Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Класс: 3 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий-М.: Просвещение (Учебник, 2016)
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула».
Цель урока: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.
Задачи :
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;
-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.
КОНСПЕТ УРОКА.
Программа обучения: «Школа России».
Учебный предмет: литературное чтение.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Класс: 3 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф. Климанова, В.Г. ГорецкийМ.:
Просвещение (Учебник, 2016)
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Акула».
Цель урока: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.
Задачи :
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;
способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные,
познавательные УУД ):
формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника,
вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;
формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании
поступка героя.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н Толстого;
продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;
способствовать умению выделять главную мысль произведения;
формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;
развивать навыки анализа художественного произведения,
способствовать развитию творческих способностей учащихся, совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и
видеть их мотивы.
Оборудование урока:для учителя: ПК, интерактивная доска, презентация, учебник Л.Ф.Климанова Литературное чтение 3 класс 1 часть, карточки для работы в
группах, парах.
для обучающихся: учебник Л.Ф.Климанова Литературное чтение 3 класс 1 часть, тетрадь.Этап
1.Организационный
момент
(самоопределение к
деятельности)
Цель: мотивировать
учащихся к учебной
деятельности.
Деятельность учителя
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт
позитивную установку.
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке.
Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь
тихонько садитесь. Глубоко вдохните и выдохните вчерашние
обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя
свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и
бережного отношения друг к другу. Посмотрите друг на друга и
улыбнитесь, а теперь приступаем к работе.
Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю
гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать,
и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое
развлечение.
Деятельность учащихся
УУД
ЛУУД:
формирование
положительного отношения
к процессу познания,
нравственных ценностей
учащихся:
доброжелательности,
доброты, любви.
РУУД:
нацеливание на успешную
деятельность.
Подготовка класса к
работе.
Смотрят друг на друга,
улыбаются.
2.Актуализация
знаний, мотивация,
(подготовка к
восприятию)
Цель: создать
соответствующую
эмоциональную
атмосферу, оживить
жизненные впечатления
детей, необходимые для
восприятия
произведения.
Речевая разминка. (Слайд 2)
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видели!
Прочитать текст жужжащим чтением.
С восклицанием.
Работа со скороговоркой. (Слайд3)
Корабли лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
Что значит «лавировали»?
КУУД:
Умение слушать и работать
в соответствии с целевой
установкой
Взаимодействие с учителем
и друг с другом
Проговаривают с нужной
интонацией.
Перестраивались.
ПУУД:
осуществляют выделениеКак вы думаете, почему я для речевой разминки предложила
упражнения на морскую тематику? С каким произведением
познакомились на прошлом уроке?
Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?
К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?
Назовите героев этого рассказа.
3.Постановка цели и
задачи урока.
Цель: формирование
цели урока учителем.
Сообщение об акуле
Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие.
Какую цель мы должны сегодня поставить перед собой?
Во время путешествия мы с вами будем учиться анализировать
поступки героев, научимся понимать мотивы их поведения,
давать им оценку.
Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не
сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на
всем пути следования.
Ребята, что вы знаете об акулах?
Послушайте внимательно текст об акуле.
Акулы это водные животные, принадлежащие классу рыб, если
быть точнее к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и
их ближайшие родственники скаты.
Не следует путать их с животнымимлекопитающими,
обитающими в морях и океанах китами, дельфинами,
касатками, тюленями и другими водными млекопитающими.
Акулы это рыбы.
Здесь стоит уточнить, что все акулы хищные рыбы,
С произведение Льва
Николаевича Толстого.
Рассказы о животных, о
людях, о детях, о природе
Отвечают на вопросы
учителя.
Это рассказ небольшое
повествовательное
произведение о какомто
событии в жизни героев.
Мальчики, матросы,
капитан, старый
артиллерист
Будем путешествовать
вместе с героями рассказа.
Дети помогают учителю в
формулировке задач урока
Отвечают на вопросы
учителя.
Читает подготовленный
ученик.
необходимой информации.
РУУД:
формулировка задач урока
с помощью учителя.
ПУУД:
осуществляют выделение
необходимой информации.Все акулы плотоядны, независимо от того, что является
их пищей планктон или гигантские черепахи, независимо
от размеров и среды обитания.
