Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и в мире»
Оценка 4.9

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и в мире»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
15.02.2017
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и в мире»
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и в мире» • Образовательные цели: сформировать у учащихся понятие об основных тенденциях развития семьи в современной России. Определить факторы, влияющие на общие демографические процессы. Раскрыть специфику неполных семей. Привлечь внимание учащихся к проблеме Депопуляции. • Развивающие цели: способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы. • Воспитательные цели: содействовать гражданскому и нравственному воспитанию учащихся. Продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям. Оборудование урока:
демографическая ситуация.docx

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и в мире»

·         Образовательные цели: сформировать у учащихся понятие об основных тенденциях развития семьи в современной России. Определить факторы, влияющие на общие демографические процессы. Раскрыть специфику неполных семей. Привлечь внимание учащихся к проблеме Депопуляции.

·         Развивающие цели: способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы.

·         Воспитательные цели: содействовать гражданскому и нравственному воспитанию учащихся. Продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.

Оборудование урока:

·         Компьютер, проектор, экран.

·         Компьютерная презентация по теме урока.

·         Учебник “Обществознание”, для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., 2009, стр. 193 – 202.

·         Рабочий лист.

·         Проверочный тест.

Форма урока: урок – исследование с применением проектной деятельности.

Этапы урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки. Знакомство учащихся с планом работы на уроке. Разъяснение порядка работы учащихся в группах (5 минут).

2.План изучения нового материала:

1) Тенденции развития семьи в современной России.

Актуализация знаний учащихся. Сообщение учащимся целей и задач урока:

Проанализировать демографическую ситуацию в современной России на основе имеющихся статистических данных.

Выявить негативные тенденции демографической ситуации в России, оценить ситуацию.

Определить, как Правительство РФ решает демографические проблемы.

Самые популярные СМИ бьют тревогу из-за кризиса семьи и семейных ценностей. Выходит огромное количество различных передач, пишется масса статей о количестве населения РФ, о высокой смертности, низкой рождаемости, о детях-сиротах. Всё это не случайно.

Ещё раз напоминаю тему нашего урока: “Демографическая ситуация в современной России и в мире ”.

Что такое демография?

 Демография — это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

По данным Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, население Земли 31 октября 2011года достигло 7 миллиардов человек. "Юбилейным" новорожденным стал россиянин – Петр Николаев весом 3,6 кг и ростом 50 см, родившийся в 00:02 в городе Калининграде.

Демографическая ситуация в обществе тесно взаимосвязана с деятельностью института семьи. Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества.

Данные статистики и социологических опросов дают довольно противоречивую картину состояния семьи в современной России. Отмечается: рост регистрируемых браков, увеличение возраста вступающих в брак, увеличение возраста родителей на момент рождения первого ребёнка в семье, увеличение числа разводов, сокращение среднего размера семьи, снижение экономической роли мужчины в семье. Усиливаются проблемы, препятствующие браку: отсутствие жилья, достойного заработка; недостаточная социально - психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров. Снижается эффективность взаимодействия между поколениями в семье.

Демографы считают, что для обеспечения стабильности численности населения необходимо, чтобы рождаемость составляла в среднем 2,5 – 3 ребёнка на одну женщину. Во многом демографическая ситуация обусловлена преобладанием в стране сложившегося типа семьи. По мнению социологов, модель типичной семьи в современном индустриальном обществе – это семья полная, нуклеарная, состоящая из одной пары супругов с детьми и находящаяся в зарегистрированном браке, работающих в семье двое. Среднее число членов - семьи – 3,6 человека.

            Модели современной семьи-  это , как правило, двух основных типов семьи:

1.      Нуклеарная ( муж, жена, дети-иждивенцы. В традиционном обществе – отец зарабатывает и материально содержит семью, мать занимается домашним хозяйством. В современном обществе – отец и мать поровну зарабатывают деньги и делят между собой домашние заботы. Такие семьи называют еще семьями с двумя кормильцами)

2.      Расширенная семья ( в одной семье живут несколько поколений, разделяя друг с другом социальные, экономические и эмоциональные взаимоотношения).

3.      Традиционная ( семейно – брачные отношения зафиксированы в органах ЗАГСа, де-юре).

4.      Гражданский брак предполагает отказ от формальной регистрации отношений. Такая семья основана на любви и согласии, де-факто.

5.      Неполная семья. Детей воспитывает один из родителей.

6.      Ограниченная временем семья. По преварительной договоренности брак заключается на время (фиктивный).

7.      Встречающаяся семья. Брак зарегистрирован, но супруги живут отдельно, каждый в своем доме.

8.      Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но допускают разъезды на любой срок без расторжения брака.

9.      Мусульманская семья. Право мужчины иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень жизни каждой из них и оставаясь бесспорным главой семьи.

10.  Шведская семья. Совместное проживание нескольких мужчин и женщин при совместном ведении хозяйства.

11.  Свингерство. Совместное проживание под одной крышей двух или нескольких пар.

 

2) Проблема неполных семей.

Разговор о современной семье не может быть ограничен моделью идеальной семьи. Отклонениями от идеальной модели являются:

- неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов семьи;

- распавшаяся семья, из-за намеренного ухода одного из супругов, аннулирование брака, развод;

- семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и пр.;

- семья как “пустая оболочка”, когда супруги живут вместе по принуждению или фиктивный брак.

Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и незарегистрированных фактических семейных союзов – с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи. Однако очевидно, что распад или ослабление семейных связей, приводят к росту неполных семей. Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Выделяют следующие типы неполных семей: материнская, отцовская, осиротевшая, небрачная, распавшаяся.

