Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дата проведения: 04.04.2016 г. Цель урока: Познакомить с биографией Сергея Есенина, его стихотворением «Лебёдушка»; раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка» Задачи: Образовательные: 1. Продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина. 2. Работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова. Развивающие: 1.Развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира. 2. Развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, милосердия. Формирование УУД: Познавательные УУД: • умение передать содержание в сжатом, выборочном и развёрнутом виде; • умение осознавать познавательную задачу; • умение ориентироваться в учебнике; • умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации. • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; • умение организовать рабочее место под руководством учителя; • умение самостоятельно формулировать задание; • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Иконка файла материала 1 (117).docx
Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка» Дата проведения: 04.04.2016 г. Цель урока: Познакомить с биографией Сергея Есенина, его стихотворением «Лебёдушка»; раскрыть в детях такие качества, как сострадание и  милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка» окружающего мира. Задачи: Образовательные: 1. Продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина. 2. Работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова. Развивающие: 1.Развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие  2. Развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство  сострадания, сопереживания, милосердия. Формирование УУД: Познавательные УУД:     Коммуникативные УУД:    умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения  умение передать содержание в сжатом, выборочном и развёрнутом виде; умение осознавать познавательную задачу; умение ориентироваться в учебнике; умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. нужной информации.  Регулятивные УУД:     умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение организовать рабочее место под руководством учителя; умение самостоятельно формулировать задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще  неизвестно. умение осознавать свое единство с окружающей природой. Личностные УУД:  Планируемые результаты: Предметные:сформировать представление о личности и творчестве С.А. Есенина; закреплять навыки работы над выразительностью чтения произведения; сформировать умение определять настроение (эмоциональный характер)  произведения.  формировать уважительное отношение к животным;    Метапредметные:    Личностные:  формирование интереса и ценностного отношения к животным;  формирование положительной мотивации к учению. совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; обогащать словарный запас обучающихся;     Методы:  информационный,  объяснительно – иллюстративный,    частично – поисковый.    Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:  фронтальная,  индивидуальная,  самостоятельная,  парная.  Оборудование:    учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова. мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку; электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой.   портреты композиторов Шарль ­ Камиль Сен­Санса, П.И.Чайковского;  музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей», Сен – Санса «Лебедь». Ход урока Этапы урока, Формируемые УУД Содержание урока, деятельность учителя Деятельность учащихся    цели                                                                                  I. 1.Самоопределен ие к деятельности. Организационны й момент. Личностные:  формирование положительного отношения   к   процессу познания. Организация класса ­Здравствуйте, ребята!  Звучит   музыка   («Над   окошком   месяц»)   Учитель читает на фоне музыки:  « Задремали звезды золотые,  Задрожало зеркало затона,  Брезжит свет на заводи речные  И румянит сетку небосклона.  Улыбнулись сонные березки,  Приветствуют учителя.Растрепали шелковые косы,  Шелестят зеленые сережки,  И горят серебряные росы.  У плетня заросшая крапива  Обрядилась ярким перламутром  И, качаясь, шепчет шаловливо, « С добрым утром!» ­ С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же   радостным,   солнечным,   как   ваши   улыбки! Улыбнитесь друг другу! ­Прежде, чем мы узнаем, кто автор стихотворения, которое я прочла вам, проверим домашнее задание. Вашим   заданием   на   дом   было   стихотворение   на выбор наизусть.   