Дата проведения: 04.04.2016 г.
Цель урока: Познакомить с биографией Сергея Есенина, его стихотворением «Лебёдушка»; раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка»
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина.
2. Работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова.
Развивающие:
1.Развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.
2. Развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, милосердия.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
• умение передать содержание в сжатом, выборочном и развёрнутом виде;
• умение осознавать познавательную задачу;
• умение ориентироваться в учебнике;
• умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.
Коммуникативные УУД:
• умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
• умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:
• умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
• умение организовать рабочее место под руководством учителя;
• умение самостоятельно формулировать задание;
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка»
Дата проведения: 04.04.2016 г.
Цель урока: Познакомить с биографией Сергея Есенина, его стихотворением «Лебёдушка»; раскрыть в детях такие качества, как сострадание и
милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка»
окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина.
2. Работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова.
Развивающие:
1.Развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие
2. Развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство
сострадания, сопереживания, милосердия.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения
умение передать содержание в сжатом, выборочном и развёрнутом виде;
умение осознавать познавательную задачу;
умение ориентироваться в учебнике;
умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.
нужной информации.
Регулятивные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
умение организовать рабочее место под руководством учителя;
умение самостоятельно формулировать задание;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще
неизвестно.
умение осознавать свое единство с окружающей природой.
Личностные УУД:
Планируемые результаты:
Предметные:сформировать представление о личности и творчестве С.А. Есенина;
закреплять навыки работы над выразительностью чтения произведения;
сформировать умение определять настроение (эмоциональный характер) произведения.
формировать уважительное отношение к животным;
Метапредметные:
Личностные:
формирование интереса и ценностного отношения к животным;
формирование положительной мотивации к учению.
совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;
развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;
обогащать словарный запас обучающихся;
Методы:
информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова.
мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку;
электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой.
портреты композиторов Шарль Камиль СенСанса, П.И.Чайковского;
музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей», Сен – Санса «Лебедь».
Ход урока
Этапы урока,
Формируемые УУД
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность учащихся
цели
I.
1.Самоопределен
ие к
деятельности.
Организационны
й момент.
Личностные:
формирование
положительного
отношения к процессу
познания.
Организация класса
Здравствуйте, ребята!
Звучит музыка («Над окошком месяц») Учитель
читает на фоне музыки:
« Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Приветствуют учителя.Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо, « С добрым утром!»
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким
же радостным, солнечным, как ваши улыбки!
Улыбнитесь друг другу!
Прежде, чем мы узнаем, кто автор стихотворения,
которое я прочла вам, проверим домашнее задание.
Вашим заданием на дом было стихотворение на
выбор наизусть.
II. Постановка учебной задачи
Молодцы!
Урок мне хотелось бы начать с отрывков
известных стихотворений. Вы должны дополнить
строку из стихотворения и когда я прочитаю
последний отрывок, сказать мне автора.
Читают стихотворения наизусть.
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит
Соловей не поет,
И … (Ночь)
…дергач не кричит.
На пушистых ветках
Снежною каймою
Распустились кисти
… (Береза)
…белой бахромою.
…мохнатый лес баюкает.
2.Проверка
домашнего
задания.
1.
Формулирование
темы
урока,
определение и
постановка
учебных задач.
Коммуникативные:
умение
слушать
собеседника и вступать
в учебный диалог.
Регулятивные:
формулировать тему
урока,
принимать и
сохранять
учебную
задачу;
дополнять и уточнять
поставленные задачи и
цели;
прогнозирование,
умение контролировать
свое
результаты
деятельности
и
деятельности партнера,
вносить коррективы.…что кудри завила.
С.А. Есенин.
О красоте природы, о родине.
Познакомиться с биографией поэта,
его стихотворением «Лебёдушка».
Поет зима аукает…
(Воробышки)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые…
Кто же автор этих стихотворений?
О чем писал С.А. Есенин?
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством
С.А.Есенина, познакомимся с его стихотворением
«Лебёдушка».
Какую цель мы перед собой поставим?
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его Россия
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
Попрежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин то не просто имя,
России стихотворная душа…
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
2.Подготовка к
восприятию.III. Изучение нового материала
1.Знакомство с
биографией
поэта
Есенина.
С.А.
Ответы детей.
Слушают учителя.
текста,
Личностные:
выражать
положительное
отношение к процессу
проявлять
познания,
внимание,
удивление,
желание больше знать.
умение чувствовать
красоту
и
выразительность речи,
эмоциональное
проживание
выражение
эмоционального
отношения в читаемому
тексту.
воспитание
доброжелательного
отношения к природе.
Познавательные:
овладение навыками
смыслового чтения,
анализа
художественного
текста, формирование
умения анализировать
художественный образ с
учетом специальных
средств языка (эпитета,
сравнения);
умение
иллюстрировать
Что вам известно о поэте – С. Есенине?
Я прочитаю вам отрывки из его автобиографий, т.
е то, что поэт говорил о себе:
«Я родился в 1895 году 21 сентября в селе
Константинове, Рязанской губернии…Это было
тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные
красивые заливные луга.
Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин,
мать Татьяна Федоровна…
Детство прошло среди полей и степей…
Рос под призором бабки и деда… Стихи начал
слагать рано, с 9 лет. Толчки давала бабка. Она
рассказывала сказки. Некоторые с плохими концами
мне не нравились, и я их переделывал на свой лад.
Стихи начал писать, подражая частушкам…
Среди мальчишек я всегда был коноводом и
большим драчуном и ходил всегда в царапинах…»
С.А. Есенин целые дни проводил на природе. Любил
поля, луга своего родного села, радовался и белой
березке, и душистой черемухе, любил цветы,
животных
Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители
хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел
и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет.
Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла
первая книга его стихов.произведение..
Коммуникативные:
планирование
сотрудничества и
способов
взаимодействия;
инициативное
сотрудничество в
поиске информации,
умение слушать и
понимать собеседника;
умение строить
собственное речевое
высказывание.
Регулятивные:
умение делать выводы,
обобщать,
анализировать и
сравнивать;
умение
концентрировать силы
на решение
поставленных
поблемных вопросов.
Что вы запомнили о поэте? Что вам особенно
запомнилось и почему?
Какие стихи Есенина вы знаете?
Ответы детей.
«Черемуха»,
«Пороша»
«Белая
береза»,
О чем они? Что объединяет эти стихи?
Основная тема Есенинского творчества – тема
Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж.
Это мир большой природы, мир разнообразных и
глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом
мире живет своей самостоятельной жизнью каждая
росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются,
засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это
подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые,
заря рассыпает по лесу огонькилучи багровые,
крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и
деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо –
живет в этом мире одухотворенной таинственной
жизнью.
Большинство стихотворений С.А.Есенина относят к
пейзажной лирике. Как вы думаете, что такое
пейзажная лирика?
Поэт пишет о красоте родной
природы, о душевном состоянии
человека)
Пейзажная лирика – вид
литературного произведения, где поэт
воспевает картины природы.
2.Подготовка к
восприятию
стихотворения
Откройте свои учебники на с.120.Прочитайте
название стихотворения. Предположите, о ком
будет идти речь?
Что интересного вы знаете о лебедях?
Лебедь – величавая и грациозная птица,
О лебедях.
Ответы детей.3.Первичное
чтение
стихотворения
(Аудирование)
4.Словарная
работа
издавна почитаемая людьми, символ
чистоты,
благородства, верности.
Обратите внимание на то, как красивы лебеди.
Обратимся к стихотворению.
Прослушайте аудиозапись стихотворения.
Внимательно слушают аудиозапись.
Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это
стихотворение? Взволновало ли оно вас?
Кто главные герои стихотворения?
Чувство грусти, печали, горести,
страха и восхищения.
Автор называет их лебёдушка, лебежатушки. О
чём это говорит?
Относится к ним ласково, с любовью.
Лебедь и лебедята.
значение
объяснить
Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.
Проведем небольшую словарную работу.
Попробуйте
таких
словосочетаний:
гладь зеркальная водная поверхность
прозрачная, как в зеркале;
тихая заводь небольшой залив в реке с
замедленным течением;
тихозвонные ручейки спокойно
протекающие;
покрывала златотканые – в
стихотворении это яркие солнечные
Объясняют смысл слов.5.Проверка
восприятия.
лучи;
молчаливый затон длинный
нетронутый залив реки;
цветы лазоревые светлосиний тон;
волны пряные издающие запах.
ватагатолпа.
Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей
Есенин использует такие словосочетания?
дозорила – стерегла, охраняла;
хоронились – прятались;
не чуяла – не чувствовала;
Какие действия можно отнести к лебедушке? К
лебежатушкам?
Какой литературный жанр напоминает
произведение?
Почему?
Описание природы.
Ответы детей.
Русскую народную песню.
Напевный , мелодичный тон, много
слов с уменьшительноласкательными
суффиксами, есть повторы,
например , «изза леса , леса тёмного»
5. Вторичное
чтение
стихотворения
детьми.
Напевность и мелодичность свойственна стихам
Есенина. На его стихи написано много песен,
которые любит наш народ и с удовольствием поет.
Если произведение похоже на народную песню, как
надо его читать? (Напевно, мелодично, с оттенками
нежности).
Напевно, мелодично, с оттенками
нежности.6.
Выразительное
чтение и анализ
стихотворения.
Когда надвигается опасность, с какой интонацией
мы должны читать?
Тревожно.
Прочитаем стихотворение по строфам и
понаблюдаем за картинами, которые рисует поэт с
помощью слов. Будем читать по 2 строфы каждый.
Читают вслух по строфам.
Читают стихотворение выразительно.
зорюшка рассыпала,
сосны наряжали,
камыши шепталися.
С зоренькой.
. Как будем читать?
Прочитаем 1,2,3 строфы
(Спокойно, напевно)
Что бы вы нарисовали? Какие картины природы
рисует поэт?
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен
метафорами, сравнениями, олицетворениями.
Есенин очень любил в своих стихах использовать
прием олицетворения .Найдем олицетворения в этих
строфах.
