Тема урока: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева; обучать правильному, выразительному чтению; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — форму¬лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи¬телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда¬ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни¬ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс¬ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формиро¬вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор¬дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева. Оборудование: портрет и выставка книг А.Н. Плещеева, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, учебник, аудиоприложение к учебнику
Иконка файла материала 1 (109).docx
Урок 39. Тема урока: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева; обучать правильному, выразительному чтению; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты:  предметные:  умения   прогнозировать   содержание   произведений,   читать   вслух   с   постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;  метапредметные:  Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной   мысли,   отбор   опорных   (ключевых)   слов   для   создания   собственного   текста,   поиск необходимой   информации   в   книге,   умение   ориентироваться   в   учебной   и   художественной   книге, самостоятельный   и   целенаправленный   выбор   книги,   К   —   ответы   на   вопросы   на   основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей,   составление   плана   совместных   действий,   умение   договариваться   о   совместных действиях);  личностные:  формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева. Оборудование: портрет и выставка книг А.Н. Плещеева, видео­ или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, учебник, аудиоприложение к учебнику. Ход у р о к а I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Выразительное чтение стихов Е.А. Баратынского.) III. Сообщение темы и постановка целей урока ­ Прочитайте пословицы и отгадайте, о чем или о ком в них сказано. (О птице.) • Всякая она сети боится. • Всякая она своим пером красуется • Где она ни летает, а свое гнездо знает. • Ей даны крылья, а человеку — разум. — Восстановите пословицы и объясните их смысл. (Всякая птица сети боится. Всякая птица своим пером красуется. Где птица ни летает, а свое гнездо знает. Птице даны крылья, а человеку — разум.) IV. Физкультминутка V.Работа по теме урока 1.Знакомство с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева — Расшифруйте, что здесь написано. (Алексей Николаевич Плещеев.) 5 А Б В Г Д Е 4 Ж 3 И Й К Л 3 М Н О П Р С 2 Т У Ф X Ц Ч 1 Ш Щ Ь Э Ю Я 6 1 2 3 4 5 11,5; 6, 4; 6, 5; 5, 4; 6, 3; 6, 5; 4, 4        2,3; 3, 4; 3, 3; 6, 4; 1, 5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2 4,3; 6, 4; 6, 5; 2, 1; 6, 5; 6, 5; 3, 5 — Определите задачи урока. — Что, вы знаете об этом поэте? Какие произведения читали? Сегодня   мы   с   вами   будем   читать   стихотворение   «Дети   и   птичка»,   а   написал   его   Алексей Николаевич Плещеев. (Учитель может сделать краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.) 2. Работа над стихотворением «Дети и птичка» (Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер. Затем проводится словарная работа.) — Подберите синонимы к словам «детки», «подруга». — Подберите антоним к слову «звонкий». (Глухой.) — Ваши впечатления от услышанного? — Какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? — Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора? (Выразительное чтение стихотворения на с. 145 учебника. Чтение по ролям: один ученик читает за  птичку, а все остальные — за детей.) VI. Рефлексия — Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? VII. Подведение итогов урока — Почему меняется ритм стихотворения? — Что нового узнали о Плещееве? Домашнее задание Выучить стихотворение «Дети и птичка». М а т е р иа л   д л я   уч ит е л я Краткий обзор биографии А.Н. Плещеева Алексей   Николаевич   Плещеев   родился   в   семье   небогатого   провинциального   чиновника, представителя старинного дворянского рода, в Костроме. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Однако  царившая  там  атмосфера  угнетала,  военная карьера  его  не  привлекала,  и  в 1842  г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет на восточное отделение историко­филологического факультета. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств АН. Плещеева и определилась сфера его   интересов:   литературные   и   театральные   увлечения   сочетались   с   обращением   к   истории   и политической экономии. Он писал стихи, а во второй половине 1840­х гг. довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи. Современники   вспоминали   Плещеева   как   исключительно   деликатного,   мягкого   и доброжелательного   человека,   всегда   готового   прийти   на   помощь   литератору,   в   особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий. 2В   литературном   мире   он   пользовался   общим   уважением   как   старейший   и   честный   писатель, начавший свой творческий путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни Плещеев провел относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной работы, путешествовал за границей, однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить творческие планы. 3

Посмотрите также