Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выбороч-ное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику раз-личных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа мате-риала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэ-тического текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;
личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», ре-продукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Тема урока: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ БЫЛИНЫ «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ».
СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ.
Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и
обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст;
работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с
реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа
материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с
учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П —
анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы
учебника на основе художественного произведения;
личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»,
репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Какие отрывки из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?
(Выразительное чтение наизусть.)
III.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).
Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич»,
«Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловейразбойник».)
Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович,
Илья Муромец.)
Прочитайте название былины на с. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на
с. 13—15, предположите, о чем это произведение.
Работа по теме урока
IV.
(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12—16 учебника.)
Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
Какие слова и выражения вам были непонятны?
Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Как необходимо читать текст былины? Какой темп мы выберем?
Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк
подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и
в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию
былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.
1(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)
Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь
на распутье». Расскажите, что вы видите.
(Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)
VII.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былина* Что такое былина? (Былина —
русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)
Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь
— воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и
отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)
Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, по вторы, образность
языка — гиперболы, эпитеты, напевность ритм, отсутствие рифмы, подробность
повествования.)
IX. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17—19
учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.
Материал для учителя
Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»
Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым noд влиянием русской
народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету
датируются началом 1870х гг.
Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на
всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке; В 1882 г. увидел свет окончательный
вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова
— предпринимателя и мецената.
В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Сначала
В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном
варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.
Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой,
щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она
выражает усталость, но и решимость.
На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье.
Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади
повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на
крепких ногах.
Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати — живу
не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью
повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю
России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.
Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая
местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни
мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий
над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он
находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.
2