II. Постановка учебной задачи  ­Молодцы! ­ Урок мне хотелось бы начать с отрывков  известных стихотворений. Вы должны дополнить  строку из стихотворения и  когда я прочитаю  последний отрывок, сказать мне автора. Читают стихотворения наизусть. Тихо дремлет река. Темный бор не шумит Соловей не поет, И … (Ночь)                                       …дергач не кричит. На пушистых ветках                      Снежною каймою Распустились кисти … (Береза) …белой бахромою. …мохнатый лес баюкает. 2.Проверка домашнего задания. 1. Формулирование темы   урока, определение   и постановка учебных задач.     Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать в учебный диалог. Регулятивные:  формулировать   тему урока,   принимать   и сохранять учебную задачу; дополнять   и   уточнять поставленные   задачи   и цели; прогнозирование, умение   контролировать свое результаты деятельности и деятельности   партнера, вносить коррективы.…что кудри завила. С.А. Есенин. О красоте природы, о родине. Познакомиться   с   биографией   поэта, его стихотворением «Лебёдушка». Поет зима ­  аукает… (Воробышки) Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые… ­Кто же автор этих стихотворений? ­О чем писал С.А. Есенин?   ­ Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина,   познакомимся   с   его   стихотворением «Лебёдушка». ­Какую цель мы перед собой поставим? Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его ­ Россия ­ Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По­прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин ­ то не просто имя, ­ России стихотворная душа… Душа поэта – тонкая струна, Дотронешься – и зазвучит она! И мир Есенина нам предстоит постигнуть, В секреты слова красоты проникнуть. 2.Подготовка к  восприятию.III. Изучение нового материала 1.Знакомство   с биографией поэта Есенина. С.А.   Ответы детей. Слушают учителя.   текста, Личностные: ­выражать положительное отношение   к   процессу   проявлять познания, внимание,   удивление, желание больше знать. ­умение   чувствовать красоту и выразительность   речи, эмоциональное проживание   выражение эмоционального отношения в читаемому тексту. ­воспитание доброжелательного отношения к природе. Познавательные: ­овладение   навыками смыслового чтения, анализа художественного текста,   формирование умения   анализировать художественный образ с учетом   специальных средств языка (эпитета, сравнения); ­умение иллюстрировать ­ Что вам известно о поэте – С. Есенине? ­ Я прочитаю вам отрывки из его автобиографий, т. е то, что поэт говорил о себе: «Я   родился   в   1895   году   21   сентября   в   селе Константинове,   Рязанской   губернии…Это   было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.   Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна… Детство прошло среди полей и степей… Рос   под   призором   бабки   и   деда…   Стихи   начал слагать   рано,   с   9   лет.   Толчки   давала   бабка.   Она рассказывала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам… Среди   мальчишек   я   всегда   был   коноводом   и большим драчуном и ходил всегда в царапинах…» С.А. Есенин целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке,   и   душистой   черемухе,   любил   цветы, животных Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.произведение.. Коммуникативные: ­планирование  сотрудничества и  способов  взаимодействия; ­инициативное  сотрудничество в  поиске информации,  умение слушать и  понимать собеседника; ­умение строить  собственное речевое  высказывание. Регулятивные: ­умение делать выводы,  обобщать,  анализировать и  сравнивать; ­умение  концентрировать силы  на решение  поставленных  поблемных вопросов. ­Что   вы   запомнили   о   поэте?   Что   вам   особенно запомнилось и почему? ­ Какие стихи Есенина вы знаете? Ответы детей. «Черемуха», «Пороша»   «Белая   береза»,  ­ О чем они? Что объединяет эти стихи?  Основная   тема   Есенинского   творчества   –   тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это   мир   большой   природы,   мир   разнообразных   и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря   рассыпает   по   лесу   огоньки­лучи   багровые, крапива   шепчет,   березки   улыбаются.   