Тема урока: И.Никитин «Весело сияет месяц над селом», А.С.Пушкин «Зимний вечер».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя. Задачи: • образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, Никитина стихотворениями; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста; • развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, Никитина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы; • воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.
Иконка файла материала 2 (56).doc
Тема урока:  И.Никитин «Весело сияет месяц над селом», А.С.Пушкин «Зимний вечер». Цели:     добиться   понимания   смысла   стихотворения   и   настроения   лирического героя. Задачи:    • образовательные:  познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, Никитина стихотворениями; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство   поэта   в   создании   картин   зимнего   пейзажа;   отрабатывать   навык выразительного чтения лирического текста; • развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, Никитина;   развитие   умения   сравнивать,   анализировать   и   обобщать   информацию, делать выводы; • воспитательные:  формировать   представления   учащихся   о   роли   бабушки   и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.                                                    Ход урока.  Организационный момент.  1. 2. Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся.  3. Самоопределение к деятельности Сегодня мы продолжим работу с поэтическими произведениями раздела «Снег летает и сверкает…». Будем учиться рисовать словесные картины к ним.  Родился  Иван  Саввич  Никитин  в  Воронеже.  (1824–1861). С  шести  лет  мальчик  стал  учиться  грамоте  у  соседа – сапожника.  Он  очень   хотел  стать   образованным  человеком,  но  учиться  Ване  не  пришлось.  Писать   стихи  он  начал  рано.  Писал  Никитин,  в  основном,  о  природе.  Она  была  для  него  и  другом,  и   наставником.  Больше  всего  любил  Иван  зимние  ночи.  Ночная  темнота  скрывала  от  нас  красоту  природы,  а  месяц  открывал  её  во  всём  изяществе. В  одну  из   ночей  любовался  Иван  Саввич  такой  картиной: Анализ    произведения «Весело сияет месяц над селом» 1. Выборочное  чтение  ­ Прочитайте  первые  две строчки. ­ Как  автор  описывает  месяц? ­ Как  вы  думаете,  почему  крест  сравнивается   со  свечой?  ­ Как  вы  понимаете  слова ­ храм  облит?­ Объясните  слова  немая  тишина.     Я  молчу – оно  молчит,   Я  кричу – оно  кричит.   ­Что  это? (эхо)  Сейчас  вы  будете  моим  эхо.  Будьте  внимательны. Попробуйте  не  смотреть  в  книгу,  постарайтесь  запомнить  1  часть. Я  начинаю,   вы  заканчиваете. – Перечитайте стихотворение И. Никитина несколько раз, стараясь все ярче и ярче видеть, представлять картины, которые нарисованы словами.  – Что же будет на первом плане твоей картины? Почему? Как об этом сказано поэтом? – Что еще ты нарисуешь? – Какие   краски   будете   использовать,   выполняя   иллюстрацию   к этому стихотворению? Почему? – Какое настроение у этого стихотворения? Биография А.С. Пушкина. ­Вы узнали этого поэта?     ( Пушкин) 4. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения .  ­ А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой?  Слайд Портрет Пушкина­ребенка.  ­Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал   очень   рано   выражать   в   стихотворениях.   Первые   знания   о   жизни,   первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.  ­ Кто знает, как звали няню поэта?     (Арина Родионовна)  ­   Верно.   Это­   Арина   Родионовна.   Узнавая   о   ней,  мы   должны   формировать представлении о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа. Слайд 4. Портрет няни. ­Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных   много   лет,  вынянчила   всех   детей   и  была   к   ним   очень   привязана.  Но особенно   она   любила   маленького   Сашеньку,   будущего   поэта   Пушкина.   Он   тоже любил свою няню, считал её  своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Пушкин   был   очень   смелым   поэтом:   некоторые   его   стихи   были   направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решилнаказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд 5.)  Няня   поехала   вместе   с   ним,   и   в   эти   годы   Александр   Сергеевич   особенно сроднился   с   Ариной   Родионовной:   место   ссылки   находилось   вдали   от   шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. ­ Действительно:   Арина   Родионовна  –  с   детских   лет   самый   близкий   и   дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки; ­ для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей; ­ она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; ­ ­ няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок. ­ 8 февраля 1837 года, состоялась роковая дуэль с французом бароном Дантесом,  который оскорбил жену Пушкина. Там Пушкин был смертельно ранен. ­ Но поэт продолжает жить в сердцах людей, его произведения знают и любят все. Не   один   вечер   провел   Александр   Сергеевич   в   обществе   Арины   Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки  (Слайд 9).       Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер». IV. Восприятие новых знаний.  1. 2.  Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».  Проверка первичного восприятия стихотворения. ­ Понравилось ли вам стихотворение?       (Понравилась) ­ Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?    (Чувство грусти, печали) ­ От чьего имени ведется рассказ?     (от имени автора) ­ Какое настроение у рассказчика?    (грустное) 3.  Словарно­ лексическая работа.  Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.  Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. Веретено – приспособление для прядения.   Чтение текста  стихотворения с анализом ­ 1 часть. Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»? (Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек) ­А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.  (Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;  С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит») ­Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными,  то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину  ненастного зимнего вечера) ­Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной  картины природы?      (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства) ­Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?       (Природа тоже, как живое  существо, сочувствует героям произведения) ­2 часть.­ О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?            (О няне) ­ Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.     («Моя старушка», «Мой  друг»)  ­Какое настроение у автора?         (Грустное) ­Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?       («Ветхая лачужка»,  «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»). ­ В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в  тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных. ­3 часть.­ Найдите слова, отражающие настроения автора.       («Бедной юности  моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей») Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.­Найдите слова, которыми поэт обращается к няне.        («Добрая подружка») ­С какой просьбой он обращается к няне?           ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню») ­Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?          ( Чтобы  поднять настроение: «Сердцу будет веселей») 4 часть.­Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в  (В этой части повторяются  конце стихотворения или осталось прежним.       первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое  четверостишие второй строфы) ­Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению?      (Но во  второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет  веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и  мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые,  задумчивые, нежные, ласковые) VI этап.  Оценка учебных достижений, подведение итогов урока.  Рефлексия.  ­ Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина  , Никитина    ? ­ С каким произведением поэта познакомились?      («Зимний вечер»)   Д/з стр. 8­11 выр. Чт, пожеланию учить                                               Интернет ресурсы: 1. http://www.uchasneg.ru/famous/39­jakovleva­arina­rodionovna.html  2. http://www.liveinternet.ru/users/4505656/post191137566/  3. http://www.zoomax.ru/news/snezhinki_pod_mikroskopom_(54_foto).htm  4. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=38912&st=15  5. http://pushkin.novgorod.ru/push_in_mikh.htm  6. http://www.photosight.ru/photos/4111033/  7. Биография И. Никитина.  https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia­ivan­nikitin  8. Пушкин А.С.  http://www.umk­garmoniya.ru/electronic_support/literary­reading­3­ part­1.php 9. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой ­  Волгоград: учитель, 2007.­221 с.10. Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 3 класса. В 4 ч. 2 часть –  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 11. Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 3 класса. В 2 ч. 1  часть– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. 12.Новейший полный справочник школьника 1­4 класс – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.

Посмотрите также