Среда обитания акул почти исключительно морские и
океанические воды.
Среди редких исключений разновидности серой бычьей акулы,
которая может значительное время жить в опресненных и
пресных водах.
Что нового узнали об акулах?
Как называется такой текст? Почему?
4.Словарно
лексическая работа.
(Работа в парах).
Цель: умения грамотно
строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации.
(Карточки)
Давайте выясним, как вы запомнили значение непонятных слов.
Соедините слово с правильным значением
Купальня – строение для купанья.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного
оружия (пушки, минометы).
Палуба – часть судна.
Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела
Ропот – неуверенный, тихий возглас
Физкультминутка с
элементами
зрительной
гимнастики.
Подготовим глаза к работе с текстом
«Прогулка в лесу».
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
ответы детей.
Научнопознавательный.
Есть научные факты.
ответы детей.
КУУД:
Умение слушать и работать
в соответствии с целевой
установкой
КУУД:
содействовать развитию у
детей умений общаться,
развитию монологической и
диалогической речи.
Умение договариваться
друг с другом и
представлять свой
результат
ПУУД:
формирование лексических
умений.
ЛУУД:
Понимание ценностиЕжик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет старушка, смотрят вправо
Справа сосенки подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево вправо, вверх вниз.
здоровья
Чтение текста детьми.
5. Повторное чтение
рассказа учащимися.
Цель: работа над
текстом в сочетании с
выборочным чтением.
Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?
Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища
сначала?
Зачитать.
Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор
описывает его душевное состояние.
Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти
детей? ( Прочитайте)
Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо
руками?
Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства
испытали мальчики?
Был жаркий день.
Гордился сыном, болел за
него, как на соревновании.
Испуг, страх за жизнь
сына и его друга, он застыл
в ожидании, чувствовал
себя беспомощным.
«Пронзительный визг
мальчиков. Он, как будто
проснулся, почувствовал,
что может и должен
помочь ребятам…»
Он сделал все, что было в
его силах, и им снова
овладело чувство
беспомощности, страха за
жизнь мальчиков.
РУУД:
содействовать развитию у
детей умения осуществлять
самоконтроль и
взаимоконтроль, самооценку
учебной деятельности, умения
принимать и сохранять
учебную задачу.
КУУД:
содействовать развитию у
детей умений общаться,
развитию монологической и
диалогической речи.
развитие
ПУУД:
обеспечить
у
учащихся умений сравнивать,
выделять
нужное,
анализировать.
ЛУУД:содействовать
воспитанию
навыков культуры общения на
уроке,
содействовать
привитию этических качества
личности
доброты,
сострадания,
уважения к
старшим, соучастия.
Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению.
Найдите момент, как Толстой описал переживания «старого
артиллериста».
Порассуждайте, почему старый артиллерист закрыл лицо
руками?
Мы поработаем с вами с элементами сюжета.
Экспозиция –вступительный фрагмент текста, до завязки
действия.
Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.
Развитие событий до кульминации
Кульминация – самый важный напряженный момент
Продолжение событий после кульминации
Развязка – эпизод, завершающий развитие действия
Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?)
Как дальше развивались события?
Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?
Какова развязка сюжета?
6. Составление
композиционной
схемы
Цель: построение
нового способа
действия.
Мальчики купались в
открытом море, и кто – то
крикнул: «Акула!»
Матросы на лодке
поплыли спасать
мальчиков, но акула была
близко около мальчиков,
они ее заметили, завизжали
и поплыли в разные
стороны; артиллерист
побежал к пушке.
Выстрел из пушки. Акулабыла убита, а мальчиков
доставили на корабль.
ответы детей.
Давайте восстановим последовательность событий в рассказе
1.Купальня в парусе.
2.Мальчики в открытом море.
3.Акула.
4.Выстрел.
5.Дети спасены.
Работают с деформиро
ванным планом
7. Работа над
сюжетом
произведения.
Составление плана
рассказа.
Положите головы на парты, закройте глаза, послушайте море
Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море».
1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана
Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
Физкультминутка.
Название части
Настроение
Работают в группах.
8. Творческие
задания для групп.
1.Купальня в парусе.
Спокойное
2.Мальчики в открытом море.
Волнение
3.Акула.
4.Выстрел.
Тревога, страх
Ужас
5.Дети спасены.
