Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева; обучать правильному, выразительному чтению; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р — форму¬лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи¬телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда¬ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни¬ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс¬ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формиро¬вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор¬дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева.
Оборудование: портрет и выставка книг А.Н. Плещеева, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, учебник, аудиоприложение к учебнику
Урок 39. Тема урока: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева; обучать правильному, выразительному
чтению; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней; развивать память, речь,
мышление.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным
переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы
урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем
основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск
необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,
самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе
художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение
обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных
действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за
свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева.
Оборудование: портрет и выставка книг А.Н. Плещеева, видео или фотоматериалы, репродукции
картин по теме урока, учебник, аудиоприложение к учебнику.
Ход у р о к а
I.Организационный момент
II.
Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихов Е.А. Баратынского.)
III.
Сообщение темы и постановка целей урока
Прочитайте пословицы и отгадайте, о чем или о ком в них сказано. (О птице.)
• Всякая она сети боится.
• Всякая она своим пером красуется
• Где она ни летает, а свое гнездо знает.
• Ей даны крылья, а человеку — разум.
— Восстановите пословицы и объясните их смысл. (Всякая птица сети боится. Всякая птица
своим пером красуется. Где птица ни летает, а свое гнездо знает. Птице даны крылья, а
человеку — разум.)
IV. Физкультминутка
V.Работа по теме урока
1.Знакомство с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева
— Расшифруйте, что здесь написано. (Алексей Николаевич Плещеев.)
5 А Б В Г Д Е
4 Ж 3 И Й К Л
3 М Н О П Р С
2 Т У Ф X Ц Ч
1 Ш Щ Ь Э Ю Я
6
1
2
3
4
5
11,5; 6, 4; 6, 5; 5, 4; 6, 3; 6, 5; 4, 4
2,3; 3, 4; 3, 3; 6, 4; 1, 5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2
4,3; 6, 4; 6, 5; 2, 1; 6, 5; 6, 5; 3, 5
— Определите задачи урока.
— Что, вы знаете об этом поэте? Какие произведения читали?
Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Дети и птичка», а написал его Алексей
Николаевич Плещеев.
(Учитель может сделать краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)
2. Работа над стихотворением «Дети и птичка»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает
актер. Затем проводится словарная работа.)
— Подберите синонимы к словам «детки», «подруга».
— Подберите антоним к слову «звонкий». (Глухой.)
— Ваши впечатления от услышанного?
— Какие чувства выражает поэт в этом стихотворении?
— Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?
(Выразительное чтение стихотворения на с. 145 учебника. Чтение по ролям: один ученик читает за
птичку, а все остальные — за детей.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
— Почему меняется ритм стихотворения?
— Что нового узнали о Плещееве?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Дети и птичка».
М а т е р иа л д л я уч ит е л я
Краткий обзор биографии А.Н. Плещеева
Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника,
представителя старинного дворянского рода, в Костроме. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде,
где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был еще ребенком. Его воспитанием
занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им
в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и
кавалерийских юнкеров.
Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он
покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет на
восточное отделение историкофилологического факультета.
В студенческие годы значительно расширился круг знакомств АН. Плещеева и определилась сфера
его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и
политической экономии.
Он писал стихи, а во второй половине 1840х гг. довольно успешно выступал и как прозаик. Его
деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.
Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного,
мягкого и
доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности
начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы
находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат
по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю
жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился
вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя
вместе с тем и службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.
2В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель,
начавший свой творческий путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни Плещеев
провел относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной
работы, путешествовал за границей, однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось
осуществить творческие планы.
3