Цели урока:
1)     Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
2)     Развивать речь, творческие способности обучающихся.
3)     Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.
Оборудование урока:ПК, проектор, экран, презентации учеников.
Предварительное задание
Подготовить презентации по темам:
1.     Сказки о животных.
2.     Волшебные сказки.
3.     Герои волшебных сказок. Баба Яга.
4.     Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
5.     Социально-бытовые сказки.
*(Примечание: разрешается помощь родителей).
            
        
        
        
                    
                
                    Конспект урока литературы в 5 классе
с применением проектной технологии
Тема урока: «Русские народные сказки
Цели урока:
1) Формировать представление о сказках как жанре фольклора; 
рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально
бытовые), их особенности и характеры героев.
2) Развивать речь, творческие способности обучающихся.
3) Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.
Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.
Предварительное задание
Подготовить презентации по темам:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.
4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
5. Социальнобытовые сказки.
*(Примечание: разрешается помощь родителей).
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
II. Постановка цели урока
 Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит 
вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и 
воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими 
приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они 
рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения 
в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. 
Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.Сказки делятся на волшебные, бытовые (социальнобытовые) и сказки о 
животных.
 По каким признакам происходит это деление? Что характерно для 
героев каждого вида?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.
III. Выступления учеников
1) Презентация «Сказки о животных»
 Назовите, какие сказки о животных вы знаете?
2) Презентация «Волшебные сказки»
 Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных 
сказок.
3) Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»
 Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах.
Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии
этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.
4) Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»
 Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?
5) Презентация «Социальнобытовые сказки»
 Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?
IV. Итог урока
Заполнение таблицы
Название сказки
1. «Репка»
Вид
бытовая
2. «Снегурочка»
волшебная
3. «Лиса и Журавль»
о животных
Аргументы (почему?)
коллективный труд 
людей и животных
волшебное оживление, а 
затем волшебное 
исчезновение 
Снегурочки
кроме Лисы и Журавля 
героев в сказке нет4. …
5. …
6. …
7. …
8. …
Домашнее задание:
1) Закончить таблицу
2) Прочитать сказку «Царевналягушка»
 Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её 
сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он 
серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть 
русская народная поговорка про сказки: «Сказка  ложь, да в ней намёк, 
добрым молодцам урок».
Выставление оценок за урок.