Прочитаем с 4 по 11 строфы. Как будем читать?
(Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее
спокойствие. Ровным, мелодичным голосом
передаем легкость ароматного дыхания цветов )
Как беззаботно гуляла лебедушка со своими
детками?
С чем сравнивается лебедь?
Рассмотрире иллюстрацию на с.122. К каким
строкам она подходит?
Читаем 12, 13, 14 строфы. Как читаем? (Стревогой, настороженностью).
…А лебедка белоснежная, не спуская
глаз, дозорила.
Как автор показывает, что лебедь была хорошей
матерью?
Охраняла.
Подберите синонимы к слову «дозорила «.
Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На
всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением
нравственной чистоты. Мать его очень любила и
оберегала. В своем стихотворении автор уделяет
большое внимание образу материлебеди, которая
так геройски оберегает своих детей. Прочитайте то
место, где лебедь оберегала своих детей.
…Гоготала лебедь белая, созывая
малых детушек.
Читаем следующие строфы. 1521
.
Читаем строгим голосом про орла.
Что мы можем сказать об этом отрывке? Как читаем
про орла и действия лебеди?
Найдите отрывок, где автор описывает внешность
орла.
Что знаете об этих птицах?
Замените слово “доблестный” синонимом.
Читаем следующие строфы 2227. Как будем его
читать? Как будем читать действия орла?
Молодой орел под облаком…
Орел – хищная птица семейства
ястребиных. Питается
грызунами и птицами.
Отважный, храбрый, воинственный.
Покажем беспокойство за лебедушку,
тревогу за нее. Действия орла читать
будем строго. Действия лебеди с
убыстрением, как будто она хлопает
крыльями тревожно.Найдите и прочитайте то место, где лебедь
заметила врага.
Как она себя вела?
Как защищала своих детей?
Какой момент считаете самым тревожным?
Самым трагическим?
Как прочитаем 28 строфу? Наступает грустное
примирение. Ведь уход из жизни – закон природы,
удел всего живого на земле.
Какое чувство раскрылось в поступке
Лебедушки?
Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы
спасти детей.
В это время лебедь белая…
Встрепенулася лебедушка…
Распустила крылья белые…
Побежали детки к озеру…
А орёл когтями острыми…
Спокойно, ровно.
Чувство любви,
самоотверженности,
самопожертвования.
Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор
в виду в своем стихотворении?
Образ мамы.
А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?
-Как вы относитесь к Лебедушке?
Она их любит, дети – частичка ее
самой
Лебедушка восхищает своей
смелостью, преданностью своим
детям. Она восхищает тем, что своей
жизнью пожертвовала ради спасения
жизни своих детей.
Какова главная мысль стихотворения?7.Прослушивани
е отрывков из
музыкальных
произведений
Сен – Санса и
П.И.Чайковского
.
Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но
глубокая нежность, любовь матери к своим детям не
погибла.
В чем выражаются наши сопереживания?
Что же мы можем сделать?
Чему учит нас стихотворение?
Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим
детям. Лебедушка возвращается к нам в
произведениях музыкантов, художников
Французский композитор Шарль Камиль Сен
Санс посвятил этой птице музыку, которая так и
называется «Лебедь». Прослушайте отрывок
этого произведения и представьте картину,
которая созвучна с этой музыкой.
Что вы представили?
Русский композитор П.И.Чайковский написал
музыку к балету «Лебединое озеро». Великие
балерины мира изобразили красоту птицы на
сцене. Послушаем музыку из балета «Лебединое
озеро».
Что вы представили?
И мне хотелось бы зачитать в заключение вот такие
слова:
8. Игра «Если бы
Нам жаль лебедушку, маму, которая
умерла, спасая своих детей.
Не быть равнодушными, чутко и
бережно относиться ко всему, что и
кто нас окружает, относиться по
доброму, почеловечески.
Стихотворение учит любить
природу, все живое, учит любить
Родину, видеть красоту природы,
учит сопереживать, сострадать.
Слушание музыки.
Гибель лебедя.
Лебедят.я был
волшебником».
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, ни с чем..
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать, какая
нежность, преданность друг другу,
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
Не хочется заканчивать урок на грустной нотке.
Давайте представим, если бы вы были
волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
Версии детей.
IV.Итог урока. Рефлексия.
1.Рефлексия.
2. Итог урока.
Регулятивные:
действия оценки и
самооценки.
Личностные:
установление
обучающимися
значения результатов
своей деятельности,
нравственно
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
- Чему вы научились на уроке?
-Если урок научил вас быть хоть чуточку
добрее, значит, вместе с поэзией
Есенина мы прониклись в мир
милосердия, сострадания.
Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!
С каким замечательным поэтом мы познакомились
сегодня на уроке?
Ответы детей.
Ответы детей.Какова главная мысль стихотворения?
Вашим домашним заданием будет выучить любой
отрывок из стихотворения С.А.
Есенина
«Лебёдушка.
эстетическая
ориентация;
формирование
адекватной позитивной
осознанной самооценки
и ее самопринятие;
оценка собственной
деятельности.