Тема урока: А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чув¬ство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения А.П. Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной дея¬тельности, планирование вместе с учителем деятельности по из¬учению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — по-нимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учеб-ной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо¬действия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, со¬чувствие), проявление интереса к произведениям А.П. Чехова. Оборудование: портрет А.П. Чехова, книги писателя, аудио¬приложение к учебнику, карточки с заданиями и текстом речевой разминки.
Иконка файла материала 1 (72).docx
Т е м а   у р о к а :   А . П .   Ч е х о в   « М а л ь ч и к и » .   Г л а в н ы е   г е р о и   р а с с к а з а   – У р о к   3 2 г е р о и   с в о е г о   в р е м е н и .   Х а р а к т е р   г е р о е в   х у д о ж е с т в е н н о г о т е к с т а . Цели:  отрабатывать   навыки   правильного,   выразительного   чтения;   учить   раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты:   предметные:  умения   прогнозировать   содержание   произведения,   перечислять произведения А.П. Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге;  метапредметные:  Р   ­   формулирование   учебной   задачи   урока,   исходя   из   анализа материала   учебника   в   совместной   деятельности,   планирование   вместе   с   учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей,   характеристика   героев   произведения,   понимание   основной   мысли), осуществлять   поиск   необходимой   информации   в   книге,   ориентироваться   в   учебной   и художественной   книге,   К   —   ответы   на   вопросы   на   основе   художественного   текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;  личностные:  формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А.П. Чехова. Оборудование:  портрет А.П. Чехова, книги писателя, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями и текстом речевой разминки. I. Организационный момент II.Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока Х о д   у р о к а   2 — Прочитайте   медленно   отрывок   из   стихотворения   3.   Маркиной   «Моя   семья   — надежный крепкий тыл». Моя семья — надежный крепкий тыл. Со мною мать, отец, сестренки, братья... Здесь могут охладить ненужный пыл, Тут я делюсь любым мгновеньем счастья. Дом пахнет пирогами и теплом, Да лаской добрых рук любимой мамы. И, если гроз и бед нагрянет гром, Помогут пережить легко, без драмы. Здесь, улыбаясь, скажут:  «Впереди Успехи будут, только постарайся. Учись, трудись и с песнею иди, А если виноват, пойми, раскайся». — Прочитайте   с   утвердительной   интонацией   (еще:   с   интонацией   восхищения,   с веселой интонацией, выразительно). — Прочитайте тему урока. Определите его задачи. III. Проверка домашнего задания — Дома   вы   должны   были   поработать   над   словами,   значение   которых   вам   было непонятно. Проверим, как вы с этим справились. Объясните значение слов. РОЗВАЛЬНИ ­ низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком. БАШЛЫК — суконный теплый головной убор — остроугольный колпак с длиннымиконцами, надеваемый поверх шапки. СЮРТУК — род длинного двубортного пиджака, обычно в талию. САМОЁДЫ — старое название ненцев и некоторых других северных народов. БИЗОН  —  крупное  полорогое  парнокопытное  животное  с  мягкой  шерстью, дикий североамериканский бык. ПАМПАСЫ— южноамериканские степи. МУСТАНГ­ одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий. ИНДЁЙЦЫ  —   общее   название   коренных   племен   и   народностей   древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку. МОСКЙТ—  мелкое  двукрылое  насекомое  южных  стран,  причиняющее  болезненные укусы. ТЕРМЙТ  —   1)   порошкообразная   смесь,   дающая   при   горении   очень   высокую температуру; 2) общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельскохозяйственных продуктов. ЧЕЧЕВИЦА  —  растение   семейства  бобовых,   а  также   его  круглые,  с   двух  сторон выпуклые зерна. ПЛАНТАЦИИ— большое хозяйство, в котором возделываются культуры. ФЛИГЕЛЬ — постройка с боку главного здания или дом во дворе большого здания. ПРИКАЗЧИК ­ 1) наемный служащий в торговом заведении, продавец; 2)  управляющий имением помещика. • • • УРЯДНИК — 1) в царской армии: казачий унтер­офицер;   2) в царской России: нижний чин уездной полиции. —Подберите к словам синонимы: испуганно — (оробело, трусливо); озябший — (оледенелый, мерзлый); зачинщик — (запевала, заводила, затейник). —Подберите к словам антонимы: • увлекательный – (скучный); • неустрашимый — (трусливый). IV. Работа по теме урока —Рассмотрите   иллюстрации   к   рассказу   «Мальчики»   на   с.   123—133   учебника, прочитайте подходящие к ним отрывки из текста. —Что вы можете сказать о семье Королевых? —Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста. —Изменилось ли отношение Володи к семье? —О чем мечтали мальчики? Как они представляли свою жизнь в Америке? —Могли ли сбыться мечты? Почему? —Ответьте на вопрос 5 на с. 134 учебника. (обучающимся дается время на подготовку. Затем они отвечают и объясняют свой  ответ.) V.Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока —В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьей. Чем эти встречи отличаются и чем похожи? —Как вы считаете, это смешное или грустное произведение? —Попробуйте объяснить, почему А.П. Чехов назвал свой рассказ «Мальчики». —Восстановите деформированный план, по которому можно подготовить пересказ. Примерный   план   текста.  1.   Бурная   встреча   Володи.   2.   Маленький   гость.   3. Подготовка к Новому году. 4. Странное поведение мальчиков. 5. Сомнения Володи. 6. Побег. 7. Возвращение детей.План пересказа 1.Побег. 2.Сомнения Володи. 3.Подготовка к Новому году. 4.Маленький гость. 5.Возвращение детей. 6.Бурная встреча Володи. 7.Странное поведение мальчиков. — Подготовьте краткий пересказ текста. — Случались ли у вас в жизни подобные ситуации? Расскажите об одной из них. VII. Рефлексия — Оцените   свою   работу   на   уроке.   Что   было   трудным?   Что   легко   удавалось выполнить? VIII. Подведение итогов урока — Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок? — В чем главная мысль рассказа? Чему он учит? Домашнее задание Подготовить пересказ текста по составленному плану.

Посмотрите также