Цели урока: подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё и разделить эти переживания с другом.
Образовательная цель: Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, расширение понятий– «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи)
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения)
Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Урок литературного чтения 3 класс.
Программа: «Перспективная начальная школа» Тип урока
Тема урока: С Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Цели урока: подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё
и разделить эти переживания с другом.
Образовательная цель: Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение,
олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, расширение понятий– «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки»
(полутьма между заходом солнца и наступлением ночи)
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения,
установки, умонастроения)
Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою
часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение
и позицию
Предметные:
Уметь находить слова из толкового словаря, дать характеристику героям
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работаТехнологическая карта урока
Этап урока
(цель/задачи этапа
1.Организационный
этап
Организация
направленного
внимания на начало
урока
2.Актуализация
знаний
Мотивировать
учащихся на
изучение темы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Здравствуйте, ребята.
Улыбнулись друг другу,
Пожелайте друг другу удачи на
уроке.
Дети желают друг другу
плодотворной работы на уроке
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в
устной форме
Какое д/з было задано на дом?
Выразительное чтение
стихотворения В. Берестова
«Плащ»
В чём же заключается самая
большая ценность героев
стихотворения «Плащ»?
Выразительно читать
стихотворение В. Берестова
«Плащ»
Читают стихотворение
Личностные УУД:
Способность к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности.
Ценность в общении между
героями, важны теплота отношений
и взаимопонимание, дружба между
отцом и сыном, их желание быть
вместе.
3.Постановка
учебной задачи
Звучит музыка П. Чайковского
«Вальс цветов»
Дети слушают музыку.Познакомить
учащихся с
учебной задачей.
Почему было тихо, когда звучала
музыка?
Что вы представляли в своём
воображении?
Какую картину вы увидели?
Почему звучала одна музыка, а
картины виделись разные?
Огромное количество людей
смотрят на одно и то же, а видят
разное. Появились листья на
деревьях, расцвела сирень. Ктото
просто не замечает этого слишком
много хлопот. А ктото пишет
бессмертные произведения,
которые помогают многим
поколениям видеть ту красоту,
мимо которой они раньше
проходили мимо.
Исса говорит : «Нельзя,
невозможно враждовать, когда
вокруг такая красота. Красота
объединяет. Среди красоты не
может быть врагов».
Чему посвящено очередное
занятие клуба?
Как вы понимаете смысл этих
слов?
Ответы детей.
Метапредметные:
Уметь определять и
формулировать цель уметь
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника; планировать своё
действие в соответствии с
поставленной задачей
«Учимся наблюдать то, что трудно
увидеть глазами».
Трудно увидеть глазами теплоту
человеческих отношений, чувств –Откройте учебник на с. 51 и
прочитайте название следующего
произведения
Поставьте цели на урок
О чём нам говорит название? Что
значить «посумерничать»?
Обратите внимание на то, что в
слове «посумерничать» ударение
приходится на второй слог, от
слова «сумерки» (полутьма, между
заходом солнца и наступлением
ночи)
—Кто автор произведения?
Поднимите руки, кому знаком
этот писатель?
Что вы помните об авторе?
«Разрешите с вами посумерничать»
Познакомиться с произведением,
Проанализировать его,
Дать характеристику героям.
Любоваться сумерками.
С Козлов
Дети поднимают руки.
Поэт и сказочник Сергей
Григорьевич Козлов – автор
любимых детьми и взрослыми
историй про Ёжика и его друзей
(«Ёжик в тумане», «Ёжик и море»,
«В сладком морковном лесу»,
«Лисичка» и др.
Он писал умные и трогательные
сказки, предназначенные не только
детям, но и взрослым. Он учил
детей считать звёзды и смотреть на
мир спокойным взором созерцателя.Посмотрите на текст, найдите
слова, требующие объяснение в
Толковом словаре .
Очарованный лес, тихие шаги,
потрескивание можжевеловых веток
в костре… И долгие неторопливые
разговоры у огня.
Низинаместо, которое находится
ниже окружающей поверхности
земли.
Молоть говорить чтото
несерьёзное, болтать.
Предметные:
Уметь находить слова из
толкового словаря
Рассмотрите иллюстрацию на с.
52. Кто изображён на ней?
Где мы с ними уже встречались?
Выскажите свои предположения, о
чём будет сказка?
