Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
Задачи:
• образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, Никитина стихотворениями; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
• развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, Никитина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
• воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.
Тема урока: И.Никитин «Весело сияет месяц над селом», А.С.Пушкин «Зимний
вечер».
Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического
героя.
Задачи:
•
образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина,
Никитина стихотворениями; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и
мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык
выразительного чтения лирического текста;
•
развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина,
Никитина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию,
делать выводы;
•
воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и
няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений
народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.
Ход урока.
Организационный момент.
1.
2. Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся.
3. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы продолжим работу с поэтическими произведениями раздела «Снег
летает и сверкает…». Будем учиться рисовать словесные картины к ним.
Родился Иван Саввич Никитин в Воронеже. (1824–1861).
С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень
хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось. Писать
стихи он начал рано.
Писал Никитин, в основном, о природе. Она была для него и другом, и
наставником. Больше всего любил Иван зимние ночи. Ночная темнота скрывала
от нас красоту природы, а месяц открывал её во всём изяществе.
В одну из ночей любовался Иван Саввич такой картиной:
Анализ произведения «Весело сияет месяц над селом»
1. Выборочное чтение
Прочитайте первые две строчки.
Как автор описывает месяц?
Как вы думаете, почему крест сравнивается со свечой?
Как вы понимаете слова храм облит? Объясните слова немая тишина.
Я молчу – оно молчит,
Я кричу – оно кричит.
Что это? (эхо)
Сейчас вы будете моим эхо. Будьте внимательны.
Попробуйте не смотреть в книгу, постарайтесь запомнить 1 часть.
Я начинаю, вы заканчиваете.
– Перечитайте стихотворение И. Никитина несколько раз, стараясь все ярче и
ярче видеть, представлять картины, которые нарисованы словами.
– Что же будет на первом плане твоей картины? Почему? Как об этом сказано
поэтом? – Что еще ты нарисуешь?
– Какие краски будете использовать, выполняя иллюстрацию к этому
стихотворению? Почему?
– Какое настроение у этого стихотворения?
Биография А.С. Пушкина.
Вы узнали этого поэта? ( Пушкин)
4. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения .
А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был
Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой?
Слайд Портрет Пушкинаребенка.
Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства
начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые
впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.
Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
Верно. Это Арина Родионовна. Узнавая о ней, мы должны формировать
представлении о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры
и нравственных представлений народа.
Слайд 4. Портрет няни.
Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме
Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но
особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже
любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в
детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены
против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решилнаказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в
далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд 5.)
Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно
сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной
столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с
ним рядом в это тяжёлое для поэта время.
Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой
человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;
для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой
сказочницей;
она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту;
няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и
поговорок.
8 февраля 1837 года, состоялась роковая дуэль с французом бароном Дантесом,
который оскорбил жену Пушкина. Там Пушкин был смертельно ранен.
Но поэт продолжает жить в сердцах людей, его произведения знают и любят все.
Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны,
восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней,
слушая ее песни и сказки (Слайд 9). Один из таких зимних вечеров 1825 года
описан в его стихотворении «Зимний вечер».
IV. Восприятие новых знаний.
1.
2.
Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».
Проверка первичного восприятия стихотворения.
Понравилось ли вам стихотворение? (Понравилась)
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? (Чувство грусти, печали)
От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)
Какое настроение у рассказчика? (грустное)
3.
Словарно лексическая работа.
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
Чтение текста стихотворения с анализом
1 часть.
Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?
(Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек)
А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;
С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;
С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)
Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными,
то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину
ненастного зимнего вечера)
Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной
картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или
настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)
Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое
существо, сочувствует героям произведения)
2 часть. О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)
Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой
друг»)
Какое настроение у автора? (Грустное)
Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка»,
«печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).
В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в
тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.
3 часть. Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности
моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)
Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)
С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой
мне песню»)
Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы
поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)
4 часть.Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в
(В этой части повторяются
конце стихотворения или осталось прежним.
первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое
четверостишие второй строфы)
Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во
второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет
веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и
мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.
Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые,
задумчивые, нежные, ласковые)
VI этап. Оценка учебных достижений, подведение итогов урока. Рефлексия.
Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина
, Никитина
?
С каким произведением поэта познакомились? («Зимний вечер»)
Д/з стр. 811 выр. Чт, пожеланию учить
Интернет ресурсы:
1. http://www.uchasneg.ru/famous/39jakovlevaarinarodionovna.html
2. http://www.liveinternet.ru/users/4505656/post191137566/
3. http://www.zoomax.ru/news/snezhinki_pod_mikroskopom_(54_foto).htm
4. http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=38912&st=15
5. http://pushkin.novgorod.ru/push_in_mikh.htm
6. http://www.photosight.ru/photos/4111033/
7. Биография И. Никитина.
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiiaivannikitin
8. Пушкин А.С. http://www.umkgarmoniya.ru/electronic_support/literaryreading3
part1.php
9. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой
Волгоград: учитель, 2007.221 с.10. Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 3 класса. В 4 ч. 2 часть –
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013
11. Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 3 класса. В 2 ч. 1
часть– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016.
12.Новейший полный справочник школьника 14 класс – М.: Эксмо, 2012. – 576
с.