Все   –   и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет   в   этом   мире   одухотворенной   таинственной жизнью. Большинство стихотворений С.А.Есенина относят к пейзажной   лирике.   Как   вы   думаете,   что   такое пейзажная лирика? Поэт   пишет   о   красоте   родной природы,   о   душевном   состоянии человека)  Пейзажная лирика – вид  литературного произведения, где поэт воспевает картины природы. 2.Подготовка   к восприятию стихотворения ­ Откройте свои учебники на с.120.Прочитайте  название стихотворения. Предположите, о ком  будет идти речь?  Что интересного вы знаете о лебедях? ­ Лебедь – величавая и грациозная птица,  О лебедях. Ответы детей.3.Первичное чтение стихотворения (Аудирование) 4.Словарная работа издавна почитаемая людьми, символ  чистоты,     благородства, верности.   ­Обратите внимание на то, как красивы лебеди. Обратимся к стихотворению. Прослушайте аудиозапись стихотворения. Внимательно слушают аудиозапись. ­ Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? ­ Кто главные герои стихотворения? Чувство грусти, печали, горести,  страха и восхищения. ­ Автор  называет   их   лебёдушка,   лебежатушки.   О чём это говорит? Относится к ним ласково, с любовью. Лебедь и лебедята.   значение   объяснить Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Проведем   небольшую   словарную   работу. Попробуйте таких   словосочетаний: ­ гладь   зеркальная   ­   водная   поверхность прозрачная, как в зеркале; ­ тихая заводь ­ небольшой залив в реке с замедленным течением; ­   тихозвонные   ручейки   ­   спокойно протекающие; ­ покрывала златотканые – в  стихотворении это яркие солнечные  Объясняют смысл слов.5.Проверка восприятия. лучи; ­ молчаливый затон ­ длинный  нетронутый залив реки; ­ цветы лазоревые ­ светло­синий тон; ­ волны пряные ­ издающие запах. ­ватага­толпа. ­ Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?    ­ дозорила – стерегла, охраняла; ­ хоронились – прятались; ­ не чуяла – не чувствовала; ­Какие   действия   можно   отнести   к   лебедушке?   К лебежатушкам? ­Какой литературный жанр напоминает  произведение?  ­Почему?  Описание природы. Ответы детей. Русскую народную песню. Напевный , мелодичный тон, много  слов с уменьшительно­ласкательными  суффиксами, есть повторы,  например , «из­за леса , леса тёмного» 5. Вторичное  чтение  стихотворения  детьми. ­Напевность и мелодичность свойственна стихам  Есенина. На его стихи написано много песен,  которые любит наш народ и с удовольствием поет. ­Если произведение похоже на народную песню, как  надо его читать? (Напевно, мелодично, с оттенками  нежности). Напевно, мелодично, с оттенками  нежности.6.  Выразительное  чтение и анализ  стихотворения. ­Когда надвигается опасность, с какой интонацией  мы должны читать? Тревожно. ­Прочитаем   стихотворение   по   строфам   и понаблюдаем за картинами, которые рисует поэт с помощью слов. Будем читать по 2 строфы каждый. Читают вслух по строфам. Читают стихотворение выразительно. ­ зорюшка рассыпала, ­ сосны наряжали, ­ камыши шепталися. ­С зоренькой.  .  Как   будем   читать? Прочитаем   1,2,3   строфы   (Спокойно, напевно) Что бы вы нарисовали? ­ Какие картины природы рисует поэт?  Поэтический   мир   есенинской   поэзии   насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. Есенин   очень   любил   в   своих   стихах   использовать прием олицетворения .Найдем олицетворения в этих строфах. Прочитаем с 4 по 11 строфы.  Как будем читать?  (Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее  спокойствие. Ровным, мелодичным голосом  передаем легкость ароматного дыхания цветов ) Как беззаботно гуляла лебедушка со своими  детками?  С чем сравнивается лебедь?  ­Рассмотрире иллюстрацию на с.122. К каким  строкам она подходит? Читаем 12, 13, 14 строфы. Как читаем? (Стревогой, настороженностью). …А лебедка белоснежная, не спуская  глаз, дозорила. ­ Как автор показывает, что лебедь была хорошей  матерью?  Охраняла. Подберите синонимы к слову «дозорила «.  Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На  всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением  нравственной чистоты. Мать его очень любила и  оберегала. В своем стихотворении автор уделяет  большое внимание образу матери­лебеди, которая  так геройски оберегает своих детей. ­ Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей. …Гоготала лебедь белая, созывая  малых детушек. Читаем следующие строфы. 