведение итога
урока.
1 мин.
Соотнесение
поставленных
задач
с достигнутым
результатом,
фиксация нового
знания
Дать
качественную
оценку работы
класса
и
отдельных учся
11.Домашнее задание
дифференцировано.
1мин.
Рекомендации к
выполнению
домашнего
задания
Ответы учащихся
Выводы учащихся
Коммуникативные: способность
слушать, воспринимать
услышанное, высказывать
оценочные суждения о
прочитанном.
Личностные: личностный рост,
личные достижения
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения
изучаемого материала; выделяют
и осознают то, что уже усвоено и
что ещё нужно усвоить, осознают
качество и уровень усвоения;
выполняют оценку результатов
работы
Восприятие и осмысление
информации и запись
домашнего задания.
Регулятивные: уметь слушать в
соответствии с целевой
установкой; развивать
творческое воображение иобразное восприятие мира.
Нацелить
учащихся на
закрепление
знаний,
полученных на
уроке
Организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Подвести итог
проделанной
работе на уроке;
формировать
личную
ответственность
за результаты
своего труда.
праздничный пейзаж
2 группа (2 ряд) – грустно
лирический пейзаж
3 группа (3 ряд) – нежный и
певучий пейзаж
Оцените свою работу на уроке.
Удалось ли достигнуть
поставленной цели?
(Слайд 11)
Продолжите фразу:
Сегодня я понял, что…
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось…
А сейчас возьмите карточку и
покажите какое настроение у вас
в конце урока?
12.Рефлексия.
Самооценка.
1мин.
Показывают настроение
смайликами.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят
цель и результаты,
определяют свои достижения
и затруднения.