Предметные умения.
Основные цели:
1. Познакомиться с литературой XVIII века.
2. Познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением «Детские годы Багрова-внука».
Общеучебные умения:
Основные цели:
1. Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять, как получено решение учебной задачи.
2. Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
3. Развивать организационные умения: самоконтроль и самооценка.
Задачи:
1. Учить работать с детской книгой, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;
2. Развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, воображение, творческую способность детей.
3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.
Литературное чтение 4 класс.
Тема урока: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба
Аксаковых.
Предметные умения.
Основные цели:
1 Познакомиться с литературой XVIII века.
2 Познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением
«Детские годы Багровавнука».
Общеучебные умения:
Основные цели:
1 Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять,
как получено решение учебной задачи.
2 Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно
при решении учебной задачи.
3 Развивать организационные умения: самоконтроль и самооценка.
Задачи:
1. Учить работать с детской книгой, совершенствовать навыки
правильного, осознанного и выразительного чтения;
2. Развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию
прочитанного, воображение, творческую способность детей.
3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.
Ход урока:
1. Орг. Момент
2. Проверка домашнего задания
Какие слова вы нашли при выполнении домашнего задания?
Связаны ли эти слова с историй книги?
Каким образом связано слово Китай, воск, Русь, перо, грамота?
Бамбук, камень, пергамен (телячья кожа особой выделки, впервые появилась
в Индии), шёлк, воск, Новгород, Египет, Китай (привозилась бумага), Русь,береста, бумага, папирус, Англия, Рим, Индия, перо (писали гусиными
перьями), грамота.
3. Работа с авторским текстом «Путешествие второе».
А мы с вами продолжим историческое путешествие к истокам детской
литературы.
Откроем учебники на странице 57.
Прочитайте заголовок текста.
Что обозначает слово путешествие? (словарь)
Почему оно второе?
Сегодня мы отправляемся с вами в XVIII век, ко двору императрицы
Екатерины II!
Почему ко двору? Ведь мы интересуемся детской литературой! Мало кто знает, что русская императрица Екатерина II написала 8 книг для
детей. Они были напечатаны в 17811783 годах.
Книги эти были самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы. Итак,
отправляемся в путешествие с нашими героями Игорем и Олей, Николаем
Александровичем……Закрыли глаза…Учебник, стр. 58, II абзац (Когда наши путешественники открыли глаза…)
до стр.59 (…, но и в сны людей).
Снятся ли вам сны после чтения книг?
Какие книги стали вашими снами?
Что поразило мальчика, читателя XVIII века в «Слове о полку Игореве»
настолько, что перешло в его сон?
Знаете ли вы чтонибудь об этой книге?
Откройте стр. 57, прочитайте подзаголовок к «Путешествию второму».
Появились ли у вас вопросы? Что такое усадьба?
Что общего между мальчиком Сережей и усадьбой Аксаковых?
Знакома ли фамилия Аксаковых?
Чтение текста (стр. 59 III абзац снизу Чтение текста (стр. 59 III абзац снизу –
стр. 63)
Можете ли вы теперь ответить на наши вопросы?
аа
Ус дьба
в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых,
хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный
парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к
владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий,
относящимся к XVII — началу XX веков.Работа в группе
Обсуждение прочитанного по вопросам, выданным группам.
Что показалось Оле странным?
Каково ваше восприятие речи XVIII века?
Назовите любимых Серёжиных детских писателей.
Слышали вы о них?
Каким вы представляете Серёжу Аксакова?
Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)? Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех
детских писателей? Почему?
Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит?
Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым?
Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведением?
(Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца
и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя.
Он выходил в виде еженедельного приложения к "Московским
ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел,
прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и
просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен
был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с
ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем
следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности,
великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его
страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы,
рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен
был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан". И. И.
Новиков также считал, что в государстве все "сделается удобным, когда
воспитание достигнет возможной степени своего совершенства".) Почему писатель заменил свою фамилию на другую – Багров?
Когда вы догадались, что Серёжа и писатель Аксаков, автор «Аленького
цветочка одно и то же лицо?
Работа с текстом до чтения.
Посмотрите на иллюстрацию на стр.64, прочитайте заголовок.
Детские годы… О каком периоде идёт речь?
Что можно сказать о семье героя, исходя из названия текста?
Однажды С.Аксаков написал: «Есть у меня заветная дума, которая день и
ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в
литературе». Что он имел в виду повашему?
Работа с текстом по содержанию во время чтения.
Комментированное чтение I главы.
О чём может быть «Зеркало добродетели»?
Какие взаимоотношения царят в семье, например между братом и сестрой?
Судя по названиям текстов из книги, для чего она была написана – для
сердца или для разума?
Почему негде было взять книг?
Что за книга «Домашний лечебник»? Почему Сереже нравилось читать
лечебник?
Ответы на вопросы по содержанию после чтения.
С каким читателем мы встретились на страницах повести?
Можно ли семью Серёжи назвать читающей?
Кто руководил чтением Серёжи?
А ваши родители тоже следят за вашим чтением? Вам бы этого хотелось?
Почему Серёжа не только читал, но и перечитывал книги? Только ли изза
того, что их было мало? Садимся в машину времени и возвращаемся назад.
4.Итог урока.
- Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
5.Домашнее задание.
Стр. 6467 прочитать вместе с родителями. Записать вопросы к автору,
которые возникли по ходу чтения.