Среди причин, способствующих увеличению неполных семей, демографы называют: неподготовленность молодежи к браку; распространение добрачных связей; изменение моральных норм во взаимоотношениях полов; утрата семьей своей производственной функции; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания одного из партнёров; изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины.

Растет число детей, родившихся вне брака, за период 1994 - 2000 гг. их доля возросла с 19,6% до 27,9%, то есть на 8,3 %. Это дети, рожденные женщинами в возрасте до 20 лет – в результате добрачной беременности. Или дети, рожденные женщинами в 30-35 лет – в результате осознанного отказа от брака. В любой неполной семье возникает множество проблем: материальные проблемы; дефицит полноценных семейных отношений; ребёнок лишён положительного образца для подражания в освоении роли семьянина; неполные семьи не могут полноценно выполнять репродуктивную функцию, что неминуемо сказывается на общей демографической ситуации.

3) Современная демографическая ситуация в РФ.

Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени.

Первая Всероссийская Перепись населения была проведена в 1897 г., её инициатором стал П.П.Семёнов-Тян-Шанский, русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения,
его распределения по территории России в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.

Учёные с тревогой констатируют, что в демографическом положении России наблюдается достаточно сложные тенденции. Назовём наиболее существенные из них. Число Россиян убывает. По предварительным данным переписи 2010 года население России в 2010 г. по сравнению с 2002 г. сократилось на 2,2 млн человек (1,6%). Численность населения России с 145 млн 167 тыс. человек сократилась до 142 млн 905 тыс. человек. Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в мире. В Воронежской области в 2013 г.проживет по данным Росстата составляет 2 328 008 чел.

Перепись 2010 г. показала, что численность женщин на 10 млн превышает мужчин. По данным последней переписи, в России зарегистрировано 76 млн 700 тысяч женщин и 66 млн 205 тысяч мужчин. В процентном соотношении это составит 53,8% и 46,2%. По 2002 году данные похожие: 53,4% и 46,6%, так что положение осталось прежним.

Учащимся предлагается проанализировать диаграмму. (Слайд 21) После обсуждения учащиеся должны прийти к следующим выводам: Преобладание численности женщин над мужчинами начинается с 33-летнего возраста. После 60 летнего рубежа, численность женщин, по отношению к мужчинам этой же возрастной группы, увеличивается в два раза.

В большинстве российских регионов зафиксировано сокращение числа жителей, но в некоторых отмечен прирост. По-прежнему наиболее населенными являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа, на территории которых проживает более 61 % населения страны. По сравнению с переписью 2002 года численность населения сократилась в 63, а возросла в 20 субъектах Российской Федерации.

Население России не воспроизводится с середины 60-х гг. прошлого века. Об этом свидетельствуют данные таблицы “Динамика численности населения России”.

Основными критериями оценки демографической ситуации являются смертность и рождаемость. Всего в период с 1992 по 2010 гг. в РФ умерло 40 674 тыс. человек, родилось 27 564 тыс. человек

Ситуация, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, оценивается специалистами как депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения. Последствия депопуляции:

1. Сокращение трудового потенциала.

2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание.

3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту несамостоятельной молодежи.

4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.

В демографии существует так же понятие демографический “взрыв”. 

Причинами неблагополучной демографической ситуации (по данным опроса ВЦИОМ) являются: бедность населения (44%), снижение значения ценности семьи (22%), результат государственной социальной политики (21%), состояние здоровья женщин (13%). (Слайд 26)

За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был “суженным” прирост населения. Это - Первая мировая война, Вторая мировая война, период массовых репрессий и 90-е годы - резкое падение рождаемости из-за трудностей перехода к рыночной экономике.

Несмотря на отрицательную динамику роста населения в целом, в отдельных регионах РФ наметился прирост населения, в процентном соотношении к 2002 г.: Республика Дагестан – 115,6%; Чеченская Республика – 115%; Карачаево-Черкесская Республика – 108,9%; г.Москва – 110%; Московская область – 107%; Ханты-Мансийский АО – 106%; г.Санкт-Петербург, Тюменская область – 104%; Ямало-Ненецкий АО, Ленинградская область, Краснодарский край – 102% .

 Есть ли выход из сложившейся в нашей стране демографической ситуации? Этот вопрос поможет разрешить демографическая политика – целенаправленная деятельность государства в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. (Слайд 30)

3. Рефлексия: Проверочный тест  

4. Общий вывод по теме (3 минуты)

Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию – сниженное воспроизводство и сокращение численности населения. Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового потенциала, падения экономической активности населения, его старения.

5. Домашнее задание: параграф 17. В качестве творческого задания учащимся предлагается раскрыть смысл высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра: “Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

6. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «Верхнемамонская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по обществознанию в 11 классе по теме:

«Демографическая ситуация в современной России»

 

 

 

 

 

 

Провела

учитель истории и обществознания

Попова И.А.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной

Петр Николаев весом 3,6 кг и ростом 50 см, родившийся в 00:02 в городе

Петр Николаев весом 3,6 кг и ростом 50 см, родившийся в 00:02 в городе

Проблема неполных семей. Разговор о современной семье не может быть ограничен моделью идеальной семьи

Проблема неполных семей. Разговор о современной семье не может быть ограничен моделью идеальной семьи

Учёные с тревогой констатируют, что в демографическом положении

Учёные с тревогой констатируют, что в демографическом положении

Несмотря на отрицательную динамику роста населения в целом, в отдельных регионах

Несмотря на отрицательную динамику роста населения в целом, в отдельных регионах

МКОУ «Верхнемамонская СОШ»

МКОУ «Верхнемамонская СОШ»

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и в мире»

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и в мире»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017