Тема урока: А. Н. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова…»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: Формируемые УУД (способы деятельности) Предметные: познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки; совершенствовать навык выразительного чтения; формировать умение работать с текстом; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; обеспечить осмысление новых слов и понятий: «лазурь», «обильный», «взор», «бодро», «усердно», «плуг», «кроткий». Метапредметные: Личностные УУД: содействовать воспитанию в детях чувства неразрывной связи человека с природой; бережного отношения к ней; любовь и гордость за страну, в которой они живут; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; осмысливать мотивы учебной деятельности; способствовать сплочению классного коллектива; содействовать в воспитании эстетического отношения к действительности и искусству. Коммуникативные УУД : формулирование и аргументация собственного мнения; умение работать в группе, в парах; умение сотрудничать в совместном решении проблемы; умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения. Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока; умение определять цель учебного задания и его планирование; осуществление решения учебной задачи под руководством учителя; контролирование своих действий в процессе его выполнения; совершенствовать навык интонационно правильного выразительного чтения; умение работать с поэтическим произведением, тренировать зрительную память, наблюдательность, развивать творческое воображение и образное восприятие мира; развитие речи обучающихся; умение отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; смысловое чтение;поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания.
Иконка файла материала 2 (34).doc
Предмет: Программа, класс Учебник, авторы: Тема урока: Цель: Задачи: Литературное чтение  «Гармония»,  3 класс О.Б.Кубасова: ­ Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.. А. Н. Плещеев  «Весна» («Песни жаворонков снова…») Создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации Формируемые УУД (способы деятельности) Предметные:  познакомить учащихся с произведением  А.Н. Плещеева;  способствовать  формированию  у учащихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность учащихся по планированию совместно   с   учителем   изучения   нового     произведения;   организовать   деятельность   учащихся   по   восприятию   и осмыслению текста нового произведения; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков   литературного   чтения   и   музыки;   совершенствовать   навык   выразительного   чтения;   формировать   умение работать с текстом; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора;  обеспечить осмысление новых слов и понятий: «лазурь», «обильный», «взор», «бодро», «усердно», «плуг», «кроткий». Метапредметные: Личностные УУД:  содействовать воспитанию в детях чувства   неразрывной связи человека с природой; бережного отношения к ней; любовь и гордость за страну, в которой они живут; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; осмысливать мотивы учебной деятельности;   способствовать   сплочению   классного   коллектива;   содействовать   в   воспитании   эстетического отношения к действительности и искусству. Коммуникативные УУД : формулирование и аргументация собственного мнения; умение работать в группе, в парах; умение сотрудничать в совместном решении проблемы; умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения. Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока; умение определять цель учебного задания и его планирование; осуществление решения учебной задачи под руководством учителя; контролирование своих действий в процессе еговыполнения;   совершенствовать   навык   интонационно   правильного   выразительного   чтения;   умение   работать   с поэтическим произведением, тренировать зрительную память, наблюдательность, развивать творческое воображение и образное   восприятие   мира;   развитие     речи   обучающихся;   умение   отвечать   на   вопросы   урока   и   оценивать   свои достижения. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; смысловое чтение;поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания. Tехнологическая карта урока Этапы урока. Планируемое время 1.