Тема урока: «По страницам литературных сказок»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, групповые технологии, технология проблемного обучения, информационно – коммуникационная технология Тема урока: «По страницам литературных сказок» Цель урока: 1) Расширить знания учащихся о писателях – сказочниках и их произведениях 2) Развивать творческие способности учащихся, артистизм, умение перевоплощаться 3) Обогащать словарный запас учащихся 4) Воспитывать любовь к книге, бережному отношению к окружающему миру Задачи урока: • Образовательная: научить самостоятельному и осознанному чтению. • Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи. • Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание
Иконка файла материала 1 (129).docx
Тема урока: «По страницам литературных сказок»  Предмет: Литературное чтение Класс: 4 Дата проведения: 30.01.2017 Тип урока: Урок внеклассного чтения. Обобщения знаний и умений Используемые технологии: технология развития критического мышления, игровые  технологии, групповые технологии, технология проблемного обучения, информационно –  коммуникационная технология Тема урока: «По страницам литературных сказок» Цель урока:  1) Расширить знания учащихся о писателях – сказочниках и их произведениях 2) Развивать творческие способности учащихся, артистизм, умение перевоплощаться 3) Обогащать словарный запас учащихся 4) Воспитывать любовь к книге, бережному отношению к окружающему миру Задачи  урока:  Образовательная: научить самостоятельному и осознанному чтению.  Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие  познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.  Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание. Оборудование: экспресс­ опрос, карточки с заданиями для работы в группах, реквизит для сценок, иллюстрации к сказкам, предметы для угадывания сказок  Ход урока I Организационный момент II Мотивация учебной деятельности 1) Угадывание сказки и её автора по иллюстрациям 2) Угадывание сказки и её автора по загадкам и предметам ( « Волшебная корзина») ­ И языка нет, а правду скажет ( Зеркало.  Сказка А.С.Пушкина « Сказка о мёртвой  царевне и о семи богатырях») ­ Ходит в зелёном плаще, вместо сердца ядро ( Орех.  Сказка А.С.Пушкина  « Сказка о царе Салтане»)­ Сидит девица на грядке, вся в заплатках Кто взглянет, вся заплачет ( Лук. Сказка Дж. Родари « Приключения Чиполлино») ­ Драгоценный живой будильник ( Петушок. Сказка А, С. Пушкина « Золотой  петушок») ­ Тонка, длинна. одноуха, остра, всему свету нужна ( Игла. Сказка Г.Х. Андерсена «  Штопальная игла») ­ Живая, но не человек, плавает, но не лодка ( Рыбка. Сказка А.С.Пушкина « Сказка  о рыбаке и рыбке») ­ Шар­ шарышок в сыру землю ушёл, синю шапку нашёл ( Горох. Сказка Г.Х.  Андерсена « Принцесса на горошине») ­ Хвост во дворе, нос в конуре. Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт.( Ключ.   Сказка А. Н. Толстого « Золотой ключик или приключения Буратино») II Постановка темы урока, цели и учебной задачи ­ Назовите тему нашего урока ­  Чему мы должны будем научиться? III Актуализация знаний ­ Что такое сказка? ( Рассказ, в котором  все события вымышлены) ­   Словарь С. И. Ожегова « Сказка – это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных,  фантастических сил». ­ Какие бывают сказки? ( народные и литературные) ­ В чём разница между народными сказками и авторскими? ­ Назовите известных вам авторов сказок. ­ Какие литературные сказки вы прочитали в этом году? ( В.Ф. Одоевский «Городок в  табакерке», В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»,П.П.Бажов « Серебряное копытце»,  С.Т.Аксаков « Аленький цветочек», Е.А.Шварц « Сказка о потерянном времени») IV Обобщение и систематизация знаний 1.Выступления заранее подготовленных учащихся с краткими  сообщениями  о сказках  советских авторов. ( Б. Заходер « Отшельник и роза», « Серая звёздочка», А.Шаров   «Курица, которая несёт золотые яйца», А.Платонов « Неизвестный цветок» и др.) ­ Сказки Б.  Заходера называются « Сказки для людей». Их рассказывают сами звери  людям. Они рассказывают о своих радостях и печалях, чтобы люди лучше их узнали и  стали к ним добрее. Ведь звери очень уважают людей и считают их самыми сильными и  умными на свете. 2. Работа по сказке С. Т. Аксакова « Аленький цветочек»  2­ Из какой сказки эти строки? « Вот и собирается купец по своим торговым делам за  море,  за тридевять земель, в  тридевятое царство…» ­  Если мы будем сегодня дружно работать, то у нас появится свой волшебный цветок.                                                        «За работу даю лепесток» ­  Сейчас мы с вами проведём экспресс ­ опрос по сказке, и узнаем, как вы её усвоили. 1) Экспресс­опрос по сказке «Аленький цветочек». 1.Какими словами начинается сказка?  «В некотором царстве, в некотором государстве » 2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? младшая. 3. Что попросила привезти старшая дочь? золотой венец 4.Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?  золотой перстень   5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя  лесного?   на правый мизинец 6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?   на три дня и три ночи 7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?  заколдованным принцем 8. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного?    30 лет  9. Сколько девиц побывало во дворце заколдованного принца? Одиннадцать        ­  Самопроверка теста.  (Ответы на слайде ). 32) Восстановите  последовательность событий в сказке  по рисункам. Работа в  парах Меньшая дочь во дворце чудища. Купец собирается в дальние страны. Чудище отпускает купца домой.  Конец заклятию злой волшебницы.  Знакомство меньшой дочери купца с чудищем.   Купец в гостях у чудища  Зависть сестёр.  Как вы думаете, на что похож этот порядок действий событий? (На план). ­  Самопроверка  (Ответы на слайде). 3) Словарно­лексическая работа « Сказочная шкатулка» Работа в группах ­ Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие. (Ученики из каждой группы  по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют  лексическое значение) ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями  ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м) ПРИГОРОК МУРАВЧАТЫЙ  ­ поросший мягкой и сочной травой ЯСТВА САХАРНЫЕ  – еда, кушанья ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ  – слуги, дворовые ­  Самопроверка  (Ответы на слайде ). Физкультминутка Наши алые цветочки Распускают лепесточки Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет, Птички весело летают, Нежно бабочки порхают. Наши алые цветочки Закрывают лепесточки­ Видно, отдохнуть пора… 4) Инсценировки по сказке « Аленький цветочек» 4(Каждая группа представляет свою инсценировку сказки) 5)Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»  ­ У любой литературной сказки, как правило, есть народный источник.  А какой источник у сказки « Аленький цветочек»? (Сказку   «Аленький  цветочек»  писатель Сергей Тимофеевич Аксаков услышал ее  в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом уже взрослым:      «Скорому   выздоровлению  моему  мешала  бессонница...  По совету тетушки, позвали один   раз   ключницу   Пелагею,  которая   была   великая     мастерица     сказывать     сказки     и которую даже покойный дедушка любил слушать...  Пришла  Пелагея,  немолодая,  но  еще белая,  румяная...  села  у  печки  и  начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно  ли  говорить,  что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На  другой  же  день  выслушал  я  в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно  рассказывала  мне  какую­нибудь  из  своих многочисленных сказок.») Составление кластера  Работа в группах ­ Зачин  «В некотором царстве, в некотором государстве жил­был купец, именитый  человек. Много у него было всякого богатства, и было у того купца три дочери, все три  красавицы писаные, а меньшая ­ лучше всех». ­ Присказка: «много ли мало ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не  скоро дело делается». ­ Концовка. «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они  жить­поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво­мёд пила, по усам текло, да в  рот не попало».  ­ Повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,… ­  Социальное положение героев: богатый купец, именитый человек, много было у него всяког о богатства и казны, собирается по своим торговым делам,… ­ Волшебные числа: было у купца три дочери, ... а меньшая лучше всех. Самопроверка  (Ответы на слайде) Особенности народной сказки: 1. Композиция сказки: зачин, основная часть, концовка 2. Повторы 3. Простой язык 4. Волшебные числа 5. Простой сюжет 5. Отсутствие авторской оценки Особенности литературной сказки: 51.   В   литературной   сказке   сильнее   выражена   изобразительность,   т.   е.   более   подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.  2. Для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.  3. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.  ­ К какому виду вы отнесёте сказку Аксакова? ВЫВОД:  В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки, есть волшебные  силы, предметы, добро побеждает зло. V Закрепление и осмысление знаний 1) « Сочини сказку» Работа в группах ­ Читая сказки, вы ребята, наверное, заметили, что действия и поступки действующих лиц,  их последовательность обычно бывает одинаковой. Вот, например, какие «ключевые»  действия мы видим во многих волшебных сказках:  нам называют действующих лиц: кто­нибудь из действующих лиц отлучается из дома; герою что­либо запрещают; запрет нарушается; появляется противник, который наносит какой­то вред; герой покидает дом, чтобы исправить положение; герои испытывают; в распоряжении героя попадает волшебное средство; противник побежден, добро торжествует. 2) Конкурс « Изобразим героя» Работа в группах ­ Каждой группе нужно нарисовать по одному выдуманному герою. В этом герое  должно быть собрано как можно больше элементов известных сказочных героев. Например, хвост Русалочки. Гребень Петуха, нос Буратино и т.д. Назовите его. ( Ученики рисуют,  затем представляют свои работы, называя «сборные элементы».) VI Рефлексия. (Составление цветка) ­ У вас на партах лепестки. Запишите на лепестке самую заветную свою мечту.  Прикрепите к доске с помощью магнита. (Крепят лепестки на стебелёк на доске) ­ У нас получился мудрый цветок. Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании,  верности и любви к окружающим вас людям. В человеке главное ­  его душа, а любовь  способна победить зло. Обо всём этом говорят нам литературные сказки. 6Взаимооценка Оцените работу в группе ваших товарищей. VIII Домашнее задание Придумать волшебную сказку « В зимнем лесу» 7

Посмотрите также