Цели: познакомить с жизнью и творчеством JI.H. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо¬жественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;
метапредметные: Р — фор¬мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи¬телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распреде-ление обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произ¬ведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, кар¬точки (текст речевой разминки, задания), аудиоприложение к учебнику.
У р о к 30
Тема урока: Басня. Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством JI.H. Толстого; развивать умения выразительно читать
произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам,
понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким
людям.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н.
Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение
ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги
на основе заданного материала;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению
темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков,
умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев
произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,
ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе
художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распреде
ление обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных
действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание,
сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой разминки,
задания), аудиоприложение к учебнику.
— Как вы ответили на вопрос: что нового ты узнал о писателе? Каким он был? Подберите самые
(Чтение записанных в тетрадь предложений о Л.Н. Толстом.)
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Х о д у р о к а
точные слова.
— Прочитайте свои небольшие сочинения о маме.
(Чтение детских сочинений.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте
узнать их по первым строчкам.
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было».
(«Старый дед и внучек».)
«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».)
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». {«Правда всего дороже».)
«Были брат и сестра Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». {«Котенок».)
«Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».)
«Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел
идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то,
как его в лесу застала гроза».)
«Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».)
«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на
корм диким зверям». («Лев и собачка».)
«Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».)
— Какие еще произведения вы знаете и помните?
•
•
•
•
•
•
•
•
•
— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Как мужик убрал камень». Басня.)
IV. Работа по теме урока
(Первичное чтение басни. Учитель использует аудиоприложение к учебнику. обучающиеся
слушают, как басню читает актер.)
— Ваши впечатления?
— Прочитайте басню на с. 119 учебника про себя.
— Прочитайте выразительно вслух.
— Что предложили инженеры, чтобы убрать камень?
— Что предложил мужик?
— Какие черты характера свойственны мужику? {Ум, хитрость, благородство, находчивость.)
— В чем заключается главная мысль басни Л.Н. Толстого?V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте еще одну басню Л.Н. Толстого — «Два товарища». Запишите, в чем ее мораль.
Два товарища
спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего он упал наземь и притворился мертвым.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо,
подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Рефлексия
VII.
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII.
— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Найти и прочитать другие басни Л.Н. Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них.