Тема урока: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: познакомить с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», расширить представление детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя. Задачи урока: Создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать; Создать условия для осознания поступка главного героя на основе решения проблемной ситуации урока. Обсудить с обучающимися, какими качествами должен обладать человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается. Способствовать развитию умений работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Иконка файла материала 2 (39).doc
Тема урока: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Цель урока: познакомить с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»,  расширить представление детей о душевной щедрости человека на примере поступка  главного героя. Задачи урока: Создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое  произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений,  пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать; Создать условия для осознания поступка главного героя на основе решения проблемной  ситуации урока. Обсудить с обучающимися, какими качествами должен обладать человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается. Способствовать развитию умений работать в группах, выполнять самоконтроль и  самооценку. Ход урока: 1 этап. Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Ребята! Сегодня на уроке у нас групповая форма работы. Мы будем (читают)вспоминать,  предполагать, слушать, читать, думать, представлять и при всем этом …. улыбаться. А если у нас будет хорошее настроение, тогда нам будет все по плечу! Вспомним правила работы в группах. 1.Проверяют наличие учебных вещей. 2.Реакция на учителя, внимание. 3.Самоопределение: ­знаю, что буду делать; ­ понимаю, хочу делать или нет; ­ думаю, что могу сделать или нет. Уважай Не перебивай других б) речевая разминка (работа в паре) ­ Зайчик, зайчик, где ты был? ­ За кусточком я сидел. ­ Посмотри лису и волка! ­ Лучше выгляну я в щёлку. ­ Встань, не бойся, их здесь нет! ­ Не хочу. Вот вам ответ. ­ Прочитайте про себя. Что вы прочитали? Определите жанр. Вариативное чтение: хором, все вместе;прочитаем в лицах: девочки – автор, а мальчики – зайчик (хором, все вместе), смена  ролей. самостоятельно в парах – проверка и оценивание. 2 этап. Мотивация. В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения  Евтушенко 1 слайд читают про себя, затем вслух) Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Коллективное плавное чтение. ­ Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.) ­ О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.) ­ К чему призывает автор Евтушенко? (Автор призывает нас беречь и любить природу,  все то, что нас окружает.) Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему  живому? (конечно, нет) На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем,  широкой душой. Я знакома с творчеством одного такого человека ­ это Н. А. Некрасов. Сам он человек добрый и герои его произведений отличаются тем же. Слайд 2 портрет Коллективное плавное чтение. III этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу,  проблеме) Я думаю многие из вас читали его стихи. Назовите некоторые из них, которые вам больше всего запомнились или понравились  (ответы детей). Давайте вспомним стихотворения. Какую тему чаще всего затрагивает автор? (тема природы, бережное отношение к ней) А что из жизни автора вы знаете? (Репродуктивный метод) 1группа (детство) Я знаю, что Н. А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе. Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы  крестьян. 2группа (родители) Я хочу дополнить к ответу, что родители его были очень богатые.  Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, играть с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин. 3группа (игры, забавы) А еще, я помню, что он в любую свободную минуту, тайком  убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал  лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на санках.4группа (взрослая жизнь писателя) Я хочу дополнить к ответу, что он всегда был  сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил  охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту. Много  интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в  своих произведениях. Есть очень интересная история написания одного такого произведения. Сегодня нам предоставляется возможность с ним познакомиться. (рассказывает ученик) слайд – В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в  природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил,  была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине,  и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом  Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое  лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его  спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их  слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно  неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком­то заброшенном сарае, и  пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни.  Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал ­­­­­­­­­?. Как думаете с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Дедушка Мазай и  зайцы») Кто автор? Какую цель поставим на уроке? 3 слайд Можете еще до чтения сказать, о чем будет текст? ( наверное, о том, как Дедушка Мазай спасал зайцев) В какое время года могут происходить эти события? (Это ранняя весна) Что происходит с реками весной? (река вышла из берегов, разлилась – стихийное бедствие, природное явление) Кто знает, как называется такое явление? (половодье) Слайд4 Половодье – весенний разлив реки от таяния снега. Как чувствуют себя животные? (страдают) Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в  помощи со стороны человека. Как думаете как проявляет себя главный герой в этой ситуации? (спасает, помогает животным) Вспомните рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться) У охотника должно быть ружье! Но я его не видела на иллюстрации? Какое противоречие вы заметили? Какой у вас возник вопрос? ?! Проблемная ситуация. Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья? Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к  природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается. На этот вопрос нам и предстоит ответить Слайд 5Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем  наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» б) работа с иллюстрацией  сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана  «Весна. Большая вода»  С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает  снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут  в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. Учитель: Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай  Алексеевич Некрасов.  В) Первичное восприятие текста Чтение учителем и учащимися. Я предлагаю прослушать текст стихотворения, следя по учебнику. Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют  объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполним  самостоятельно по группам. слайды 1 группа Гинут ­ гибнут Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных 2 группа Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см) Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см) 3 группа Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная  из грубого сукна яркого цвета Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком. Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать. Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы. Теперь нам намного легче будет предполагать, представлять. Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что  охотник не убивал, а спасал зайцев) Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да) 4 этап.  Физкультминутка. 5 этап Вторичное восприятие текста. Есть желание перечитать, стихотворение? (Работа над содержанием 2 части) (комментированное чтение, ответы на вопросы) А сейчас каждая группа будет читать стихотворение деля его на смысловые части по  плану. План: 1. Зайцы на островке. 2. Спасение.3. Зайчишка на пне. 4. Зайчиха в кустах. 5. Зайцы на бревне. 6. На берегу. Анализ стихотворения в группах. (выразительное чтение смысловых частей по плану, ответы на вопросы) 1 пункта плана Чтение первого пункта плана (до слов «…я раз за дровами… »). ­ С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? ­О чем он переживает? (Дети читают и говорят, что Мазай переживает о том, что дичь  ловят сетями, силками давят, бьют баграми.) В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? (Где у них совесть) (обостренное чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных) 2 пункт плана. Чтение второго пункта плана (до слов «Эток гуторя…»). ­ Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной, он их собирал.) – Как Мазай называет зайцев? (Бедные зверьки. Команда косая.) О чем говорят эти слова? – Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам. (добрый) 3 пункт плана. Чтение третьего пункта плана (до слов: «Только что начал работать веслом…») Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка) ­ С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком) ­ Почему Мазай назвал зайца «горемыка»? 4 пункт плана. Чтение четвертого пункта плана ( до слов: «Мимо бревно суковатое плыло…») На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (Купчиха) ­ Жалко ли вам ее? Почему? 5 пункт плана. Чтение пятого пункта плана (до слов: «Было потехи…») ­ Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было? (Зайцев с десяток спасалось на нем) Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас) Как спас Мазай десяток этих зайцев? (зацепил багром сучок и спас десяток зайчат) А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая? (ловят и топят и бьют их баграми) 6 пункт плана. Чтение шестого пункта плана (до конца) ­ Только ли ради потехи «прокатил» он деревней зайчишек? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов)­ Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова? ­ Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег. (беспокойство зайцев, которые увидели берег­темп чтения быстрый, живой) ­ Как он называет зайцев в этот момент? (Плуты косые) ­ Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? «с Богом!» Как понимаете? 6 этап. Закрепление. Применение нового знания. «Рассказ – эстафета» Каждая группа получает иллюстрацию к стихотворению (Как Мазай называет зайцев?) 1 группа: Бедные зверьки. Команда косая. 2 группа: Горемыка. 3 группа: Купчиха. 4 группа: Плуты косые. Задание: Найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации.(Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок). для выполнения задания информацию из текста произведения.  7этап. Подведем итог нашей работы. С каким произведением мы сегодня познакомились? Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья? (Удивительный охотник ­ любит природу, с нежностью относится ко всему живому,  приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной  щедростью) Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами) Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый,не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник ­ не убивает, а спасает животных,  злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и  ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи. Как автор относится к Деду Мазаю? Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не  убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и  Мазай, он то же любит животных. Что еще нового вы узнали? ­Что такое половодье? ­Значение трудных слов. ­Познакомились с репродукцией картины Как бы вы поступили на месте главного героя? ­Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка? Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья? (Удивительный охотник ­ любит природу, с нежностью относится ко всему живому,  приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной  щедростью) 6 этап. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения.Выучить отрывок наизусть. Составить рассказ на тему: «Мы спасены!» или «Однажды мама зайчиха рассказала  своим деткам вот какую историю….» Осмысление самостоятельной творческой домашней работы. Умение организовывать свои дела: ставить цель. 8 этап. Рефлексия. У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2­х цветов белого и серого. Дети оценивая свою работу в процессе урока показывают выбранного зайца. В течение  урока вы оценивали свои знания, умения. Если у вас 5 и более солнышек поднимите белого  зайчика Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось. Если менее 5 Серый заяц – считаю, сто не все получилось, но я готов стараться на следующем уроке. Добрые пожелания. Я думаю, если вы окажитесь в такой ситуации, как д.Мазай, то  поступите так же. Судя по тому , каких зайцев вы показали, я могу сделать вывод, что вам сегодня все  удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в  начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы! Домашнее задание Написать сочинение «Мы спасены»

Посмотрите также