Тема урока: Множества и операции над ними. Способы задания множеств.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
Взрослым
19.02.2018
Цели урока:
1. Обучающая: Дать понятие множества, его элементов, показать способы задания множества, позна-комить с видами отношений между множествами и операциями над ними, учить определять эти ви-ды отношений, выполнять операции над множествами, заданными разными способами и изображать их на кругах Эйлера.
2. Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Воспитательная: Аккуратное ведение конспектов, самодисциплина.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Методы: словесные
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Устный опрос.
II. Целевая установка.
1. Тема урока 2. Цель урока
III. Формирование новых понятий и способов действий.Тема урока: Множества и операции над ними. Способы задания множеств.
Урок 88.docx
Урок №
Тема урока: Множества и операции над ними. Способы задания множеств.
Цели урока:
1. Обучающая: Дать понятие множества, его элементов, показать способы задания множества,
познакомить с видами отношений между множествами и операциями над ними, учить определять эти
виды отношений, выполнять операции над множествами, заданными разными способами и изображать
их на кругах Эйлера.
2. Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Воспитательная: Аккуратное ведение конспектов, самодисциплина.
: Урок изучения нового материала
Тип урока
Вид урока: комбинированный
Методы: словесные
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Устный опрос.
II. Целевая установка.
Ход урока.
1. Тема урока 2. Цель урока
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Под множеством понимается совокупность (собрание, набор) некоторых объектов. Объекты, которые
образуют множества называются элементами, или точками, этого множества.
Примерами множеств являются: множество студентов данного ВУЗа, множество предприятий
некоторой отрасли, множество натуральных чисел и т.п.
Если множество В состоит из части элементов множества А или совпадает с ним, то множество В
называется подмножеством множества А и обозначается В С А.
Если, например, А – множество всех студентов ВУЗа, а В – множество студентовпервокурсников
этого ВУЗа, то В есть подмножество множества А, т.е. В С А.
Виды множеств:
1. Конечное – множество, которое содержит конечное число элементов. Например, множество
студентов в группе, множество дней в недели, множество месяцев в году и др.
2. Бесконечное – множество, которое имеет бесконечное число элементов. Например, множество звезд
на небе, множество натуральных чисел, множество рыб в мировом океане и др
3. Пустое – множество, не содержащее ни одного элемента. Обозначается пустое множество .
Например, множество действительных корней уравнения х2+1=0 есть пустое множество.
Два множества называются равными, если они состоят из одних и тех же элементов.
Множества элементами, которых являются действительные числа, называются числовыми. Из
школьного курса алгебры известны множества: R – множество действительных чисел, Q – множество
рациональных чисел, Z – множество целых чисел, N – множество натуральных чисел.
Т.о., множество
– это совокупность объектов как единое целое. Объекты, из которых образовано
множество, называются элементами множества
.
Множества принято обозначать прописными буквами латинского алфавита: A, B, C, … Z.
Элементы принято обозначать строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, … z.
Если а есть элемент множества А, то используется запись а Є А. Если в не является элементом
множества А, то пишут В А.
Математика в большей мере имеет дело с бесконечными множествами (числа, точки, фигуры и другие
объекты), но основные математические идеи и логические структуры могут быть смоделированы на
конечных множествах. В предматематической подготовке обычно имеют дело с конечными множествами.
Элементами таких множеств могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как конкретные (растения, животные, предметы обихода и т.д.), так и абстрактные (числа, геометрические фигуры,
отношения и др.).
Для обозначения ряда числовых множеств в математике приняты стандартные обозначения:
N множество натуральных чисел;
Q множество рациональных чисел;
R множество действительных чисел.
Z множество целых чисел; Считается, что множество определяется своими элементами. Т.о., множество задано, если о любом
элементе можно сказать, принадлежит он этому множеству или не принадлежит.
Способы задания множеств:
1 Перечисление всех его элементов. Этот способ используется, когда множество конечное и имеет
малое количество элементов:
Х={0;2;4;6;8} или А={а; б; с}.
2 Указание характеристического свойства. Этот способ используется, когда множество конечное,
но имеет большое количество элементов или когда множество бесконечное:
Определение . Характеристическое свойство – это свойство, которым обладает каждый элемент,
принадлежащий множеству, и не обладает ни один элемент, который ему не принадлежит.
Например, А – множество натуральных чисел, меньших 7.
Характеристическое свойство можно представить в символьной форме: А={х х и х 7, при такой
записи х обозначает элемент множества А.
Установление отношения между множествами важное умение. Математика как и другие науки
изучают не только определенные объекты и явления, но и взаимосвязи, в том числе и отношения между
множествами. Понятие множества, подмножества в детском саду в явном виде не изучается, но задания,
связанные с выделением части некоторой совокупности, дети выполняют много. Например, «среди данных
фигур покажи круги», или «выбери красные маленькие фигуры» и т.д.
Операции над множествами
Пересечение множеств
I.
Определение : Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее те и только те
элементы, которые принадлежат множеству А и множеству В.
А В∩ х х и х
Например, 1) если А= {1, 2, 3}, В= {2, 3, 4}, то Д = А В = {2, 3}.
2) если А = {1, 2, 3}; В= {4, 5, 6, 7}, то А В = Ø.
∩
∩
Объединение множеств
II.
Определение : Объединение множеств А и В называется множество,
содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству А
или множеству В:
АUВ х х или х
Например, если А= {а, в, d, е}; В= {а, е, f, с, к}, то
С = АUВ = {а, в, d, е, f, с, к}
III. Разность множеств
Определение : Разностью множеств А и В называют множество А\В, состоящее из тех и только тех
элементов множества А, которые не принадлежат множеству В.
А \ В х х и х
Например, если А = {a, b, c, d}, B = {b, c}, то А\В = {а, d}.
IV. Формирование навыков умственного труда
Пример 1. Пусть A есть отрезок [1, 3], B отрезок [2, 4]; тогда объединением
пересечением
отрезок [2, 3], разностью A\B полуинтервал [1, 2), B\A полуинтервал (3, 4].
будет отрезок [1, 4],
Пример 2. Пусть A есть множество прямоугольников, B множество всех ромбов на плоскости. Тогда
есть множество всех квадратов, A\B множество прямоугольников с неравными сторонами, B\A
множество всех ромбов с неравными углами.
V. Итог урока. Подведение итогов, выводы.
VI. Домашнее задание:
Конспект
Тема урока: Множества и операции над ними. Способы задания множеств.
Тема урока: Множества и операции над ними. Способы задания множеств.
Тема урока: Множества и операции над ними. Способы задания множеств.
Тема урока: Множества и операции над ними. Способы задания множеств.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.