Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Класс: 3 класс Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий-М.: Просвещение (Учебник, 2016) Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула». Цель урока: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения. Задачи : 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: -способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения; -способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.
Иконка файла материала 2 (26).doc
КОНСПЕТ УРОКА. Программа обучения: «Школа России». Учебный  предмет: литературное  чтение. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Класс: 3 класс Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф. Климанова,  В.Г. Горецкий­М.:  Просвещение (Учебник, 2016) Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула». Цель урока: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.   Задачи :      1. Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов: ­способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения; ­способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ­ способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.        2.  Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,  познавательные УУД ): ­формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с   поставленной задачей и условиями её реализации; ­формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника,  вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;  ­формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании  поступка героя.      3.  Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:  ­продолжить знакомить детей с творчеством  Л.Н Толстого;  ­продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;  ­способствовать умению выделять главную мысль произведения; ­ формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;   ­ развивать навыки анализа художественного произведения,  ­способствовать развитию творческих способностей учащихся, совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и  видеть их мотивы. Оборудование урока:­для учителя: ПК, интерактивная доска, презентация, учебник Л.Ф.Климанова Литературное чтение 3 класс 1 часть, карточки для работы в  группах, парах. ­для обучающихся: учебник Л.Ф.Климанова Литературное чтение 3 класс 1 часть, тетрадь.Этап 1.Организационный  момент  (самоопределение к  деятельности) Цель: мотивировать  учащихся к учебной  деятельности. Деятельность учителя Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт  позитивную установку. ­Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке.  Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько садитесь. Глубоко вдохните и выдохните вчерашние  обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя  свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и  бережного отношения друг к другу. Посмотрите друг на друга и  улыбнитесь, а теперь приступаем к работе. Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать,  и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое  развлечение. Деятельность учащихся УУД ЛУУД: формирование положительного  отношения к   процессу   познания, нравственных   ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. РУУД: нацеливание   на   успешную деятельность. Подготовка класса к  работе. Смотрят друг на друга,  улыбаются. 2.Актуализация  знаний, мотивация,  (подготовка к  восприятию) Цель: создать  соответствующую  эмоциональную  атмосферу, оживить  жизненные впечатления  детей, необходимые для восприятия   произведения. Речевая разминка. (Слайд 2) Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видели! ­Прочитать текст жужжащим чтением. ­С восклицанием. Работа со скороговоркой. (Слайд3)  Корабли лавировали, лавировали,  Да не вылавировали. ­Что значит «лавировали»? КУУД: Умение слушать  и работать в   соответствии   с   целевой установкой Взаимодействие с учителем и друг с другом Проговаривают с нужной  интонацией. ­Перестраивались. ПУУД: осуществляют выделение­Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила   упражнения на морскую тематику? С каким произведением  познакомились на прошлом уроке? ­Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?   ­К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? ­ Назовите героев этого рассказа.  3.Постановка цели и  задачи урока. Цель: формирование  цели урока учителем. Сообщение об акуле ­Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие. ­Какую цель мы должны сегодня поставить перед собой? Во время путешествия мы с вами  будем учиться анализировать   поступки героев, научимся понимать мотивы их поведения,  давать им оценку. ­ Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не  сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на  всем пути следования.  ­ Ребята, что вы знаете об акулах?  ­ Послушайте внимательно текст об акуле. Акулы ­ это водные животные, принадлежащие классу рыб, если быть точнее ­ к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники ­ скаты. Не следует путать их с животными­млекопитающими, обитающими в морях и океанах ­ китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы ­ это рыбы. Здесь стоит уточнить, что все акулы ­ хищные рыбы, ­С произведение  Льва  Николаевича Толстого. ­ Рассказы о животных, о  людях, о детях, о природе Отвечают на вопросы  учителя. ­Это рассказ ­ небольшое  повествовательное  произведение о каком­то  событии в жизни героев. ­Мальчики, матросы,  капитан, старый  артиллерист ­Будем путешествовать  вместе с героями рассказа. Дети помогают учителю в  формулировке задач урока Отвечают на вопросы  учителя. Читает подготовленный  ученик. необходимой информации. РУУД: формулировка задач урока  с помощью учителя. ПУУД: осуществляют выделение  необходимой информации.