Ёжик, Медвежонок, Заяц.
В сказке «Ёжик в тумане».
Дети высказывают свои
предположения.
4. Первичное
восприятие и
усвоение нового
материала
– Давайте узнаем, какая же
история произошла с Ёжиком и
Медвежонком.
Учитель читает сказку
О чём эта сказка?
О красоте природы, об ощущении
внутреннего единства.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в
устной форме
Что объединило героев в этой
сказке?
— Как вы думаете, а надо ли
уметь сумерничать?
— Прочитайте сказку
самостоятельно и ответьте на
вопрос: Все ли герои умеют
Общее занятие.
Ответы детей
Нет.Познавательные УУД
:Добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя
учебник,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную в
разных источниках
сумерничать?
—Что мешает Зайцу сумерничать?
—Найдите подтверждение в
тексте.
—Как реагируют Ежик и
Медвежонок на эти вопросы?
—Как это можно объяснить?
—Как вы думаете, кто главный
герой?
—Давайте разберемся почему.
Кому принадлежит дом, где герои
сумерничают?
—Найдите и прочитайте этот
эпизод.
—У кого просит разрешения Заяц?
Так почему главный герой Ежик?
Он не может сосредоточиться, не
умеет молчать и наблюдать,
отвлекается сам и отвлекает друзей,
задавая кучу вопросов.
Поразному: Медвежонок отвечает,
а Ежик молчит.
Ежик — настоящий созерцатель,
получает удовольствие от
молчаливого любования природой;
он погрузился в наблюдение, а
значит, может не отвлекаться на
вопросы Зайца.
Ежик.
Ёжику.
С. 5152
Он умеет понастоящему
наслаждаться красотой природы.
—Какими чертами характера (или
особенностями души) нужно
обладать, чтобы понастоящему
сумерничать и получать
удовольствие?
Нужно любить природу, быть
наблюдательным, уметь молчать и
сосредоточиваться, уметь
наслаждаться красотой.5. Включение в
систему знаний и
повторение.
Работа в парах
—А Костя Погодин не понимает,
почему герои не хотят
сумерничать в одиночестве, ведь
тогда никто не будет мешать. Как
бы вы ответили Косте?
Что же вы узнали о героях?
Дадим каждому характеристику
героям.
1ряд: ёжику
2 ряд: медвежонку
3 ряд: зайцу
Кто же в этой сказке настоящий
учитель? Покажите, обращаясь к
тексту.
Важно не просто любоваться
красотой, важно еще и разделить
эти переживания с другом, это
можно сделать и молча.
Ёжик: поэтичный, тонкий, философ
и учитель, исследователь, автор
всех идей, умеет любоваться
природой
Медвежонок: очень
эмоциональный, чувствительный,
разговорчивый, ценящий дружбу.
Заяц: эмоционально неразвитый,
малочувствительный, но жаждущий
общения с теми, кто чувствует
более глубоко.
Вглядываться, вслушиваться в
природу, кроме того, надо просто
уметь молчать, наслаждаться
присутствием другого.
Конечно, Ёжик: «Послушайте, как
тихо!» И только это побуждает всех
успокоиться и начать, наконец,
сумерничать, то есть молча слушать
Коммуникативные УУД:
Учиться работать в парах,
формулировать
собственное мнение и
позицию; совместно дого
вариваться о правилах
общения и следовать им
. Трудно пришлось Медвежонку с
Зайцем?
Что же делать на месте
Медвежонка, как быть с
многочисленными вопросами
Зайца?
дифференцированное: 1 группа –
инсценировка, 2 группа чтение по
ролям
3 группа – пересказывают
содержание сказки
6.Д/З
окружающий мир и молча ощущать
присутствие друг друга в нем.
Да.
Что лучше: одергивать, не
реагировать на его пустую
болтовню или сказать:
«Послушайте, как тихо»?
Дети делятся на группы по
желанию.
7.Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Какие цели ставили на урок ?
Как вы считаете, мы добились
этих целей?
Как вы оцените свою работу и
работу своих товарищей на уроке?
Ответы детей.
Дают оценку своей работе и работе
товарищей.
Коммуникативные УУД:
Учиться работать в
группах, формулировать
собственное мнение и
позицию; совместно дого
вариваться о правилах
общения и следовать им
Личностные УУД:
Способность к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности.