Тема урока: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметные умения. Основные цели: 1. Познакомиться с литературой XVIII века. 2. Познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением «Детские годы Багрова-внука». Общеучебные умения: Основные цели: 1. Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять, как получено решение учебной задачи. 2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи. 3. Развивать организационные умения: самоконтроль и самооценка. Задачи: 1. Учить работать с детской книгой, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения; 2. Развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, воображение, творческую способность детей. 3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.
Иконка файла материала 1 (31).docx
Литературное чтение 4 класс. Тема урока: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Предметные умения. Основные цели: 1 Познакомиться с литературой XVIII века. 2 Познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением  «Детские годы Багрова­внука». Общеучебные умения: Основные цели: 1 Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять,  как получено решение учебной задачи. 2 Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно  при решении учебной задачи. 3 Развивать организационные умения: самоконтроль и самооценка. Задачи: 1. Учить   работать   с   детской   книгой,   совершенствовать   навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;  2. Развивать   умения   давать   полные   ответы   на   вопросы   по   содержанию прочитанного, воображение, творческую способность детей.  3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы. Ход урока: 1. Орг. Момент 2. Проверка домашнего задания ­ Какие слова вы нашли при выполнении домашнего задания? ­ Связаны ли эти слова с историй книги? ­ Каким образом связано слово Китай, воск, Русь, перо, грамота? Бамбук, камень, пергамен (телячья кожа особой выделки, впервые появилась  в Индии), шёлк, воск, Новгород, Египет, Китай (привозилась бумага), Русь,береста, бумага, папирус, Англия, Рим, Индия, перо (писали гусиными  перьями), грамота. 3. Работа с авторским текстом «Путешествие второе». А мы с вами продолжим историческое путешествие к истокам детской  литературы. Откроем учебники на странице 57. ­ Прочитайте заголовок текста. ­ Что обозначает слово путешествие? (словарь) ­ Почему оно второе?  ­ Сегодня мы отправляемся с вами в XVIII век, ко двору императрицы  Екатерины II! ­ Почему ко двору? Ведь мы интересуемся детской литературой!­ Мало кто знает, что русская императрица Екатерина II написала 8 книг для  детей. Они были напечатаны в 1781­1783 годах. ­ Книги эти были самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы. Итак,  отправляемся в путешествие с нашими героями Игорем и Олей, Николаем  Александровичем……Закрыли глаза…Учебник, стр. 58, II абзац (Когда наши путешественники открыли глаза…)  до стр.59 (…, но и в сны людей). ­ Снятся ли вам сны после чтения книг? ­ Какие книги стали вашими снами? ­ Что поразило мальчика, читателя XVIII века в «Слове о полку Игореве»  настолько, что перешло в его сон? ­ Знаете ли вы что­нибудь об этой книге? Откройте стр. 57, прочитайте подзаголовок к «Путешествию второму».  Появились ли у вас вопросы?­ Что такое усадьба? ­ Что общего между мальчиком Сережей и усадьбой Аксаковых? ­ Знакома ли фамилия Аксаковых?  Чтение текста (стр. 59 III абзац снизу Чтение текста (стр. 59 III абзац снизу –  стр. 63) Можете ли вы теперь ответить на наши вопросы? аа Ус дьба  в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых,  хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный  парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к  владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий,  относящимся к XVII — началу XX веков.Работа в группе Обсуждение прочитанного по вопросам, выданным группам. ­ Что показалось Оле странным? ­ Каково ваше восприятие речи XVIII века? ­ Назовите любимых Серёжиных детских писателей. ­ Слышали вы о них? ­ Каким вы представляете Серёжу Аксакова? ­ Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)?­ Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех  детских писателей? Почему? ­ Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит? ­ Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым? ­ Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведением? (Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя.  Он выходил в виде еженедельного приложения к "Московским  ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел,  прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и  просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен  был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с  ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем  следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности,  великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его  страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы,  рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен  был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан". И. И.  Новиков также считал, что в государстве все "сделается удобным, когда  воспитание достигнет возможной степени своего совершенства".)­ Почему писатель заменил свою фамилию на другую – Багров? ­ Когда вы догадались, что Серёжа и писатель Аксаков, автор «Аленького  цветочка одно и то же лицо? Работа с текстом до чтения. Посмотрите на иллюстрацию на стр.64, прочитайте заголовок. ­ Детские годы… О каком периоде идёт речь? ­ Что можно сказать о семье героя, исходя из названия текста? ­ Однажды С.Аксаков написал: «Есть у меня заветная дума, которая день и  ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в  литературе». Что он имел в виду по­вашему? Работа с текстом по содержанию во время чтения. Комментированное чтение I главы. ­ О чём может быть «Зеркало добродетели»? ­ Какие взаимоотношения царят в семье, например между братом и сестрой? ­ Судя по названиям текстов из книги, для чего она была написана – для  сердца или для разума? ­ Почему негде было взять книг? ­ Что за книга «Домашний лечебник»?­ Почему Сереже нравилось читать  лечебник? Ответы на вопросы по содержанию после чтения. ­ С каким читателем мы встретились на страницах повести? ­ Можно ли семью Серёжи назвать читающей? ­ Кто руководил чтением Серёжи? ­ А ваши родители тоже следят за вашим чтением? Вам бы этого хотелось? ­ Почему Серёжа не только читал, но и перечитывал книги? Только ли из­за  того, что их было мало? Садимся в машину времени и возвращаемся назад. 4.Итог урока. - Назовите тему нашего сегодняшнего урока. 5.Домашнее задание. Стр. 64­67 прочитать вместе с родителями. Записать вопросы к автору,  которые возникли по ходу чтения.

Посмотрите также