Формирование понятия приращения функции и приращения аргумента, секущей, геометрического смысла приращения функции;
Развитие вычислительных навыков; 
Воспитание познавательного интереса к предмету.
            
        
                    
                
                    Тема урока «Приращение функции»
Класс: 10
Дата проведения: 29 января 2018 года
Цели урока:
1. Формирование понятий приращения функции и приращения аргумента, секущей, 
геометрического смысла приращения функции;
2. Развитие вычислительных навыков;
3. Воспитание познавательного интереса к предмету. 
Тип урока: формирование новых понятий.
Метод обучения: обучающая беседа.
Оборудование: учебник А.Н. Колмогорова “Алгебра и начала анализа” 1011 кл.; 
I. Организационный момент:
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
II.  Сообщение темы и целей урока: сегодня 29 января и тема урока «Приращение функции»
Цели урока:
Ход урока
1. Познакомимся с такими понятиями как приращение функции и приращение аргумента, 
рассмотрим геометрический смысл приращения функции;
2. Продолжим работу над развитием вычислительных навыков;
      3.   Будем воспитывать в себе познавательный интерес к предмету. Ведь французский романист 
Анатоль Франс писал: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
III. Актуализация знаний: Сегодня мы с вами начнем изучение нового раздела алгебры 
«Производная», а для этого мы должны вспомнить:
1. Что мы называем функцией, какие вы функции знаете?
2. Что мы называем аргументом, значением функции.
3. Можно ли задать площадь квадрата как функцию
4. Как найти значение функции в данной точке?
Пример: Найти значение функции f(x) = x2 + 2x в точке x0 = 3.
Решение: f(x0) = f(3) = (3)2 + 2∙(3) = 9  6 = 3
Ответ: f(3) = 3
5. Определение тангенса угла;
IV. Изучение нового материала:
Часто нас интересует не значение какойлибо величины, а ее изменение. Например, как изменяется 
температура, как быстро растет цена на бензин. Из курса физики мы знаем, что работа есть изменение 
энергии, а средняя скорость есть отношение перемещения к промежутку времени, за которое было 
совершено перемещение.
Давайте рассмотрим график функции у = 4 х2
По графику найти значение функции  в точке х1 = 1 и х2 = 2.
у1= f (1) = 3;    у2= f(2) = 0;
Найдем изменение аргумента
Разность      х2 – х1 = 2  1 = 1       пишут  ∆x =1
Найдем изменение значений функции 
 Разность     f(2) – f(1) = 0  3 = 3   пишут    
f = 3 
В этом примере мы вычислили значения функции f(x) в точках х1 = 1 и х2 = 2,  и оценили изменения 
f этой функции при заданных изменениях аргумента  х.  
Часто приходится сравнивать значение функции в некоторой фиксированной т.х0  и значение функции 
в различных точках х, расположенных в окрестности х0,. При этом удобно выражать разность f(x)  f(x0)
через разность х  х0, пользуясь понятиями “приращение функции” и “приращение аргумента”. 
 
Рассмотрим функцию у = f(x).х0 – фиксированная точка
                                                                                                                                   х – произвольная точка
Пусть х – произвольная точка, лежащая в некоторой окрестности фиксированной точки х0.
 Разность х  х0 называется приращением независимой переменной (или приращением аргумента) в 
точке х0 и обозначается  х, т.е.  х = х  х0, откуда следует, что х = х0 + х.
поэтому говорят, что первоначальное значение аргумента х0 получило приращение  х. 
Вследствие этого значение функции f изменится на величину f(x)  f(x0) = f(х0 +  х) – f(x0).
Эта разность называется приращением функции
обозначается 
∆f = f (x)  f(x0) или  
Обратите внимание: при фиксированном значении х0 приращение 
(х0 +  х) = f(x0) + 
          
Пример 1:
Найти приращение аргумента и приращение функции в точке х0, если
    f в точке х0, соответствующим приращению  х, и 
f, (дельта эф),  т. е. по определению
f = f (х0+ х) – f(x0), откуда f (х0 +  х) = f(x0) + 
f.
 
f.
f есть функция от  х, т.е.             f
Решение: 
физминутка
Обсудим геометрический смысл введенных понятий приращений аргумента и функции, его  можно 
понять, рассмотрев рисунок.Прямую l, проходящую через любые две точки графика функции f, называют секущей к графику f. 
Уравнение прямой на плоскости имеет вид у = кх + в. 
Угловой коэффициент k секущей, проходящей через точки А(х0; f(x0) и В(х; f(x)), равен tg .α
Из  ABC – прямоугольный, 
. Рассмотрим пример (а) из №184.
V. Закрепление материала: № 177(а1), 178(а) , 180 (а), 184 (б)
VI. Домашнее задание: 
запишите в дневники домашнее задание: 
1. Прочитать п.12, закончить№177(б), 178(б, г), 184 (в,г), 
2. Выполнить практическую работу
VII. Подведение итогов урока.