Тема урока: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с биографией А.В. Жигулина, его произведением « О,Родина! В неярком блеске». 2. Учить анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании. 3. Продолжать знакомить учащихся с произведениями о Родине русских поэтов второй половины XX века. Развивающие: 1 Развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом. Воспитывающие 1. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к родному краю, бережное к нему отношение. Формирование УУД: Познавательные УУД: • умение осознавать познавательную задачу; • умение ориентироваться в учебнике; • умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации. • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; • умение организовать рабочее место под руководством учителя; • умение самостоятельно формулировать задание; • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Личностные УУД: • умение осознавать свое единство с окружающей природой.
Иконка файла материала 1 (114).docx
Конспект урока  литературного чтения, проведенного в  4 «А» классе  МБОУ КСОШ № 2 (УМК «Школа России») студенткой 3 «А» уск. курса, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Шишовой Татьяны Александровны. Дата урока: 13.04.2016 г. Тема урока: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, стихотворением «О, Родина! В неярком блеске» Задачи: Образовательные:        1. Познакомить с биографией А.В. Жигулина, его произведением « О,Родина! В неярком блеске».        2.  Учить анализировать  литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании.        3. Продолжать знакомить учащихся с произведениями о Родине русских поэтов второй половины XX века. Развивающие:                         1 Развивать навык  выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к              творчеству поэта, к поэзии в целом. Воспитывающие                         1. Воспитывать патриотические  чувства, любовь и уважение к Родине, к  родному краю, бережное к нему отношение.                       Формирование УУД: умение осознавать познавательную задачу; умение ориентироваться в учебнике; умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Познавательные УУД:    Коммуникативные УУД:    нужной информации.  Регулятивные УУД:     умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение организовать рабочее место под руководством учителя; умение самостоятельно формулировать задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще  неизвестно. Личностные УУД:  умение осознавать свое единство с окружающей природой.сформировать представление о личности и творчестве А.В. Жигулина; сформировать умение определять настроение (эмоциональный характер)  произведения. совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; обогащать словарный запас обучающихся. Планируемые результаты: Предметные:   Метапредметные:    Личностные:  формирование интереса и ценностного отношения к природе.  формирование положительной мотивации к учению. Оборудование:    учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова. мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку; электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой.                                                                                                             Ход урока Этапы урока, Формируемые УУД Содержание урока, деятельность учителя Деятельность учащихся    цели                                                                                  I. 1.Самоопределен Приветствуют учителя.  ие к деятельности. Организационны й момент. Личностные:  формирование положительного отношения   к   процессу познания. Организация класса ­Здравствуйте, ребята!  Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро». Ребята, давайте поиграем в игру «Добрый день». Я скажу слова «Добрый день …» и назову кого­то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне  рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на  приветствие.  Попробуем?  Добрый день всем девочкам!  Добрый день всем мальчикам!  Добрый день всем тем, чьё имя начинается с  согласной! Добрый день всем, кто любит конфеты!  Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо  работать на уроке!  Добрый день всем, кто присутствует на нашемуроке!   