Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Оценка 4.8

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
04.03.2018
Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Презентация
Поэзия сердца.doc
Поэзия сердца  … (Урок  литературы  в 10  классе по творчеству Ф.И. Тютчева) Тема: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева) Цель  урока: Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Задачи: Обучающая:   Расширить знания учащихся о личной жизни поэта, о лирике любви. Развивающая:   Развитее навыков выразительного чтения, анализа стихов.  Развитие   воображения,   фантазии   в   процессе   выразительного   чтения стихотворений и их анализ. Воспитывающая:   Воспитывать   этические   чувства,   прививать   любовь   к   русской   поэзии,   к чтению. Вид урока: урок получения новых знаний Тип урока:  урок­композиция с элементами анализа поэтического текста. Оборудование:  1. Сборники стихотворений Ф.И. Тютчева. 2. Презентация «Ф.И.Тютчев. Поэзия сердца … .» 3. Справочный материал на столах учащихся. 4. На доске:   Понятие «Любовь»  ХОД УРОКА: I. Организационный момент.    Слово учителя: Ребята, нам уже знакомо творчество Ф.И.Тютчева и некоторые темы его лирики. Тема сегодняшнего урока должна быть для вас не менее интересной. На столе у вас лежат сердечки со стихами, я вас попрошу с выражением их прочесть.  (3мин) *** (Вова) Как неразгаданная тайна, Живая прелесть дышит в ней – Мы смотрим с трепетом  тревожным На  тихий свет её очей. Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, ***(Ермек) Перед  любовию твоей Мне больно вспомнить о себе Стою, молчу, благоговею ней,  А сердце рвётся обожать. ***(Дина) …Ещё томлюсь тоской желаний, Ещё стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Ещё ловлю я образ твой …. Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда … И поклоняюся тебе … ***(Саша) Кто б ни был ты, но, встретясь с Душою чистой иль греховной Ты вдруг почувствуешь живей, 2. Беседа с учащимися     (5мин): Что есть мир лучший, мир  духовный. И форма сердца, и содержание стихов вам, конечно же, подсказали тему сегодняшнего урока. Это любовная лирика – «Поэзия сердца».              ­ Ребята, а в вашем понимании, что такое ЛЮБОВЬ? (Приём словесной ассоциации).  ­ Подберите слова, которые отражают ваше мнение об этом прекрасном чувстве. Л­ Ю­ Б­ О­ В­ Ь        (Заполняется учителем в ходе беседы с учащимися) А теперь давайте послушаем, что об этом чувстве говорят учащиеся   и   учителя  (Слайд   1).  Наше   мнение   во   многом совпадает. А теперь переходим к уроку. II. Сообщение  темы, цели урока. (Слайды 2,3) (2мин) 1. Тема урока: Поэзия сердца. И хотелось бы, чтобы в конце урока каждый из вас смог ответить на вопрос: «Какой предстаёт поэзия   сердца   Ф.И.   Тютчева?»,   «Чем   лирика   была   для поэта?» III. Объяснение новой темы. (10мин) 1. Тютчев обожествлял женщин, своих любимых женщин. Кто же были эти Прекрасные Дамы, породившие лирику необыкновенной силы и   глубины.   Перед   вами   копии   портретов   женщин:   А.   Лерхенфельд, Элеоноры  Петерсон,  Эрнестины  Дернберг, Елены Денисьевой  (Слайд 4). Какую роль  в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них, мы узнаем, если мысленно перенесёмся в  далёкий для нас 19 век… Историческая справка  (читают учащиеся). Амалия Лерхенфельд   Бал. Мюнхен. (1823 год). Тютчев увидел девушку поразительной красоты и   (Слайд 5) (Ермек). почувствовал себя околдованным, влюблённым… Звали её Амалия. Тогда, в первую встречу с Тютчевым, Амалии было  всего … 14 лет.  Молодые люди понравились друг другу.    Шли годы…  И вдруг новая встреча с Амалией, и снова – признание в стихах. Свою любовь к ней Тютчев пронёс через всю свою жизнь.  Поэт   посвятил Амалии     стихотворения: «Я знал её ещё тогда…», «Я помню время золотое …», «Я встретил Вас …». Элеонора  Петерсон (Слайд 6) (Дина). В 1826 году Фёдор Иванович   встречает Элеонору Петерсон, покорившую его своей красотой, живостью ума и силой любви. И хотя она — вдова, у нее четверо детей, но их роман свеж и страстен. Сказать, что Элеонора любила Тютчева – ничего не сказать, она его боготворила. На   долю   семьи   Тютчева   выпало     жестокое   испытание   –   Элеонора пережила пожар на корабле, где оказалась с 3 детьми. Стресс, пережитый во время катастрофы, подорвал здоровье Элеоноры, и вскоре она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Эрнестина  Дернберг (Слайд 7) (Саша) Причуды судьбы определили, что именно новое чувство и ответная любовь Эрнестины   помогла   Тютчеву   пережить   боль   утраты.   