Тема урока: «Сказка мудростью богата».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Предмет: Литературное чтение 2. Тема урока: «Сказка мудростью богата». 3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщение материала 4. Цель урока: Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения обобщать и делать выводы; совершенствовать звуковую культуру речи; развивать и обогащать устную речь, образное мышление; Воспитывать бережное, чуткое отношение друг к другу, умение работать в группе; прививать любовь к чтению. Задачи • Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль произведения, определять отличительные признаки произведения, сравнивать произведения; • Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас; • Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотруд-ничеству в рамках учебного диалога. 5. Дидактические средства: для учителя – учебник, презентация. для учащихся – учебник, тетрадь.
Иконка файла материала 2 (53).doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1. Предмет: Литературное чтение 2. Тема урока: «Сказка мудростью богата». 3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщение материала             4.    Цель урока:                           Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения                         обобщать и делать выводы;                         совершенствовать звуковую культуру речи;                         развивать и обогащать  устную  речь, образное мышление;                         Воспитывать бережное, чуткое отношение друг к другу,                         умение работать в группе; прививать любовь к чтению. Задачи  Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и  главную мысль  произведения, определять отличительные признаки произведения, сравнивать произведения;  Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;  Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к  сотрудничеству в рамках учебного диалога. 5. Дидактические средства: для учителя – учебник, презентация. для учащихся – учебник, тетрадь. Название этапа Содержание этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД1. Мотивация  (самоопределен ие) к учебной  деятельности. Литературная  разминка. 2. Актуализация  и фиксирование  индивидуальног о затруднения в  пробном  действии. Ребята, улыбнитесь друг другу, покажите  мне свои улыбки. Сегодня у вас всё  получится. Вы у меня самые умные и  добрые дети. Сегодня мы обобщаем знания  по изученному разделу, вспомним все, о чем говорили на уроках, с какими сказками  познакомились, кто их написал, о чем они. Цель урока: "Чему учат сказки?" Представляю команды: «СОЛНЫШКО»,  «ЛУЧИКИ». «ОБЛАЧКО» Вы будете выполнять задания в каждом  гейме, их будет несколько. А что такое  гейм? Гейм – это английское слово и означает  период, промежуток чего­либо. Постановка цели урока. ­ Мы с вами прочитали сказки о  мудрости разных народов. Наш  сегодняшний урок я назвала «Сказка  мудростью богата». ­ Какие главные слова в теме?   ­ О чём будет наш урок? Актуализация знаний. ГЕЙМ 1 ­ Отгадав кроссворд по прочитанным  сказкам, мы узнаем гостью нашего  урока. (Сказка, богатство, мудрость) О мудрости. Регулятивные:  выполнять учебное  задание в соответствии  с целью; выполнять  учебное задание по  плану. Коммуникативные:  учитывать разные  мнения и стремиться к  сотрудничеству в  рамках учебного  диалога. Познавательные:  анализ, синтез,  сравнение, обобщение,  аналогия; осознанное и  произвольное  построение речевого  высказывания.Коммуникативные:  выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью;  учет разных мнений. Кто помог богатому брату отгадать  загадки? 2. Кем был Болотбек до правления  ханством? 3. Кто из героев сказки сказал: «Всё  равно от них нет никакой пользы»? 4. Министр, приближённый падишаха. 5. Верный друг Сарыбая. 6. Чего милее нет на свете у девочки­  семилетки? 7. Что являлось причиной печали и слёз  Болотбека? 8. Кто помог бедному брату отгадать  загадки? Какое слово получилось по вертикали?   К нам на урок пришла Фея Мудрости.  Какой вы её представляете . Что означает слово мудрость? А вот как написано в  (Мудрость).толковом словаре, мы сейчас  прочитаем. Откройте словари Мудрость - это глубокий ум, который опирается на жизненный опыт (Слайд № 6) Сказка- мудростью богата Сказке скажем:"Приходи!" Это присказка ребята, Ну, а сказка впереди! 4. Оперирования знаниями и  способами деятельности в  стандартных и нестандартных  ситуациях. Стандартная ситуация. (Работа по  группам). 1. Найдите ошибки в названии сказок? (Слайд № 7 ) ∙       Мудрый дедушка. ∙       Справедливый мальчик. ∙       Когда появились разные народы. ∙       Красивая девушка. (Слайд­ответ № 8)(Слайд №9) Работа по группам. 1). I группа: Определите, в какой сказке  говорится об уважительном отношении  к старости. Докажите своё мнение. (Мудрый старик.) II группа: Какую из этих сказок  взрослые могут рассказать ребятам,  чтобы воспитывать честность. Докажите своё мнение. ( Честный мальчик.) III группа: В какой сказке ханом и  ханшей стали простые бедняки? Как их  звали? ( Мудрая девушка.) Вот какие качества человека мы  узнали из прочитанных нами сказок: Мудрость, честность, терпимость...    