Радость и облегчение
2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые
ПУУД:
обеспечить развитие у
учащихся
умений
сравнивать, группировать,
выделять
нужное,
анализировать.
РУУД:
содействовать развитию у
детей умения осуществлять
самоконтроль и
взаимоконтроль, самооценку
учебной деятельности, умения
принимать и сохранять
учебную задачу.подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
Хлопот – полон рот
Ум и смекалка – что брат с сестрой.
3гр. заполнить схему
Работают в группах.
Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные,
безответственные
Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за
других, быстрые в решениях и действиях.
Работают в группах.
Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли
вы их?
4 гр. Какие качества старого артиллериста проявились в данном
рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость,
любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.
• сильный духом трусливый
• мудрый мужественный
честный слабохарактерный
• веселый опытный
• беззащитный смелый
бывалый решительный.
КУУД:
содействовать развитию у
детей умений общаться,
развитию монологической и
диалогической речи.
условия
для
ЛУУД:
создать
формирования
положительного отношения к
учению,
содействовать
воспитанию навыков культуры
общения
уроке,
содействовать
привитию
этических качества личности
сострадания,
уважения
к
старшим,
соучастия.
доброты,
на
РУУД:
развитие способности
резюмировать информацию,
излагать мысль в нескольких
значимых словах, емких и
кратких выражениях.
Работают в группах.
Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
Подумайте, достигли мы цели урока?
Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу.
Подумайте, взяли ли вы с урока что то новое, работали
Будем учиться
анализировать поступки
героев, научимся понимать
мотивы их поведения,давать им оценку.
активно, весь урок заставляли себя думать.
На доске кораблики, приклейте паруса в соответствии с
оценкой вашей работы на уроке
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в
работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались не
такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне
доволен собой!
Красный – задания на уроке оказались слишком трудными.
Мне нужна помощь!
У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не
знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей
жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми,
решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное
решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
1 вариант подготовить пересказ текста от лица мальчика.
2 вариант от лица артиллериста.
Учащиеся записывают
домашнее задание.
РУУД:
самооценка учебной
деятельности.
СПАСИБО ЗА УРОК!
9. Рефлексия.
Цель: самооценка
результатов
деятельности.
10.Домашнее
задание.Цель: обеспечить
понимание учащимися
содержания выполнения
дом.задания.САМОАНАЛИЗ
урока по литературному чтению в 3 классе по теме:
«Лев Николаевич Толстой «Акула».
Данный урок является вторым в разделе. Урок закрепления материала. На
первом уроке происходило знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого,
первичное знакомство с текстом.
При планировании урока были учтены возрастные и психологические
особенности обучающихся, программные требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся. Исходя из этого, были поставлены цель и задачи урока.(см. конспект урока)
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием
элементов информационнокоммуникативных технологий (здоровьесберегающей
технологии, ИКТ).
На каждом этапе урока формировались УУД. На этапе актуализации знаний
применялся подводящий диалог, формировались регулятивные УУД: были определены
задачи и план работы на уроке совместно с учителем.
На этапе работы с текстом формировались коммуникативные УУД: умение
слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли и доказывать свою точку
зрения. Познавательные УУД: умение сравнивать и делать выводы. Личностные УУД.
Проводилась работа по формированию навыков смыслового чтения: ориентирование в
содержании текста, определение главной мысли, преобразование текста (составление
плана), использование оценочных суждений и выражение своей точки зрения.
Рефлексия, проведенная в конце урока, показала, что учащимся урок
понравился. Все этапы урока логически связаны между собой, четко выделены.
Подведен итог каждого этапа. Рациональное распределение времени способствовало
решению задач на уроке.
В уроке использовались следующие виды работ: наблюдение, сравнение,
обобщение, планирование, мыслительная деятельность (анализ текста), творческая
работа в группах.
Формы и методы обучения обеспечили взаимодействие учителя и учащихся в
понимания,
совместной деятельности в атмосфере сотрудничества,
доброжелательности.
Применение элементов здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка
учебной нагрузки, смена видов деятельности, двигательная физминутка, позволило
поддерживать интерес учащихся в течение всего урока.
Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала
лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на
протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес,
способствовала быстрому включению обучающихся в работу.Считаю цели и задачи урока достигнутыми.