Все акулы плотоядны, независимо от того, что является  их пищей ­ планктон или гигантские черепахи, независимо от размеров и среды обитания. Среда   обитания   акул   ­   почти   исключительно   морские   и океанические воды. Среди редких исключений ­ разновидности серой бычьей акулы,  которая   может   значительное   время   жить   в   опресненных   и пресных водах. ­Что нового узнали об акулах? ­Как называется такой текст?  Почему? 4.Словарно­ лексическая работа. (Работа в парах). Цель: умения грамотно  строить речевые  высказывания в  соответствии с задачами коммуникации.  (Карточки) ­Давайте выясним, как вы запомнили   значение непонятных слов. Соедините слово с правильным значением Купальня – строение для купанья. Артиллерист –  военнослужащий артиллерии – огнестрельного  оружия (пушки, минометы). Палуба – часть судна.  Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела Ропот – неуверенный, тихий возглас Физкультминутка с  элементами зрительной  гимнастики. Подготовим глаза к работе с текстом «Прогулка в лесу». Мы отправились гулять.                    Шагают на месте Грибы ­ ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес. Светит солнце в вышине,                   смотрят вверх Вот грибок растет на пне,                   смотрят вниз Дрозд на дереве сидит,                       смотрят вверх ответы детей. ­Научно­познавательный. ­Есть научные факты. ответы детей. КУУД: Умение слушать  и работать в соответствии с целевой  установкой КУУД: содействовать   развитию   у детей   умений   общаться, развитию монологической и диалогической речи. Умение договариваться  друг с другом и  представлять свой  результат ПУУД: формирование лексических  умений. ЛУУД: Понимание ценностиЕжик под кустом шуршит.                 смотрят вниз Слева ель растет ­ старушка,              смотрят вправо Справа сосенки ­ подружки.               смотрят влево Где вы, ягоды, ау!                                повторяют движения глаз Все равно я вас найду!                        влево ­ вправо, вверх ­ вниз. здоровья Чтение текста детьми. 5. Повторное чтение  рассказа учащимися. Цель: работа над  текстом в сочетании с  выборочным чтением. ­ Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? ­ Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? ­ Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища  сначала? ­Зачитать. ­ Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор  описывает его душевное состояние.  ­Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти  детей? ( Прочитайте) ­Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?  ­Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо  руками?  ­Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства  испытали мальчики? ­Был жаркий день. ­Гордился сыном, болел за  него, как на соревновании. ­Испуг, страх за жизнь  сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал  себя беспомощным. «Пронзительный визг  мальчиков. Он, как будто  проснулся, почувствовал,  что может и должен  помочь ребятам…» Он сделал все, что было в  его силах, и им снова  овладело чувство  беспомощности, страха за  жизнь мальчиков. РУУД: содействовать развитию у  детей умения осуществлять  самоконтроль и  взаимоконтроль, самооценку  учебной деятельности, умения принимать и сохранять  учебную задачу. КУУД: содействовать   развитию   у детей   умений   общаться, развитию   монологической   и диалогической речи.   развитие ПУУД:  обеспечить   у учащихся   умений   сравнивать, выделять нужное, анализировать.   ЛУУД:содействовать  воспитанию навыков культуры общения на уроке,  содействовать привитию этических  качества   личности     доброты, сострадания,   уважения   к старшим, соучастия. ­ ­Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению. ­Найдите момент, как Толстой описал переживания «старого  артиллериста». ­Порассуждайте, почему старый артиллерист закрыл лицо  руками? ­Мы поработаем с вами с элементами  сюжета. Экспозиция –вступительный фрагмент текста, до завязки  действия. Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия. Развитие событий до кульминации Кульминация – самый важный напряженный момент Продолжение событий после кульминации Развязка – эпизод, завершающий развитие действия ­Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?)  ­ Как дальше развивались события? ­Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? ­ Какова развязка сюжета?  6. Составление  композиционной  схемы Цель: построение  нового способа  действия. ­Мальчики купались в  открытом море, и кто – то  крикнул: «Акула!» ­Матросы на лодке  поплыли спасать  мальчиков, но акула была  близко около мальчиков,  они ее заметили, завизжали  и поплыли в разные  стороны; артиллерист  побежал к пушке. ­Выстрел из пушки. Акулабыла убита, а мальчиков  доставили на корабль. ответы детей. ­ Давайте восстановим последовательность событий в рассказе 1.Купальня в парусе. 2.Мальчики в открытом море. 3.Акула. 4.Выстрел. 5.Дети спасены. Работают с деформиро­ ванным планом 7. Работа над  сюжетом  произведения.  Составление плана  рассказа. Положите головы на парты, закройте глаза, послушайте море Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море». 