Тема урока: Басни И. А. Крылова «Кот и повар», «Ворона и лисица»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока - развитие у учащихся интереса к творчеству И. А. Крылова, повышение уровня понимания имя моралистической основы басен. Задачи урока: а) — образовательные - глубокое изучение учащимися творчества И. А. Крылова, освоение ими моралистической основы басен; б) — развивающие — развитие умения анализировать, выразительно читать текст, интерпретировать его, представлять его осмысление в творческой форме; в) воспитательная — воспитание морально достойной личности, прививание учащимся основ нравственности. Тип урока - комбинированный урок. Методы и приемы: словесные, наглядные, практические. Оборудование. - Портрет Крылова; - иллюстрации к басням Крылова; - карточки со словами для словарной работы; - кроссворд (на доске); - индивидуальные карточки с кроссвордами. - компьютер
Иконка файла материала 2 (59).docx
План­конспект урока Тема урока: Басни И. А. Крылова «Кот и повар», «Ворона и лисица» Цель урока ­ развитие у учащихся интереса к творчеству И. А. Крылова,  повышение уровня понимания имя моралистической основы басен. Задачи урока: а) — образовательные ­ глубокое изучение учащимися творчества И. А. Крылова, освоение ими моралистической основы басен; б) — развивающие  — развитие умения анализировать, выразительно читать текст, интерпретировать его, представлять его осмысление в творческой форме; в) воспитательная —  воспитание морально достойной личности, прививание учащимся основ  нравственности. Тип урока ­ комбинированный урок. Методы и приемы: словесные, наглядные, практические. Оборудование. ­ Портрет Крылова; ­ иллюстрации к басням Крылова; ­ карточки со словами для словарной работы; ­ кроссворд (на доске); ­ индивидуальные карточки с кроссвордами. ­ компьютер  Ход урока. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, организация рабочих мест. 2. Проверка д/з. Учитель. Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? Что такое басня?  Что такое мораль? Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Давайте обратим наше  внимание на данный портрет писателя. Какие черты мудрости и сокрытого  знания вы увидели в баснописце? Что вас завораживает в этом портрете? Учащиеся: Привлекает задумчивый взгляд писателя, его умиротворенная поза,  сосредоточенность и серьезность лица. Действительно, все эти черты нашли  отражение и в творчестве писателя. В своих баснях Крылов дал нам советы, как  достойно и нравственно правильно жить. Он хотел, чтобы люди, которые  прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее. Каждая басня  содержит в себе определенную мораль. Давайте вспомним, что же такое мораль?Ученики: Главная часть басни; логический, поучительный вывод. Учитель. Вспомним мораль басни “Ворона и лисица”. Учащиеся: Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где  ложь. Учитель: Как же изображена Ворона в басне? Учащиеся: Она глупа, слушает льстивые слова лисы. Учитель: А какой предстаёт перед нами Лиса? Учащиеся: Эта героиня ­ плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр, ... Учитель: Хорошо, ребята. Вы прекрасно освоили и поняли басню И. А. Крылова  «Ворона и лисица». Давайте посмотрим мультфильм, снятый по мотивам этой  басни. Учитель: Понравился ли Вам этот мультфильм?  С чего начинается мультфильм? (Перед нами памятник.) Почему? (автор как бы  обращается к зрителям) ­ Памятник кому? (И.А. Крылову) ­Удалось ли авторам мультфильма передать основные качества героев Крылова?  Какими средствами? (через зрительный образ, речь героев) Учащиеся: Да, герои получились яркими. Особенно выразительной получилась  плутовка Лиса. Учитель. Хорошо, ребята, мы с вами достаточно хорошо вспомнили басню  «Ворона и лисица».  3.Инсценировка басни «Ворона и лисица». Учитель: А теперь давайте посмотрим, как у вас получилась ваша инсценировка  басни, подготовленная дома. Инсценирование детьми басни “Ворона и Лисица”. Учитель: Спасибо, ребята. У вас получилась очень хорошая инсценировка,  которая отражает и ваше понимание басни, и ваши творческие способности. 4. Вступительное слово перед чтением басни “Кот и повар”. Учитель. Ребята. Мы с вами уже увидели, что Крылов учил людей узнавать  самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал, как от них  можно избавиться. Обратите внимание на эти слова. Учитель. Чтобы узнать, с какой басней мы сейчас познакомимся, надо разгадать  кроссворд (Кроссворд начерчен на доске и у каждого ученика на индивидуальных  карточках). ­ Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву. (Волк) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Вот то­то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. (Моська) Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! (Стрекоза) Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так право сказки! (Лисица) Баснописец, живший около 3­х тысяч лет назад в Древней Греции,  придумавший приём иносказания. (Эзоп) Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. (Осёл) Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь) Смотри­ка, ­ говорит, ­ кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски,Когда бы на неё хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять­шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка) 9. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! (Муравей) Учитель: Молодцы, ребята. Мне кажется, мы с вами благодаря этому  кроссворду погрузились в мир героев басен Крылова. 5. Словарная работа перед чтением басни. Учитель. Так как Иван Андреевич Крылов жил около 200­х лет назад, многие  слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи.  (Это архаизмы.) Некоторые из них могут быть нам непонятны. ­ Поэтому раскроем смысл некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы  могли понять её содержание и смысл. На доске записаны слова:  поварня – место, где готовят, кухня;  кабак – в старину: питейное заведение;  тризну правил – справлял поминки по умершему;  ритор – оратор, который произносит красивые речи, но часто пустые,  бесполезные;  на стенке зарубить – зарубить на носу, хорошо запомнить (фразеологизм). 6. Чтение басни. Первичное знакомство. Выразительное чтение басни учителем. 7. Анализ басни «Кот и повар» И. А. Крылова. Учитель. Кто главные герой басни? Что вы можете сказать о Поваре? Каким его  изобразил Крылов? Как надо читать слова Повара? Где и как меняется его  интонация?­ Действительно ли “Повар ­ грамотей”? Где видна его грамотность? ­ Как вы думаете, почему Крылов о нравоучении Повара Коту говорит “Его он  пел”?­ Что вы можете сказать о коте? Почему Кот остался безнаказанным?Учитель: Прочитайте мораль басни. Что значит “власть употребить”? Подберите к этим словам синонимы. 8. Итоги урока. Рефлексия. Учитель: Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?  Что такое басня?  Что такое мораль? Какие басни Крылова вы знаете? Что вам особенно запомнилось на уроке? Какие нравственные уроки вы унесли для себя? Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке? Почему? 10.Домашнее задание. Учитель: Ребята, попробуйте дома нарисовать иллюстрацию к басне Крылова  «Кот и повар». Постарайтесь отразить в ней свое отношение к героям и  понимание вами морали басни. Басня – краткий стихотворный рассказ, имеющий поучительный вывод. Мораль­ логический поучительный вывод. Басня – краткий стихотворный рассказ, имеющий поучительный вывод. Мораль­ логический поучительный вывод. Басня – краткий стихотворный рассказ, имеющий поучительный вывод.Мораль­ логический поучительный вывод.

Посмотрите также