Мотивационно  ­установочный этап  Самоопределение к  деятельности. Цель/задача этапа Деятельность учителя Эмоциональная,  психологическая  и мотивационная  подготовка  обучающихся       Прозвенел звонок      Начинаем наш урок. ­Ребята,   возьмитесь   за   руки   и улыбнитесь друг другу, подарите улыбки. Скажите,  что вы сейчас Планируемая деятельность и  слова учащихся Настраиваются на учебную  деятельность на уроке. Запланированный результат  этапа Личностные: осознанное  отношение к учебной работе .3 мин. к усвоению  изучаемого  материала   Подготовить к учащихся работе   на   уроке, определить   цели и задачи урока.   почувствовали?   (тепло, радость, хорошее настроение). ­Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца нашего урока. – Эпиграф нашего урока написан  на доске: Я русский человек, и русская природа любезна мне и я её пою.                                          В.Гусе в ­Прочитайте эти слова. С каким  чувством вы их прочитали? – Эти слова, принадлежащие  поэту Виктору Гусеву, целиком  можно отнести к русским поэтам, художникам и композиторам,  которые отображали в своих  произведениях яркие картины  русской природы. ­Я   сегодня   приглашаю   вас     в гости,   а   вот   куда.   Послушайте стихотворение   и  помогите   мне, доскажите слово. Если речка голубая  Пробудилась ото сна И бежит в полях, сверкая – Значит,  к нам пришла  … Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, Личностные: воспитание чувства неразрывной связи человека с  природой, любовь и гордость за  страну. С гордостью, с любовью к  природе и Родине (весна) (весна)И поёт пичужек стая – Значит, к нам пришла  … Если солнце разрумянит Наши щёки докрасна, Нам ещё приятней станет – Значит, к нам пришла  … Итак, мы идём в гости к весне.  Точнее сказать, это она пришла в  наши края. ­ Как вы думаете, над какой  темой мы сейчас будем работать? ­Как называется раздел над  которым мы работаем? (Слайд 2) ­С какими произведениями мы  уже познакомились? ­ С каким литературным жанром произведения   работали   на предыдущем уроке?  ­   Чем   отличаются   стихи   от прозы?    ­Сегодня   на   уроке   мы познакомимся   с   ещё   одним стихотворением о весне . ­   Кто   может   предположить,   с какой целью читают стихи?   ­С какими лирическими  стихотворениями мы уже  познакомились? Кто хочет рассказать наизусть  понравившееся  стихотворение? (Слайд 3) (весна) Весна идёт,весне дорогу! Ответы учащихся. Стихотворение. Рифма, ритм.  удовольствие, Получать почувствовать настроение …   Регулятивные: понимание  учебной задачи урока; умение  определять цель учебного  задания и его планирование. Познавательные:  самостоятельное выделение и  формулирование познавательных целей, осознанное построение  речевого высказывания. Ответы учащихся Коммуникативные: умение  слушать и слышать, принимать  чужую точку зрения. Личностные: положительная  мотивация к обучению и к  чтению. 2.Проверка домашнего  задания 10 мин. Установить  правильность и  осознанность  выполнения  всеми учащимися домашнегоКоммуникативные: способность  выражать свои мысли в  словесной форме, ориентируясь  на задачи и ситуацию общения Ф.Тютчев “Зима недаром  злится” (читает ученик) – Кому ещё понравилось это же  стихотворение? Что особенно  понравилось? задания;  устранить в ходе  проверки  обнаруженные  пробелы  знаниях,  :совершенствуя  при этом ЗУН. – Как называется этот  поэтический приём? – Всё живое радо приходу весны.  Кто выучил другое  стихотворение о весне? И.Северянин “Отчего?” (слайд  4­ 5) – Кому понравилось это же  стихотворение? Чем именно? – Какие поэтические приёмы  использовал автор?  – А кому больше всего  понравилось стихотворение о  первом весеннем цветке  подснежнике? (Слайд 6) Г. Новицкая “Подснежник”. (Зима и весна показаны как  живые,  противопоставляются друг другу: Зима­ведьма злая,  ворчит, злится, взбесилась. Весна – прекрасное дитя,  стучится в окно, хохочет,  гонит со двора.) (Олицетворение.) (Представляются яркие  краски весны: цветы,  зелень, лес, одетый в  молодую листву, звенят  ручьи, слышится трель  соловья.) (Одно и то же слово  отчего повторяется, тем  самым подчёркивая– Что понравилось в  стихотворении? – Как изображён подснежник?   – Подснежник занесён в Красную  книгу. Что это значит? ­Какое отношение нам передают  поэты и художники в своих  произведениях о весне? ­Каким  словом это можно назвать?  главную мысль – анафора.) (как живое существо: он  спешит на весенний парад,  головка у него русая, поэт  назвал его новосёлом  ­метафора) 3.Постановка учебной  проблемы:  целеполагание 1 мин. Подведение детей к  формулированию темы и  постановке целей  и  задач урока. Определение  задач чтения.  Составление  плана работы с  ­Посмотрите на следующее  произведение. Что вы заметили? (Оно о весне) ­Какая задача стоит перед нами?  (Наша задача: поработать над  этим произведением ,  научиться читать его  выразительно) ­А что необходимо для того,  чтобы на уроке каждому было  интересно и каждый узнал что­то  новое для себя? (Любви к родной природе) (Патриоты своей страны) Формулируют задачи урока:  учиться правильно,  выразительно читать,  красиво говорить,  познакомиться с новым  произведением. (Внимательно слушать,  активно работать, думать, размышлять) Регулятивные: умение в  сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи. Познавательные: строить  несложные рассуждения,  устанавливать причинно­ следственные связи  Коммуникативные: выражать  свои мысли в словесной форме,  ориентируясь на задачи и  ситуацию общения4.Подготовка к  восприятию.  5 мин. произведение Организовать и  направить к цели  познавательную  деятельность  учащихся. Проверить             умение  анализировать  текст;                     формулировать  собственное  мнение и  позицию, задавать вопросы, строить  Работа с портретом а) Рассмотрите портрет.(Слайд 7) ­ Что можно сказать об этом  человеке? Какой у него  взгляд?  Ответы учащихся (Добрый, внимательный) Работают в парах Осуществляют  взаимопроверку ­ Современники вспоминали  Алексея Николаевича как  исключительно мягкого и  доброжелательного человека,  всегда готового прийти на  помощь. Работа с текстом (на парте) б). Знакомство с биографией  А.Н. Плещеева. (Приложение №1) Вопросы по прочитанному  тексту в). На какие вопросы отвечает  текст? ­ Где прошло детство А.Н.  Плещеева? ­ За что он был отправлен в  ссылку? ­ Как называлась книжка,  которую написал А.Н. Плещеев? ­ С кем дружил А.Н. Плещеев? (1, 2, 3) Познавательные: строить  несложные рассуждения,  устанавливать причинно­ следственные связи;  Познавательные: смысловое  чтение; поиск и выделение  необходимой информации; Коммуникативные: способность  к сотрудничеству в паре. Личностное: эмоционально  отзываться на прочитанное.Прослушивание аудиозаписи  стихотворения в  профессиональном актёрском  чтении Слушают стихотворение в  исполнении  профессионального чтеца. Коммуникативные: способность  слушать, воспринимать  услышанное. ­ Какие картины весны наблюдал поэт?  ­ О чём  рассказывает автор? Ответы детей  ­ Какое чувство вызывает оно? Коммуникативные: способность  слушать, воспринимать  услышанное, высказывать  оценочные суждения о  прочитанном. Личностные: способность к  симпатии. Регулятивные : осуществление  решения учебной задачи под  руководством учителя . понятные для  партнёра  высказывания. Познакомить с  новым  произведением;  обеспечить  целостность,  эмоциональность, интерес к  изучаемому  произведению. Мотивация к  анализу и  перечитыванию  текста 5.Знакомство со  стихотворением  2 мин. 6.Выявление первичного  восприятия  произведения. 1 мин. 7.Словарная работа. Подготовка   к   чтению произведения вслух.  3 мин. Формирование  новых понятий,  углубление и  расширение  знаний,   возможные  приемы  установления  межпредметных  связей.  Обеспечить  Работа с текстом.  Работа по учебнику  с. 160­161. ­     Перечитайте   текст.   Отметьте слова,   требующие   пояснения (жужжащее чтение) (Слайд 8)  Слова выносятся на доску и  объясняются их значения с  помощью словаря) Взор – взгляд.восприятие,  осмысление и  запоминание  трудных для  понимания слов,  обогащать  словарный запас,  развивать речь. Соблюдение  санитарно­ гигиенических  норм, мотивировать к  изучению темы. Динамическая пауза. 1­2 мин. 8.Анализ содержания  прочитанного. 7 мин. Углубить  восприятие  произведения  (осмысление  произведения на  уровне сюжета).  