1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана ­ Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?  (тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)  Физкультминутка. Название части Настроение Работают в группах. 8. Творческие  задания для групп. 1.Купальня в парусе. Спокойное 2.Мальчики в открытом море. Волнение 3.Акула. 4.Выстрел. Тревога, страх Ужас 5.Дети спасены. Радость и облегчение 2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые  ПУУД: обеспечить   развитие   у учащихся умений сравнивать,   группировать, выделять нужное,   анализировать.   РУУД: содействовать развитию у  детей умения осуществлять  самоконтроль и  взаимоконтроль, самооценку  учебной деятельности, умения принимать и сохранять  учебную задачу.подходят к данному рассказу. Объяснить, почему. Душа в пятки ушла Лёгок на помине Сам не свой Риск – благородное дело Держать ухо востро Хлопот – полон рот Ум и смекалка – что брат с сестрой. 3гр.­ заполнить схему Работают в группах. Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные,  безответственные Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за  других, быстрые в решениях и действиях. Работают в группах. ­Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли  вы их? 4 гр. ­ Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость,  любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств. • сильный духом трусливый • мудрый мужественный честный слабохарактерный • веселый опытный • беззащитный смелый бывалый решительный. КУУД: содействовать   развитию   у детей   умений   общаться, развитию   монологической   и диалогической речи.   условия   для ЛУУД: создать формирования положительного   отношения   к учению,  содействовать воспитанию навыков культуры общения уроке,   содействовать  привитию этических   качества личности   сострадания, ­ уважения к старшим, соучастия.   доброты,   на     РУУД: развитие способности  резюмировать информацию,  излагать мысль в нескольких  значимых словах, емких и  кратких выражениях. Работают в группах. ­Какую цель мы ставили перед собой на уроке? ­Подумайте, достигли мы цели урока? ­Сегодня   на   уроке   я   предлагаю   самим   оценить   свою   работу. Подумайте,   взяли     ли   вы   с   урока   что   ­   то   новое,   работали ­ Будем учиться  анализировать  поступки  героев, научимся понимать  мотивы их поведения,давать им оценку. активно, весь урок заставляли себя думать. На   доске   кораблики,   приклейте   паруса   в   соответствии   с оценкой вашей работы на уроке Зелёный  – урок  прошёл  удачно:  я  активно участвовал   в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой! Жёлтый   – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! ­У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.  1 вариант подготовить пересказ текста от  лица мальчика.  2 вариант от лица артиллериста. Учащиеся записывают  домашнее задание. РУУД: самооценка учебной  деятельности. СПАСИБО ЗА УРОК! 9. Рефлексия. Цель: самооценка  результатов  деятельности. 10.Домашнее  задание.Цель: обеспечить  понимание учащимися  содержания выполнения дом.задания.САМОАНАЛИЗ урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Лев Николаевич Толстой «Акула». Данный   урок   является   вторым   в   разделе.   Урок   закрепления   материала.   На первом уроке происходило   знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, первичное знакомство с текстом.   При   планировании   урока   были   учтены   возрастные   и   психологические особенности обучающихся, программные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Исходя из этого, были поставлены цель и задачи урока.(см. конспект урока) Урок   построен   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС,   с   использованием элементов   информационно­коммуникативных   технологий   (здоровьесберегающей технологии, ИКТ).  На каждом этапе урока формировались УУД.  На этапе актуализации знаний применялся подводящий диалог, формировались регулятивные УУД: были определены задачи и план работы на уроке совместно с учителем. На   этапе   работы   с   текстом   формировались   коммуникативные   УУД:   умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД: умение сравнивать и делать выводы. Личностные УУД. Проводилась работа по формированию навыков смыслового чтения: ориентирование в содержании текста, определение главной мысли, преобразование текста (составление плана), использование оценочных суждений и выражение своей точки зрения.  Рефлексия,   проведенная   в   конце   урока,   показала,   что   учащимся   урок понравился.   Все   этапы   урока   логически   связаны   между   собой,   четко   выделены. Подведен итог каждого этапа. Рациональное распределение времени способствовало решению задач на уроке.  В   уроке   использовались   следующие   виды   работ:   наблюдение,   сравнение, обобщение,   планирование,   мыслительная   деятельность   (анализ   текста),   творческая работа в группах. Формы и методы обучения обеспечили взаимодействие учителя и учащихся в   понимания, совместной   деятельности   в   атмосфере   сотрудничества, доброжелательности. Применение   элементов   здоровьесберегающей   технологии   –   чёткая   дозировка учебной   нагрузки,   смена   видов   деятельности,   двигательная   физминутка,   позволило поддерживать интерес учащихся в течение всего урока. Презентация,   используемая   на   протяжении   всего   урока,   способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.Считаю цели и задачи урока достигнутыми.

Посмотрите также