15­21    .  Читаем строгим голосом про орла. Что мы можем сказать об этом отрывке? Как читаем про орла и действия лебеди? ­Найдите отрывок, где автор описывает внешность  орла.  ­Что знаете об этих птицах? Замените слово “доблестный” синонимом. Читаем следующие строфы­ 22­27. Как будем его читать? Как будем читать действия орла? Молодой орел под облаком… Орел – хищная птица семейства  ястребиных. Питается  грызунами и птицами. Отважный, храбрый, воинственный. Покажем беспокойство за лебедушку,  тревогу за нее. Действия орла читать  будем строго. Действия лебеди­ с  убыстрением, как будто она хлопает  крыльями тревожно.­Найдите и прочитайте то место, где лебедь  заметила врага. ­Как она себя вела? ­Как защищала своих детей? ­Какой момент считаете самым тревожным? ­Самым трагическим? ­Как прочитаем 28 строфу? Наступает грустное  примирение. Ведь уход из жизни – закон природы,  удел всего живого на земле. Какое чувство раскрылось в поступке  Лебедушки? Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы  спасти детей. В это время лебедь белая… Встрепенулася лебедушка… Распустила крылья белые… Побежали детки к озеру… А орёл когтями острыми… Спокойно, ровно. Чувство любви,  самоотверженности,  самопожертвования. ­Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор  в виду в своем стихотворении?  ­Образ мамы. ­А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? -Как вы относитесь к Лебедушке? ­Она их любит, дети – частичка ее  самой Лебедушка восхищает своей  смелостью, преданностью своим  детям. Она восхищает тем, что своей  жизнью пожертвовала ради спасения  жизни своих детей. ­Какова главная мысль стихотворения?7.Прослушивани е отрывков из  музыкальных  произведений  Сен – Санса и  П.И.Чайковского . Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но  глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла. ­В чем выражаются наши сопереживания? ­Что же мы можем сделать? ­Чему учит нас стихотворение?  Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим  детям. Лебедушка возвращается к нам в  произведениях музыкантов, художников  Французский композитор Шарль ­ Камиль Сен­ Санс посвятил этой птице музыку, которая так и  называется «Лебедь». Прослушайте отрывок  этого произведения и представьте картину,  которая созвучна с этой музыкой. ­Что вы представили? Русский композитор П.И.Чайковский написал  музыку к балету «Лебединое озеро». Великие  балерины мира изобразили красоту птицы на  сцене. Послушаем музыку из балета «Лебединое  озеро». Что вы представили? И мне хотелось бы зачитать в заключение вот такие  слова: 8. Игра «Если бы Нам жаль лебедушку, маму, которая  умерла, спасая своих детей. Не быть равнодушными, чутко и  бережно относиться ко всему, что и  кто нас окружает, относиться по­  доброму, по­человечески. Стихотворение учит любить  природу, все живое, учит любить  Родину, видеть красоту природы,  учит сопереживать, сострадать. Слушание музыки. Гибель лебедя. Лебедят.я был  волшебником». Друзья, учитесь верности у Лебедей! Любите так, как любят эти птицы! Ведь если взять вселенную, ни с чем.. Любовь такая не сравнится. Они не люди, но какая стать, какая нежность, преданность друг другу, Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду! ­ Не хочется заканчивать урок на грустной нотке.  Давайте представим, если бы вы были  волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? Версии детей.                                                                               IV.Итог урока. Рефлексия. 1.Рефлексия. 2. Итог урока. Регулятивные: ­действия   оценки   и самооценки. Личностные: ­установление обучающимися значения   результатов своей деятельности,  нравственно­ ­Что вам больше всего понравилось на уроке?  ­Оцените свою работу на уроке. - Чему вы научились на уроке? -Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания. ­ Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему! ­С каким замечательным поэтом мы познакомились сегодня на уроке?  Ответы детей. Ответы детей.­Какова главная мысль стихотворения? Вашим   домашним   заданием   будет   выучить   любой отрывок   из   стихотворения   С.А.   Есенина «Лебёдушка. эстетическая ориентация; ­формирование адекватной   позитивной осознанной   самооценки и ее самопринятие; ­оценка   собственной деятельности.

Посмотрите также