Она   стала   нежной матерью осиротевшим дочерям Фёдора Ивановича и вскоре, как он сказал, «моя коллекция барышень обогатилась ещё девочкой» ­ родилась дочь Мария. А затем и сыновья – Дмитрий и Иван. Эрнестина знала о существовании Денисьевой. Однажды она прочла их   переписку   и   сожгла   все   письма.   Тютчев   обещал   ей   прекратить отношения с Еленой. Но эта женщина стала  большой Любовью и Музой  поэта.  Ей  Тютчев посвятил целый цикл стихотворений о любви, который так и был назван «Денисьевский цикл».  Елена Александровна Денисьева (Слайд 8) (Света). Елена   Денисьева   принадлежала   к   старинному,   но   обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тётушки.  Лёле Денисьевой   было двадцать лет, Тютчеву – сорок семь, когда поэт впервые увидел её.  Об их бурном романе вскоре заговорил весь Петербург. Елена Александровна прекрасно понимала, что её ждёт впереди. Она знала, что Фёдор Иванович   никогда   не   оставит   жену,   а   ей   не   сможет   обеспечить   достойное содержание.  От неё отвернётся свет и их дети будут незаконнорождёнными. Но чувство оказалось сильнее доводов разума… ­Послушайте одно из стихов «Денисьевского цикла» после смерти Елены, а затем и ее детей от чахотки. * * * Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло  С того блаженно­рокового дня,  Как душу всю свою она вдохнула,  Как всю себя перелила в меня. И вот уж год, без жалоб, без упреку,  Утратив все, приветствую судьбу...  Быть до конца так страшно одиноку,  Как буду одинок в своем гробу. (1865) ­Эрнестина   видела   своего   мужа   плачущим   так,   как   ей   никого   и никогда   не   доводилось   видеть   плачущим.   Отношение   Эрнестины Федоровны   к   поэту   в  это   время   лучше   всего   характеризуется   ее   же собственными словами: «...Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина».  ­   Благодаря   общению   с   этими   женщинами   Тютчев   создал изумительные стихи. С полным правом о каждой из них можно сказать: «Любила ты, и так как ты любить, нет, никому ещё не удавалось». 2.   Выразительное   чтение   и   анализ   стихотворений   (5   мин): «Последняя любовь» (Слайд 9), «Предопределение»,  «Я очи знал, ­ о, эти очи!». (Катя­Гузель­Света) ­  Какой   представляется   любовь   в   этих     стихотворениях Тютчева? ­ Итак, что значит ЛЮБОВЬ по Тютчеву, какова формула любви в стихотворениях  поэта?  ЛЮБОВЬ = счастье + страдание = ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ=ЖИЗНЬ  . Подведение  итогов урока. Тестирование. IV  А   сейчас,   ребята,   я   попрошу   вас   поработать   в   парах.   Катя индивидуально. Откройте свои гаджеты и пройдите по ссылке, которую я вам отправила. Это тест по теме «Творчество Ф. И. Тютчева». (3 мин).  Оценивание: более 90% ­ «5», 70­80% ­ «4», менее 70% ­ «3». Вывод:   Тютчев   сумел   в   своей   любовной   лирике   отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несёт ему и   счастье,   и   страдание.   Конечно,   можно   по­разному   относиться   к роковым   страданиям   Тютчева   к   разным   женщинам.   Но   поэт   вне осуждения. Оправданием для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любимым такими женщинами.  ­   Могут   быть   разные   точки   зрения.   А.С.   Пушкин   остался равнодушен к стихотворениям Тютчева, но впоследствии напечатал их в «Современнике».   Белинский   ставил   произведения   Тютчева   в   ряд третьеразрядных стихов. Л.Н. Толстой сказал, что без Т. «нельзя жить». Кто, по­вашему, прав? Скажем, это вопрос риторический. ­ Я  хотела, чтобы каждый из вас встретил в своей жизни человека, которому, как и Тютчев вы могли бы сказать:  «Я встретил Вас …» Домашнее задание. Анализ стихов.  Резерв: выступление Стативкиной Е, Мащенко С. по проблеме  чтения в МАОУ «Первомайская СОШ». САМОАНАЛИЗ УРОКА Учитель: Исимбаева Динара Маркайдаровна  Класс: 10 Предмет: литература Тема: Любовная лирика Ф.И.Тютчева Вид урока: урок получения новых знаний Тип   урока:   поэтического текста.  урок­полилог,   урок­композиция   с   элементами   анализа Цели  урока: Обучающая:   Расширить знания учащихся о личной жизни поэта, показать роль женщин в творчестве Ф.И. Тютчева.  Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Развивающая:   Приобщение учащихся к миру искусства.  Развитие воображения, фантазии в процессе выразительного чтения стихотворений и их анализ.  Развитее   навыков   устной   речи,   навыков   общения, выразительного чтения. Воспитывающая:   Воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии.  