Цели: расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; пополнять словарный запас; разви¬вать память, речь.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — форму¬лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи¬телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда¬ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни¬ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс¬ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формиро¬вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор¬дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.
Оборудование: портрет и выставка книг Н. А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио¬приложение к учебнику
Урок 42. Тема урока: Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки».
Цели: расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению
стихов; пополнять словарный запас; развивать память, речь.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с
постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа
материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем
деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ
художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых)
слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение
ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный
выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс
ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление
плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор
дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А.
Некрасова.
Оборудование: портрет и выставка книг Н. А. Некрасова, видео или фотоматериалы,
репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.
I.Организационный момент
II.
Проверка домашнего задания
Ход у р о к а
(Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова. Учащиеся представляют свои
иллюстрации к произведениям.)
III.
Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте стихотворение «Хитрые санки».
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки — с места и бегом...
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им Подниматься вверх одним.
И. Бурсов
— Понравилось вам стихотворение? О чем оно?
— Какие зимние забавы вам нравятся? Расскажите о них.
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Н.А. Некрасова на с. 149 учебника.
Предположите, о чем оно.
IV. Физкультминутка
V.Работа по теме урока
Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки...»
(Учитель включает аудиозапись: выразительное чтение стихотворения актером.)— Каким настроением проникнуто это стихотворение? О чем оно?
— Как поэт описывает забавы Саши?
— Объясните значение слов.
СУМЕРКИ— (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также
(устар.) утренняя предрассветная полутьма).
САЛАЗКИ — (маленькие деревянные ручные санки).
— К какому жанру относится данное произведение?
— Что отличает стихотворение от рассказа? (В стихотворении есть ритм и рифма.)
Найдите рифму в стихотворении. (Сказки — салазки, стрелой — ледяной, бегу — в
снегу, шубка — голубка...)
— Что необычного в записи стихотворения вы заметили? (Оно разделено на части по
2 строчки в каждой.)
— Как вы думаете, почему оно так записано?
Каждая часть стихотворных строк в литературе называется строфой.
— Нас. 154 учебника прочитайте определение понятия «строфа» и подчеркните только
главные слова.
В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие,
четверостишие, трехстишие и др.
— Какое по количеству стихотворных строк прочитанное на уроке стихотворение?
(Двустишие.)
(Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения.)
— Прочитайте стихотворение другу.
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось
выполнить?
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам особенно запомнилось?
Домашнее задание
Прочитать другие стихи Н.А. Некрасова, подготовить выразительное чтение одного из
них, подобрать иллюстрации к нему.