Бодро – с подъёмом сил, энергии. Усердно – старательно. Плуг – инструмент, которым  раньше пахали, рыхлили землю. Кроткий – незлобный, покорный, смирный. Обильный – имеющийся в  большом количестве.)   Лазурь   –   светло­синий   цвет, синева.  ­А теперь отдохнем. Я  приглашаю вас на разминку,  которая называется  «Прилетели  птицы» Играть будем так: когда я говорю только название птиц, вы делаете  взмахи руками, если я ошибаюсь,  то  вы приседаете. ­Будьте внимательны. Прилетели птицы: жаворонки, синицы, мухи и стрижи, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны, голуби, куницы, голуби, синицы… ­Продолжим нашу работу. Беседа по содержанию ­   Какие картины весны  наблюдает поэт?  ­ Как жаворонки обращаются к  весне?  Выполняют двигательные  упражнения Личностные: способствовать в  понимании необходимости  соблюдения бережного  отношения к здоровью. Регулятивные: способность к  контролю, самоконтролю и  коррекции. Анализируют произведение ,  отвечая на вопросы учителя. ( Жаворонки запели, теплее  солнце греет ...) («Гостья милая, здорово!») (Они здороваются,Проверить             умение  анализировать  стихотворение;     формулировать  собственное  мнение и  позицию, задавать вопросы, строить  понятные для  партнёра  высказывания. приветствуют весну) ( Здравие ­ здоровье) (... Радость вспыхнет хоть на  миг) (Помолясь усердно Богу) (И пошлёт Господь урожай)   (да,   он   радуется,   каждая стихотворения строчка наполнена   теплотой, искренним счастьем) (радость, что пришла весна) ­ Что значить здорово?   ­ Что же такое здравствуйте?  ­   С каким настроением говорит о них? ­   ­ Подходит ли картинка в  учебнике к стихотворению?  Почему? ­ Какое настроение передаёт  поэт?  ­ Отчего радость? ­ А может быть радость от  работы? ­ Что перед любым делом делает  православный человек?  ­ А для чего? Выборочное чтение.  ­     Какие   слова   помогают   нам понять, что весна уже наступила? ­     Радуется   ли   поэт   приходу весны или нет?     ­   Какое  настроение  вызывает   у вас это стихотворение?    Работа над выразительностью ­ Сейчас поработаем над  выразительным чтением. ­ Где надо делать паузы при  Познавательные: наблюдать за  построением предложений, за  разнообразием способов  выражения мыслей и чувств;  делать умозаключения,  сравнивать, способность  воспринимать информацию,  представленную в разных видах. Личностные:эмоционально  отзываться на прочитанное  произведение; осмысливать  мотивы учебной деятельности. Коммуникативные: способность  слушать, воспринимать  услышанное, высказывать  оценочные суждения о  прочитанном. Личностные: способность к  симпатии. Коммуникативные: способностьчтении стихотворения?  ­ Давайте расставим паузы. Работа в ТПО   Выбрать верно расставленные  паузы  в отрывках стихотворения. (2.) Взаимопроверка. ­ Теперь, когда мы постарались  понять настроение поэта,  попробуем прочитать стихотворение  выразительно, соблюдая паузы. Чтение стихотворения вслух Чтение   стихотворения   двумя учениками. ­   Кто   смог   правильно   передать настроение? ­ Какие приметы весны мы можем слышать?  (После знаков препинания) Выполняют по заданию в  парах. Работа в ТПО Расставляют паузы. (2.) к учебному сотрудничеству в  парах  с целью решения учебно­ познавательных задач. Регулятивные: способность к  контролю, самоконтролю и  коррекции Коммуникативные: способность  слушать, воспринимать  услышанное, высказывать  оценочные суждения о  прочитанном. Читают выразительно. Анализируют ответы  товарищей ­ Кто помогает людям услышать и   представить   пробуждение (ответы учащихся).  Коммуникативные: способность  слушать, воспринимать  Обобщающая  беседа по тексту  (определение  смыслового  погружения  в текст).    «Апрель» Углубить  восприятие  Аудиозапись.П.И.Чайковского.  5 мин. произведения  (осмысление  произведения на  уровне сюжета).  9.Работа в группах  3 мин. Выполнение  творческих  заданий   подходят природы? ­Послушайте фрагмент произведения   П.И.   Чайковского «Апрель»   и   предположите,   что хотел передать композитор этой мелодией?  (Слайд 9) Аудиозапись. Звучит «Апрель» П.И.Чайковского. ­   Что   же   удалось   передать композитору этой мелодией?     ­ Как называется такое состояние природы?    ­ Какие строки из стихотворения «Весна»   к музыкальному произведению? ­   Почему   композитор   выбрал именно   название, «Апрель»? К   сведению:   родина   слова «апрель»   ­   Древний   Рим.   Оно означает   тёплый,   солнечный. снегогон. Апрель   – П.И.Чайковский ценил творчество   А.Н.Плещеева.   Поэт подарил   ему   один   из   своих стихов с автографом.  Приложение №2 1 группа. Соедини стрелочкой слово и его  значение. 1)  Праздник                                     такое       услышанное. Личностные: воспитание  эстетического отношения к  действительности и искусству. Регулятивные: развитие  творческого воображения и  образного восприятия мира. Слушают и отвечают на  вопросы (красоту   весеннего   дня, хорошее настроение, журчание воды…) (пробуждение)   Групповая работа Учащиеся обсуждают,  высказывают свое мнение.  Производят взаимопро­ верку, рефлексию, оценку  Коммуникативные: способность  к учебному сотрудничеству в  группе с целью решения учебно­ познавательных задач.работы.  Регулятивные: способность к  контролю, самоконтролю и  коррекции, тренировка  зрительной памяти, глазомера. Познавательные: смысловое  чтение; поиск и выделение необходимой  информации; осознанное  построение речевого  высказывания. 1)  Чувствуется потепление,  запах весны. 2) Повеяло весною         2) День торжества,  установленный в честь или в  память кого­нибудь или чего­ нибудь. 2 группа. Соедини стрелочкой близкие по  значению слова: Оденется смотреть Чистая распустится Глядеть быстрая, шумная Резвый светлая, ясная. 3 группа. Соедини стрелочкой  противоположные по смыслу  слова: Бегут замолкнут Засвищут стоят Тёплый глухой Звонкий увядание Обновление холодный 4 группа. Укажи строки из стихотворения  «Весна». ­ Буря мглою небо кроет… ­«Гостья милая, здорово!»­… ­ Тает снег, бегут ручьи…прикоснуться ­Скоро всё зазеленеет­… ­ Весне и горя мало… ­ Засвищут скоро соловьи… ­Выйдет пахарь на дорогу,… ­ Дам тебе я зёрен… ­ Чиста небесная лазурь… ­С кротким сердцем, с верой  сильной…­ ­Мы сегодня побывали в гостях у весны.   Мы   имели   возможность лишь к литературному       искусству,   к   к музыкальному   искусству, изобразительному искусству. Сегодня мы побывали в гостях в волшебном мире искусств. ­Понравилось ли вам в гостях?  ­ Какой образ весны сложился в вашем представлении?  ­ Какое лицо у весны? ­ Что понравилось?  ­Чьи картины запомнились?  ­Чему удивились?  ­Что нового открыли для себя? (Оценивание   работы   всего класса и отдельных обучающихся.) (слайд 10)  с. 160 – 161наизусть, нарисовать  в ТПО в задании № 3 1 группа (1 ряд) – радостный и      10.Подведение итога  урока. 1 мин. Соотнесение поставленных  задач с достигнутым  результатом,  фиксация нового  знания  Дать качественную оценку   работы класса и отдельных уч­ся   11.Домашнее задание  дифференцировано. 1мин. Рекомендации к  выполнению  домашнего  задания Ответы учащихся Выводы учащихся Коммуникативные: способность  слушать, воспринимать  услышанное, высказывать  оценочные суждения о  прочитанном. Личностные: личностный рост,  личные достижения Регулятивные: прогнозируют  результаты уровня усвоения  изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;  выполняют оценку результатов  работы Восприятие и осмысление  информации и запись  домашнего задания. Регулятивные: уметь слушать в  соответствии с целевой  установкой; развивать  творческое воображение иобразное восприятие мира.  Нацелить  учащихся на   закрепление  знаний,  полученных на  уроке Организовать  рефлексию и  самооценку  учениками  собственной  учебной  деятельности. Подвести итог  проделанной  работе на уроке;  формировать личную  ответственность  за результаты  своего труда. праздничный пейзаж 2 группа (2 ряд) – грустно­ лирический пейзаж 3 группа (3 ряд) – нежный и  певучий пейзаж ­Оцените свою работу на уроке.  Удалось ли достигнуть  поставленной цели? (Слайд 11) Продолжите фразу:  ­ Сегодня я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… ­А сейчас возьмите карточку и  покажите какое настроение у вас  в конце урока?       12.Рефлексия.  Самооценка.  1мин.    Показывают настроение  смайликами. Осуществляют самооценку  собственной учебной  деятельности, соотносят  цель и результаты,  определяют свои достижения и затруднения.

Посмотрите также