Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка».
Оценка 4.8

Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
18.04.2018
Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка».
Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “Выскочка”. Задачи: - способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному; - развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях. - создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.урок литературного чтения, 4 класс
urok_chteniya_4_klass_vyskochka.doc

 

Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка».

Цели урока: формирование читательской компетентности  при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “Выскочка”.

Задачи:

-   способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;

           -    развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся  информацию и применять ее в различных ситуациях.

           - создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.

 

Ход урока:

I.           Мотивционно- организационный момент.

СЛАЙД 1

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

- Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

СЛАЙД 2

-Речевая разминка.

Три Сороки-Тараторки

Тараторили на горке.

- Прочитайте скороговорку все вместе.

Прочитайте: 1 ряд-  птичьим базаром

                       2 ряд- с вопросительной интонацией

                       3 ряд- с утвердительной интонацией

- Молодцы, ребята!

II.          Актуализация знаний.

СЛАЙД 3

Проверка домашнего задания:

- На прошлом  уроке мы с вами познакомились с очерком М. Пришвина «Моя  Родина». Я просила вас подготовить иллюстрации к очерку. Показать рисунком, что для каждого из вас значит «Родина».  Мы видим на доске, великолепные работы. Все они различны по своему содержанию, написанию. Но в них есть одно общее, они говорят о вашей любви к Родине.  Насколько она для вас красива. И какое огромное значение вы придаете Родине.

-Молодцы, ребята! Вы меня впечатлили!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина.   СЛАЙД 4 И начать я бы хотела с таких слов:

  М. М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

                                         сам же только  о людях и думаю»( читает ученик).

 Как вы думаете, почему он так говорил? (Высказывания детей)

К этому высказыванию мы еще вернемся в конце урока.

- У вас у всех  разные мнения. И я думаю, разобраться в этих словах нам поможет сам писатель, а именно его рассказ. А вот какой это рассказ, вы разгадаете сами.

III. Работа с текстом  до чтения. Прием «Дешифратор» (У вас на партах лежат листочки с цифрами название текста записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите). Дети разгадывают название.

  Произведение  М.М.  Пришвина,с  которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка». Прием “Предположение”.Предположите, о чем будет идти речь? (Ответы детей)( фиксируем на доске)

- Кого называют в народе выскочкой? (Ответы детей)

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

 Найдите объяснение этому слову в толковом словаре:

(В словаре зачитывает ребенок)

СЛАЙД 5

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, как вы понимаете слова «занял видное положение не по заслугам»? (Ответы детей)

-Как вам кажется, достигать цель обманным путем, это справедливо?

- Как вы считаете быть «выскочкой» правильно?

-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова  наша тема? (Ответы детей)

СЛАЙД 6

- Наша сегодняшняя тема «Умей оценивать свои и чужие поступки». А раскрыть эту тему мы попытаемся на примере рассказа М.М. Пришвина «Выскочка».

Я нашла к этому произведению вот такую иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)

 Прием “Предположение”. Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

 

IV.                       Работа с текстом во время чтения.

Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим ?

с. 92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?

с. 92 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Тема абзаца?

с.92 второй абзац, второе предложение (...и опустила его вниз поленом...)

прием « Вопрос автору» (Для чего она это делала?)

с.92 после третьего абзаца. ( … на кости есть много охотников...)

приём “Дерево предсказаний” ( групповая работа по 4 человека)

Подумайте и дайте ответы на вопросы. ( задавать по одному вопросу, после ответов групп переходить к следующему вопросу)

1. Что будет дальше?

2. Как могут развиваться события?

3. Чем закончится текст?

с. 93 второй абзац прием «Чтение с пометкой»  Главная мысль?

с. 93 (… а я как мне хочется) прием « Вопрос автору» (Зачем она так поступает?)

с. 93 (… наступали шесть умных сорок...)  прием « Антиципация» ( Кому достанется все-таки кость?)

с. 94 второй абзац (...только бы еще одно мгновеньшко...)

приём “Дерево предсказаний”  ( Что произойдет дальше?) ( групповая работа по 4 человека)

V. Релаксация «Птицы».

VI. Работа с текстом после чтения.

Какие слова непонятны?

СЛАЙД 7

1. Лексическая работа:

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Улучила – нашла подходящее время.

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

      Полено – кусок распиленного бревна для растопки

 сородичи – родственники.

выводок – птенцы живущие с матерью;

срам –  стыд, позор;

2.  Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?

В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? ( с. 92)

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?(Сравнение)

  с. 93 Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?

  с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок?  (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

-  Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)?

 с. 94 ( со слов ...Только бы ещё одно мгновение..).

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа. ( самоуверенная, хитрая, с напором- шарик пестрый с головкой).

-  Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?

Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Докажите это словами текста.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)

- Что такое сострадание?

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь.

- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).

     - Почему эта история закончилась именно так?

     - Можно ли  сравнить поведение птицы с поведением человека?

     - Как относятся к выскочкам в обществе?

     Какой вывод делает  М.М. Пришвин? О чем предупреждает? (М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

СЛАЙД 8

   3. Работа с пословицами. Какие пословицы подходят к рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

     Нет собаки – заведи друга.

     Без хозяина и дом сирота.

     Богатством ума не купишь.

 

      VII. Итог урока. Вернемся к словам, которые говорил М .М. Пришвин.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

                                        сам же только  о людях и думаю» (запись на доске)

 Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст.

 

VIII. Рефлексия.

        «Дерево ожиданий»

 

СЛАЙД  9

IX. Домашнее задание. Прием « Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки.( иллюстрации на доске)

( каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка»

Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка»

М. М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» ( читает ученик)

М. М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» ( читает ученик)

П р ием “Предположение”. Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

П р ием “Предположение”. Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

В каком абзаце вы найдете описание

В каком абзаце вы найдете описание

Дерево ожиданий» СЛАЙД 9

Дерево ожиданий» СЛАЙД 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018