Тема урока: "Линейный вычислительный
алгоритм"
Введение.
К моменту данного урока учащиеся знакомы со следующими понятиями: алгоритм, виды
алгоритмических конструкций, исполнитель, система команд; имеют навыки составления
несложных алгоритмов разных типов и представления их на языке блоксхем.
Цели урока.
1. Закрепить введенные ранее понятия “величина”, “переменная”, “операция
присваивания”, “команда присваивания”.
2. Отработать навыки работы с переменными, командой присваивания.
3. Познакомиться с понятием “трассировка”.
4. Рассмотреть возможности оптимизации алгоритма за счет уменьшения количества
переменных на вычислительных задачах.
Оборудование и материалы к уроку.
Демонстрационное оборудование (мультимедийный или оверхед проектор, экран),
средства просмотра презентаций.
Подготовка к уроку.
1. Презентация (демонстрационные слайды) для повторения материала (файл –
приложение 1. pps ).
2. рабочем столе) (файл – приложение 2. xls).
3. Раздаточный материал – трассировочные таблицы (файл – приложение 3.doc).
План урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний – обсуждение домашнего задания, тренировочные упражнения.
3. Решение задачи с использованием трассировочной таблицы.
4. Модификация задачи, устный анализ задачи. 5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
(5 – 7 минут) На прошлом уроке мы приступили к изучению основ программирования,
вспомнили некоторые понятия из темы “Алгоритмизация”, познакомились с новыми.
Проверяем домашнее задание (№ 8, 9 к п. 12.1 учебника, № 8 – устно, № 9 – у доски).
Вспомним основные понятия, с которыми мы работали на прошлом уроке.
1. Как называется отдельный информационный объект, обрабатываемый ПК?
2. Назовите основные характеристики величины?
3. На какие 2 класса подразделяются величины?
4. Любое ли словосочетание может быть именем переменной?
5. Как переменная получает свое значение?
Давайте рассмотрим конкретные примеры – открыть файл презентации приложение1.pps
(демонстрационные слайды).
//Удобно, если есть возможность демонстрировать слайды на доску – тогда в
заготовленных таблицах можно сразу писать варианты ответов.//
4.Сегодня мы подробнее познакомимся с “Линейными вычислительными
алгоритмами”.
Процесс решения вычислительной задачи – процесс последовательного изменения значений
переменных. В итоге – в определенных переменных получается искомый результат.
Переменная величина получает значение в результате выполнения команды присваивания
или команды ввода.
Присваивание является важнейшей операцией в алгоритмах, работающих с величинами,
поэтому остановимся на ней подробнее.
Давайте решим задачу. У вас на партах лежат листы (файл – приложение3.doc), где
сформулирована задача №1.
ЗАДАЧА 1. Написать алгоритм вычисления у по формуле: y=1x2+5x4, где х – данное целое число.
Учесть следующие ограничения:
1. можно использовать только операции сложения, умножения, вычитания;
2. в каждом выражении можно использовать только 1 операцию.
В таблице запишите результат каждого действия (выполните трассировку) при х = 1; 2; 3.
1. Что дано? (значение х)
2. Что требуется найти? (значение у)
3. Каков тип этих величин?
4. Сколько переменных нам потребуется для решения задачи (как минимум 2)?
Давайте для наглядности воспользуемся дополнительными (промежуточными)
переменными, в которых будем хранить результат каждого действия. Необходимые
действия запишем в таблицу:
действие
Ввод х
A:=x*x
B:=1A
C:=A*A
D:=5*C
Y:=BD
Вывод y
Выполним трассировку нашего алгоритма, то есть подставим некоторые значения х и
выполним действия. Например для х=1.
Обратите внимание: пока переменной не присвоено конкретное значение, она
остается неопределенной!
Самостоятельно выполните трассировку для х=2 (1 человек у доски) и х=3
(самостоятельно на листочках).
5. Усовершенствуем нашу задачу таким образом, чтобы использовались лишь 2
переменные – х и у. Как это сделать? //Скорее всего, будут предложены разные варианты//.
действие
Ввод х
X:=X*X
Y:=1X
X:=X*X
X:=5*X
Y:=Y+X
Вывод y
Новое присвоенное значение переменной заменяет ее предыдущее значение!
Все эти ключевые факты сформулированы на ваших листочках.
Сделайте трассировку для х=1 и х=2, проверьте, что результаты совпадают.
6. Очевидно, что при вычислении значения у уже при х=3, мы испытываем некоторые
трудности при вычислении. Возникает закономерное желание перепоручить эту задачу
компьютеру. Для этого необходимо написать соответствующую программу на языке
программирования.
7. Сегодня на уроке мы познакомились с линейным вычислительным алгоритмом и
Самое главное, что вы должны усвоить из сегодняшнего урока:
1. Одной из фундаментальных операций в программировании является присваивание.
Какими двумя способами можно присвоить переменной новое значение?
С помощью каких операторов эти способы реализованы на языке Паскаль?
2. Что можно сказать о переменной, если ее значение еще не задано?
3. Что необходимо сделать в среде Паскаль, чтобы иметь возможность задать значение
какойлибо переменной?
8. Домашнее задание: в вашем учебнике §10 – линейный вычислительный алгоритм.
Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы».
Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы».
Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы».
Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.