II. Постановка учебной задачи  Вспомним, о чем мы говорим уже на протяжении нескольких уроков. ­Так о чем же мы сегодня продолжим говорить? ­Мы продолжаем с вами раздел «Родина».  Скажите, с каким поэтом мы познакомились  на прошлом уроке? ­Какое стихотворение читали?  ­Что запомнили о С.Д. Дрожжине? ­Вашим домашним заданием­ было стихотворение  «Родине» наизусть. ­Сегодня мы познакомимся с новым поэтом А.В.  Жигулиным и его стихотворением. ­Зная тему нашего урока, постарайтесь поставить  цель. – О большой и малой родине сложено немало  стихов, песен. Одно из них написал поэт Анатолий  Жигулин. О Родине. Ответы детей. Отвечают стихотворения наизусть. Ответы детей. 1. Формулирование темы   урока, определение   и постановка учебных задач.     Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать в учебный диалог. Регулятивные:  формулировать   тему   принимать   и урока, сохранять учебную задачу; дополнять   и   уточнять поставленные   задачи   и цели; прогнозирование, умение   контролировать результаты свое деятельности и деятельности   партнера, вносить коррективы.     III. Изучение нового материала 1.Знакомство   с биографией поэта   Жигулина. ­ Прослушайте пожалуйста о А.В. Жигулине.  1 января 1930 году в Воронеже, в семье  Личностные: ­выражать положительное отношение   к   процессу А.В. Слушают учителя.текста,   проявлять   удивление, познания, внимание, желание больше знать. ­умение   чувствовать красоту и выразительность   речи, эмоциональное проживание   выражение эмоционального отношения в читаемому тексту. Познавательные: ­овладение   навыками смыслового чтения, анализа художественного текста,   формирование умения   анализировать художественный   образ с   учетом   специальных средств языка (эпитета, сравнения); ­умение иллюстрировать произведение.. Коммуникативные:  ­инициативное  сотрудничество в  поиске информации,  умение слушать и  понимать собеседника; ­умение строить  собственное речевое  высказывание. Регулятивные: ­умение делать выводы, обобщать,  Читают учащиеся. крестьянина, родился Анатолий Владимирович  Жигулин. Летом 1942 года Великая  Отечественная война пришла в Воронеж.  Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во  фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об  этих месяцах поэт позже написал в  автобиографии: В 1949г. стихи молодого поэта появились в  воронежских газетах. Но вскоре после этого он был  осуждён по ложному обвинению как “враг народа”.  И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в  Сибири — строил железную дорогу, работал на  золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был  освобожден по амнистии, а в 1956 полностью  реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский  лесотехнический институт. В 1959 вышла первая,  тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего  города”.В этом же году Жигулин поступил на  Высшие литературные курсы и переселился в  Москву став профессиональным литератором. Образ России — один из главных в поэзии А.В.  Жигулина. Он вместе с такими поэтами помогал  сохранить в сознании современников традиционный  облик святой Руси и выразил чувства горечи,анализировать и  сравнивать; ­умение  концентрировать силы  на решение  поставленных  поблемных вопросов. Юному 2.Подготовка   к восприятию вызванное утратой многих духовных ценностей. В начале 90­х гг. А.В. Жигулин создал цикл из   стихотворений “Тревожное время России”, где  нашли отражение основные темы жигулинского  творчества: ответственность перед прадедами за  целостность Отечества, память о “колымском  конвое”.Стихи цикла объединяет пронизывающая  боль и скорбь поэта – он рисовал картину  разрушения родины. ­Что вы запомнили о А.В. Жигулине? ­ Закройте глаза. Представьте любимый уголок  малой или большой Родины. Почувствуйте, какое  теплое чувство наполняет вас. Его все больше и  больше. Соберите в ладони свое тепло. Пусть его  будет много. Откройте глаза. Почувствуйте это  тепло в руках. Поделитесь своим теплом друг с  другом, со всеми присутствующими в классе. Ответы детей. Эмоционально настраиваются на  изучение стихотворения. Объясняют смысл слов. Постарайтесь сами объяснить смысл слов,  Аудирование стихотворения.3.Словарная работа 3.Первичное чтение стихотворения (Аудирование) 4.