Цели урока:
1. Обучающая: Рассмотреть понятия выпуклости вверх и выпуклости вниз функции, необходимое и достаточное условия наличия точки перегиба.
2. Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Воспитательная: Аккуратное ведение конспектов, самодисциплина.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: лекция
Методы: словесные
Оборудование: раздаточный материал по теме урока.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Результаты с.р. практического занятия № 5.
II. Целевая установка.
1. Тема урока 2. Цель урока
III. Формирование новых понятий и способов действий.Тема урока: Исследование функции на выпуклость, вогнутость и перегиб.
Тема урока: Исследование функции на выпуклость, вогнутость и перегиб.
Урок №
Цели урока:
1. Обучающая: Рассмотреть понятия выпуклости вверх и выпуклости вниз функции,
необходимое и достаточное условия наличия точки перегиба.
2. Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Воспитательная: Аккуратное ведение конспектов, самодисциплина.
: Урок изучения нового материала
Тип урока
Вид урока: лекция
Методы: словесные
Оборудование: раздаточный материал по теме урока.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Результаты с.р. практического занятия № 5.
II. Целевая установка.
1. Тема урока 2. Цель урока
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Непрерывная на отрезке [a; b] функция f (x) называется выпуклой вверх на этом отрезке, если
для любых точек x1 и x2 из этого отрезка
Другими словами, если для любых точек x1 и x2 отрезка [a; b] секущая AB проходит под
графиком функции f (x), то функция f выпукла вверх.
Аналогично определяется функция, выпуклая вниз.
Дважды дифференцируемая на [a; b] функция f (x) выпукла вверх, если для любого
Дважды дифференцируемая на [a; b] функция f (x) выпукла вниз, если для любого
Так, вторая производная функции
равна
функция выпукла вниз на всей области определения.
откуда следует, что квадратичная
Пусть функция f (x) непрерывна в точке
и имеет в этой точке конечную или бесконечную
производную. Тогда точка
направление ее выпуклости.
называется точкой перегиба функции f, если в этой точке изменяется
Необходимое условие наличия точки перегиба. Если – точка перегиба функции f(x), и
функция f (x) имеет вторую производную, непрерывную в этой точке, то
Достаточные условия наличия точки перегиба.
Пусть функция f (x) непрерывна и имеет конечную или бесконечную производную в точке
.
Если
меняет знак при переходе через точку
, то
– точка перегиба функции f (x).Если
Приведем примеры, когда точка x0 не является точкой перегиба несмотря на то, что ее вторая
– точка перегиба функции f (x).
то
производная меняет знак при переходе через эту точку:
если функция разрывна в точке (например,
);
в случае угловой точки (например,
Не являются точками перегиба и точки возврата, например точка х0 = 0 у функции
Все вышеперечисленные случаи изображены на рисунке.
Точки, не являющиеся точками перегиба: точка разрыва, точка возврата, угловая точка
IV. Формирование навыков умственного труда
Пример 1. Выяснить промежутки, на которых график функции
выпуклость направленную вверх и выпуклость направленную вниз.
имеет
Решение.
Областью определения этой функции является все множество действительных чисел. Найдем
вторую производную.
Область определения второй производной совпадает с областью определения исходной функции,
поэтому, чтобы выяснить интервалы вогнутости и выпуклости, достаточно решить
и
соответственно.
Следовательно, функция выпуклая вниз на интервале
и выпуклая вверх на интервале
.
V. Итог урока.
Подведение итогов, выводы.
VI. Домашнее задание:
Конспект.