Целевые установки урока: познакомить с русской народной сказкой «Морозко» в обработке А.Н. Толстого; учить делить текст на части; анализировать содержание текста по вопросам, обогащать словарный запас; развивать внимание, творческие способности.
Образовательные технологии: технология сотрудничества
Форма урока: урок-диалог
Оборудование урока: диск СD Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение к учебнику, электронная презентация, магнитная доска, таблица «Особенности волшебной сказки», карточки для парной, групповой , индивидуальной работы, жетоны - снежинки
Предмет литературное чтение
Программа УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Учебник.
Литературное чтение. 3 класс, часть 1
Тема урока: Русская сказка «Морозко». Характеристика героев.
Целевые установки урока: познакомить с русской народной сказкой «Морозко» в обработке А.Н.
Толстого; учить делить текст на части; анализировать содержание текста по вопросам,
обогащать словарный запас; развивать внимание, творческие способности.
Образовательные технологии: технология сотрудничества
Форма урока: урокдиалог
Оборудование урока: диск СD Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение к
учебнику, электронная презентация, магнитная доска, таблица «Особенности волшебной сказки»,
карточки для парной, групповой , индивидуальной работы, жетоны снежинки
Ход урока:
1) Оргмомент.
Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли на урок. Улыбнитесь им, ребята.
Встаньте ровно и покажите, как хорошо мы научились работать.
Вопросы (ответы хором)
1. Вы готовы секреты литературы открывать?
2. Ум и смекалку не забыли взять?
3. Постараетесь всё понять?
4. А речь будете развивать?
За каждый правильный ответ даётся жетонснежинка.
Желаю вам удачи! За работу! Садитесь.
2) Проверка д/з.
Что было задано на дом?
Вопросы 9 (пословицы), 12 по учебнику.
Вопрос 12 (особенности волшебной сказки)
происходят невероятные события
удивительные превращения
необычные герои
волшебные предметы и помощники
борьба добра и зла
3) Актуализация знаний
А) «Эффект яркого пятна»
Показываю рукавицы Деда Мороза. (Надеть на ребёнка)
Чьи это рукавицы?
Как ещё можно назвать Деда Мороза? (дедушка, Морозко)
В русской сказке, которую мы сегодня будем читать, его называют МОРОЗКО.
Б) ЦЕЛЬ: Вам надо научиться читать сказку, чтобы прочитать её по ролям.
Что для этого вам нужно? ( ЗАДАЧИ урока: понять смысл сказки, разобрать характер
героев)
В) Прогнозирование Кого вы представляете, когда слышите слово «Морозко»?
4) Работа над произведением.
А) ЧТЕНИЕ, СЛУШАНИЕ СКАЗКИ (читает учитель, аудиозапись)
Лучше представить Морозко нам поможет сама сказка.
Б) Краткая беседа по прочитанному
Понравилась сказка?
Передайте ваши впечатления. Что именно понравилось? или кто понравился?
В) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (на экране, СЛАЙД 1) – дети пытаются объяснить смысл фраз
сами
Перевернёшься – бита
Недовернёшься – бита
Ещё до свету
Баба расходится – не скоро уймётся
Озноб пробирает замёрзла до дрожи
чуть дух переводит
В злате, в серебре везут
Глянула и руки врозь
Сгинь, пропади, проклятый!
Окостеневать стала, окостенела замерзла до смерти
Рогожу отвернула (СЛАЙД 2)
Г) Назовите героев сказки:
Падчерица – кто это? прочитайте объяснение по толковому словарику и из текста
Мачеха
Старик
Старухина дочь
Морозко
Собачка
Д) Деление сказки на смысловые части, составление плана. (Самостоятельная работа в
группах).
Даётся деформированный план (для всех групп один)
Карточка (клей)
«Соберите» план по сказке.
План нарезан кусочками.
Е) Самопроверка работы групп (по ЭКРАНУ – СЛАЙД 3)
План.
1. Жизнь падчерицы и старухиной дочери.
2. Падчерица в лесу у Морозко.
3. Старикова дочь возвращается с подарками.
4. Старухина дочь у Морозко.
5. Старуха встречает свою дочь.
5) Работа над характеристикой героев.
А) часть 1 (вычитывание, фронтально)
Найдите слова, которые характеризуют падчерицу. Как ей жилось? Какая она была?
(трудолюбивая, замученная, всегда уставшая)
Найдите слова, которые характеризуют старухину дочь. Какая была она? (ленивая,
заласканная)
Какая была мачеха? (жестокая, злая, грубая, несправедливая)
Ф/М (СЛАЙД 4)Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной.
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Б) Работа в паре по вопросам учебника.
1 ряд: с. 80 вопросы 3,4,5 Доказывают текстом.
2 ряд: с. 80 вопрос 6
3 ряд: с. 80 вопрос 7
В) Проверка (добавление черт характера)
Г) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточки:
Подчеркни слова, которые характеризуют падчерицу:
Ленивая
трудолюбивая
спокойная
добрая
злая
жестокая
грубая
вежливая
воспитанная
невежливая
себялюбивая
терпеливая
бессердечная
Подчеркни слова, которые характеризуют старухину дочь:Ленивая
трудолюбивая
спокойная
добрая
злая
жестокая
грубая
вежливая
воспитанная
невежливая
себялюбивая
терпеливая
бессердечная
Подчеркни слова, которые характеризуют старуху:
Ленивая
трудолюбивая
спокойная
добрая
злая
жестокая
грубая
вежливая
воспитанная
невежливая
себялюбивая
терпеливая
бессердечнаяПодчеркни слова, которые характеризуют Морозко:
Мудрый
Добрый
Безвольный
Слабохарактерный
Справедливый
Вежливый
Злой
Ласковый
Грубый
Трусливый
Боязливый
Нерешительный
Подчеркни слова, которые характеризуют старика:
Мудрый
Добрый
Безвольный
Слабохарактерный
Справедливый
Вежливый
Злой
Ласковый
Грубый
Трусливый
Боязливый
Нерешительный
Д) А на какого героя вы хотели бы быть похожими? (мнения детей)
6) Итог урока.А) Доскажите: Сказка – ложь, да в ней намёк. Добру молодцу …
– Чему же учит эта сказка? На что намекает сказка?
Можно ли её назвать волшебной?
Б) Подсчёт жетоновснежинок.
7) Д/з: научиться читать по ролям, передав голосом характеры героев.