Интерес   к   личности   поэта,   формирование   ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке. Художественная   литература   даёт   человеку   возможность   познать себя, окружающий мир. Особое место в школьном курсе литературы занимают уроки поэзии. Они задевают самые   тонкие струны детской души,   помогают     увидеть   яркий   красочный   мир,   познать   красоту человеческих отношений  и силу страдания, учат сопереживать. Десятиклассники   на   пороге   первого   чувства.   Каким   оно   будет? Изучая   творчество   Ф.И.   Тютчева,   я   обязательно   посвящаю   урок любовной лирике. Особенность данного урока состоит в том, что приоритетная роль принадлежит воспитательной цели, поскольку очевидна необходимость формирования нравственных качеств личности ученика для дальнейшей её самореализации и социализации в современных условиях.  В центре внимания на уроке – поиск ответа на проблемный вопрос: Какой   предстаёт   любовь   в   лирике   Тютчева?   Какова   формула тютчевской любви? Решение   проблемы   осуществляется   через   личностное   восприятие любви,   через   анализ   стихотворений   поэта.   Внимание   учащихся концентрировалось   с   помощью   постановки   вопросов   перед предложенными   заданиями.   Актуальность   рассматриваемых   вопросов очевидна. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности класса:   интерес   к   изучению   данной   темы.   Развитые   на   достаточном уровне   общеучебные   умения   и   навыки,   хорошие   потенциальные возможности, достаточно высокая мотивация. Выбранные   методы   соответствовали   задачам,   характеру   и содержанию   учебного   материала,   уровню   знаний,   умений   и   навыков учащихся. Так, были использованы:   словесные методы: беседа с учащимися;  наглядные   методы:   различные   опоры,   мультимедийная презентация.  частично­поисковый,   исследовательский,   объяснительно­ иллюстративный.  Технологии: диалога.   проблемного   обучения,   сотрудничества, Все   методы   позволили   общаться     с   учащимися   на   современном   сделать   урок   привлекательным, технологическом   уровне, эмоциональным. Домашнее   задание   носит   творческий   аналитический   характер, поможет привести в систему полученные  на уроке знания.  Комфортная взаимная заинтересованность   всех   участников   урока,   ситуация   успеха   помогли мне в достижении поставленной цели.  психологическая     атмосфера,                Преподавание литературы ведется по учебнику В.Я.Коровиной. Данный   урок   первыйАнализируемый   урок   девятнадцатый   по   счету   в разделе «Синтаксис и пунктуация». На изучение тем «Второстепенные члены   предложения»   дается   7   часов,8­ой   час   ­   контрольная   работа. Этот урок 7 и предполагает обобщение темы «Второстепенные члены предложения». Была   поставлена   триединая   дидактическая   цель   урока,   которая реализовывалась через следующие аспекты:  образовательный:   Обобщить   знания   учащихся   о   второстепенных членах   предложения.   Совершенствовать   умение   находить   указанный второстепенный член среди других. развивающий:  Способствовать   развитию   мыслительных   операций,   речи наблюдательности   и   орфографической   зоркости,   развитие   учащихся. воспитательный:  Прививать   любовь   к   природе,   искусству   через картины природы, прививать навыки дружеского общения. Поставлены   реальные   цели   образовательного,   развивающего   и воспитательного   аспектов.   Цели   данного   урока   соответствуют стандартным   требованиям   программы   и   связаны   с   предыдущими учебными занятиями. Структура   урока   соответствует   типу   урока   и   его   дидактическим задачам.   Основным   этапом   является   этап   закрепления   изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения: 1. по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися); наглядные (демонстрация презентации обучающего курса); практические (работа в тетради) 2. методы по виду учебной деятельности: Объяснительно­иллюстративный   (работа   с   картиной), репродуктивный,   проблемно­поисковый   метод   (поиск   решения поставленных перед учащимися проблем). На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации   познавательной   активности, образования   учащихся.   повышения   качества   Были   применены   следующие   формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (если дополнительное задание будет применено), которые в ходе урока сменяли   друг   друга.  На   протяжение   урока   осуществлялась   связь   с жизнью, музыкой, танцами, живописью, природоведением, литературой. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль. Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. На организационном   этапе   я   использовала   упражнение   «Орфоэпическая разминка», направленное на активизацию внимания, памяти, речи.  Этот этап,     хотя   и   был   непродолжительным,   позволил   быстро   включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Следующий этап – «Обобщение понятий, правил, умений».  Задача   данного   этапа   –   актуализация   ранее   изученного   материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, обобщение знаний   учащихся   о   второстепенных   членах   предложения. Совершенствовать   умение   находить   указанный   второстепенный   член среди   других,   самостоятельно   составлять   предложения.   Для определения  уровня  знаний  учащимся  были   предложены   проблемные вопросы.   Через   систему   упражнений   и   показ   слайдов,   учащиеся вспомнили,   что   такое   корень,   роль   корня   в   слове   и   как   правильно выделить   корень   в   слове.     Обязательны   были   на   этапе   повторения комментирование   ответов   учащихся,   оценка   их   знаний,   умений   и   похвалой, навыков,   деятельности их   стимулирование   одобрением,карточкой. Следующий этап урока – закрепление.    На данном этапе основные   Задания   индивидуальная. формы   работы   –фронтальная, соответствовали возрасту, программе, дифференцированы.  По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе закрепления знаний использовалось задание с наглядностью, позволяющее детям закрепить полученные знания и систематизировать  их, при этом расслабившись под классическую музыку Вивальди (релаксация). Так   же   на   этом   этапе   была   проведена   непростая   работа­ самостоятельная   (тест),   выполнение   которой   требовало   от   учащихся   умениями   (работать   с владения   определенными   знаниями   и   тестом).Подобные задания, как и «орфоэпическая разминка» готовят учащихся к ГИА, ЕГЭ. Данная работа выявляла умения: нахождение указанного слова в предложении, определение его синтаксической роли, знание падежей, умение различать подлежащее и дополнение (сущ.,И.п.) В   течение   всего   урока   соблюдается   логика   изложения   учебного материала   в   соответствии   с   заданной   темой.   Выполняя   один   из дидактических   принципов   обучения   –   проблемности   –   в   изложении учебного материала использовались проблемные вопросы. Структура   урока   мною   тщательно   продумана.   На   уроке использовались   методы   и   приемы,   способствующие   сохранению здоровья   у   обучающихся.   В   течение   всего   урока   мои   действия,   как педагога,   включали   способы   поддержания   физического, психофизиологического,   психического   и   нравственного   здоровья учащихся.   Было   организовано   чередование   учебной   нагрузки,   смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило   организовать   зрительное   восприятие   учащихся   в соответствии с требованиями гигиены зрения. На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг –   рука.     Проведена   музыкальная   тематическая   физминутка   «Танец утят».   Подобранные   учебные   задания   способствовали   формированию здорового образа жизни учащихся.  Внимание   учащихся   на   уроке   было   мобилизовано   различными способами:  через прямое требование;  связывая изученный материал с жизнью школьника;  с  помощью   использования   занимательной   информации   и   проблемных ситуаций.  На   уроке   ставились   учебные   задачи,   требующие   осмысления, доказательства.   Задания   способствовали   развитию   мыслительных операций: сравнению и обобщению.      На   заключительном   этапе   мною   была   проведена   «Рефлексия». Оценивание   работы   детей   проходило   при   помощи   вручения   жетона (методом игры).  Данный вид работы стимулирует учащихся к работе на уроке,   возникает   ощущение   духа   соперничества.   Создает   ситуацию успеха,  помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке. При   планировании   урока   были   учтены   психологические   особенности учащихся.      Считаю   поставленные   задачи   решенными,   достигнутыми,   что доказывает   активность   детей   на   уроке,   общая   атмосфера урока.   психологическая                                                          Учитель ________________Исимбаева Д.М.

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца» (любовная лирика Ф.И.Тютчева)

Тема урока литературы в 10 классе: « Поэзия сердца»  (любовная лирика Ф.И.Тютчева)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018