Вторичное чтение стихотворения учителем 5.  Выразительное  тение  стихотворения  детьми вслух показанных на экране. ­Прослушайте внимательно аудиозапись  стихотворения ,затем я задам вопросы. О чем это стихотворение? Какой смысл автор вкладывает в слово  «РОДИНА»? О Родине. Все, что дорого автору. Восторг, грусть. Какое чувство при чтении возникло: радость,  восторг, сожаление, грусть? Слушают учителя. ­Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы  прослушаете его и приготовитесь к выразительному  чтению стихотворения. С восторгом, но и немного с грустью. Читают стихотворения выразительно. ­Прочитаем стихотворение выразительно. Как будем читать?  К Родине. Твои проселки, перелески… Твои проселки, перелески…6.Анализ  стихотворения и  выборочное  чтение. ­ Прочитайте первую строфу. ­ К кому обращается автор? ­ Как вы об этом догадались? ­ Что любит автор? Найдите в первой строфе. ­ Что автор подразумевает под словом  «трепетным»? ­Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? ­ Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе  этого стихотворения? ­ Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о  чём говорится во второй строфе?  ­Назовите, что он любит? ­ О какой белоствольной роще идёт речь? ­ О каком дыме идёт речь? ­Что ещё волнует автора? - Почему ржавый крест? ­Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике  со звездой говорится в стихотворении? ­ Объясните, почему поэту дорога могила? ­ Автор не просто перечисляет то, что любит. Какие  поэтические средства он использует?  ­ А знаете ли вы, почему Есенин использует при описании   родных   мест   яркие   эпитеты   (в Волнующий. Любить очень сильно.   О любви к Родине. Перечисление всего того, что любит  автор. И шорох рощи белоствольной… Березовой. О тумане. Ржавый крест над колокольней… Церковь старая, заброшенная. Могила солдата ВОВ. Это вечная добрая память о людях, защищавших Родину от врагов. Эпитеты. Внимательно слушают. Потому что он на Родине. Сравнение. Автору необходимо было показать, как это быстро исчезнет. Утешенье и исцеление.золотом огне, цветная радуга, зорька красная и т.д.), а Жигулин – блеклые определения? Сергей Есенин – поэт рязанский. Поэт края, богатого палитрой,   сочной   природой.   А   Анатолий Жигулин  – поэт  воронежский.  Природа этого края   богата   плодами   земли,   но   не   красками природы.   Поэтому   эпитеты   «неяркие»,   как говорит сам поэт. ­ Прочитайте третью строфу. ­ Как вы понимаете первые две строчки этой  строфы? Почему обиды и прощения пройдут? Какое поэтическое средство использовал поэт и с  какой целью? ­ Что видит в своей родине поэт?  ­Какова главная мысль стихотворения? Чем является Родина для автора этого  стихотворения? ­И о  нашей Родине написано немало стихов. Тихий дон, родимая станица. Выросла ты в скромный городок. Нынче вновь мне  Константиновск снится Школа, мама, отчий уголок.   Снится мне рассвет над Доном, Коммуникативные:  ­инициативное  сотрудничество в  поиске информации,  умение слушать и  понимать собеседника; ­умение строить  собственное речевое  высказывание. Регулятивные: ­умение делать выводы, обобщать,  анализировать и  сравнивать; ­умение  концентрировать силы  на решение  поставленных  поблемных вопросов.Снится, как купается луна… Ветерок прошёлся по затонам, Заплутавшись в чаще камыша. - Хотели бы вы поменять место жительства, уехать  из своего поселка? Почему? ­ Чем вы дорожите в поселке, что считаете ценным? ­ Чем вы можете помочь своему родному поселку,  чтобы он стал ещё краше? IV. Закрепление изученного материала. ­Возьмите листочки, напишите ответ на вопрос «Что значит для меня моя Родина?» ­Подготовьтесь на следующем уроке прочитать  наиболее удавшиеся сочинения в группах на  следующем уроке.                                                                               V.Итог урока. Рефлексия. 1.Рефлексия. 2. Итог урока. Личностные: ­установление значения  результатов своей  деятельности,  ­оценка собственной  деятельности. ­С каким поэтом познакомились? ­Что вам больше всего понравилось на уроке?  Ответы детей. ­Какова главная мысль стихотворения? Вашим   домашним   заданием   будет   с.138,   читать выразительно. Учитель: ___________________________________________________________Глазунова Г.А.

Посмотрите также