2). Соотнесите пословицы и  произведения. (Слайд № 9) I группа. ∙       ­Мудрым никто не родился, а с  годами научился. II группа.∙       ­Добрый человек, добру и учит. III группа. ∙    ­ Мудрость в голове, а не в бороде. 3). Сколько загадок предложено  разгадать в вашей сказке? ( Общий ответ ­3) ­ Как то на уроке математики я  рассказывала вам о тайне числа 3. ­ У каждого народа есть свои сказки о  мудрости. В чем мы и убедились. Сказки каких народов мира мы читали? (русские, татарскую, долганскую,  киргизскую, , корейскую..) ­И часто в них встречается число 3.  Очень давно люди могли считать лишь  до трех, вот так: «Один, два, три..» А  дальше было что­то неизведанное,  запредельное… Поэтому часто в сказках бывает: 3 пути, 3 желания, 3 загадки, 3  сына или 3 дочери….. ­ Мы сейчас вспомнили 3 сказки о  мудрости. Но мы читали с вами и еще  одну сказку о мудрости, четвертую… ­Кто ее вспомнит? (Мудрая дева. ) ­ А кто из вас помнит, сколько загадок  загадал царь бедному брату в этой3.Физминутка 4. Реализация  построенного  проекта.?  Выражение  мнения  с  приведением  аргументов. сказке? ( 4) ­Эта сказка моложе других, позже люди  научились считать больше трех.. .дали  названия и расшифровку другим  числам.. и число 4 в этой сказке уже  расшифровывается как: надежность,  устойчивость, стабильность и  гармония.... ведь бедный брат выиграл  спор с богатым! ГЕЙМ 2   «УГАДАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ» Каждая команда по очереди достает из  бочонка карточки с отрывками из  произведений, изученных в этом  разделе. а) И вот стал Болотбек ханом. Был  он умным и справедливым, много  помогал бедным – раздавал им скот и  выдавал одежду из ханской  кладовой. (киргизская сказка «Мудрая  девушка») б) – Ступай батюшка, и скажи царю:  сильней и быстрей всего ветер;  жирнее всего земля: что ни растет,  что ни живет – земля питает; мягче  всего рука: на что человек ни ляжет,  Дети выполняют  подражательные движения по тексту Познавательные:  осознанное и  произвольное  построение речевого  высказывания. Коммуникативные:  выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью.а все под голову кладет; а милее сна  нет ничего на свете. (русская сказка  «Мудрая дева») в) Думал, думал и придумал. Он взял  любимую чашку настоятеля, разбил  ее и положил черепки посреди  комнаты, а сам лег, укрылся одеялом  и стал ждать. (японская сказка  «Настоятель и служка») г) Шел он, шел и пришел к горному  озеру. А у того озера росло большое  дерево. «Срублю я это дерево, из него  много дров получится» – подумал  мальчик. (корейская сказка «Честный  мальчик») д) – Видно, и старики бывают  полезны. Без них тоже не обойдешься! – сказал падишах и отменил свой  жестокий приказ. (татарская сказка  «Мудрый старик») е) А люди, которые пошли в теплую  страну, шли все вместе, держались  друг за друга и кормились тем, что  подстреливали по пути дичь. (долганская сказка «Как появились  разные народы») 5. ­Мы познакомились со всеми сказками из  раздела. Откройте содержание учебника.. ­Скажите, какая сказка отличается от всех  других и почему… Иван Франко - «Сказка о глупости»( народные сказки и одна авторская) ­ Что такое народная сказка, а что такое  авторская? 5. Итог урока,  рефлексия  учебной  деятельности на  уроке. Подведение  итогов урока,  определение темы и задач.  Формулировка  выводов.  Контроль и  оценка процесса и результатов  деятельности ­ Вспомните тему урока.(Сказка мудростью  богата). ­ Какова была цель урока? ­ Сформулировать вывод урока  предлагаю в форме синквейна на слово  МУДРОСТЬ 2­3 минуты. Работа по четыре –один к  доске с озвучкой. (Синквейн – это один из приёмов  активатизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Это необычное  стихотворение, состоящее из пяти строк и  написанное по определенным правилам). 1)Народная дорабатывалась  веками 2) Авторскую придумал  автор, т.е один человек, а  народную передавали из уст в уста, со своими украшениями и дополнениями. 3) Русская народная сказка­ это фольклор, который  передается из поколения в  поколение, а авторская, это  работа профессионала, на  основе того же фольклора Мы хотели вспомнить как  можно больше сказок и  доказать, что они учат  мудрости, добру, а также  рассказывают нам о  традициях и культуре разных  народов мира.­ Что такое мудрость? Из толкового  словаря мы уже узнали : Мудрость ­ это глубокий ум, который  опирается на жизненный опыт.  Но..Мы узнали больше…. ­ Почему не передаётся по наследству? ­ Почему нельзя купить за деньги? ­ А легко ли быть мудрым? ­Сказка мудростью богата. А чем еще  богата сказка? (Любовь, тепло, нежность, чудеса, и т.д.) ­Эти чувства не возникают просто так.  Хочется верить, что эти сказки заронили  вам в душу зернышки любви и доброты,  которые прорастут и принесут хорошие  плоды. ­ Не забудьте про зерно доброты в ваших  сердцах…. ­ А сейчас.., ­ Напишите на зернышках, которые лежат на ваших столах одно доброе слово. Мы  засадим наше общее поле, чтобы все люди  могли пользоваться нашими плодами  познания мира. Пусть мир будет лучше! 6. Самооценка. (Слайд № 13) ­ Сегодня на уроке хорошо работали…6.Домашнее  задание.  (кто… и 5) ­ Оцените себя и оцените ответ… ­ Сегодня на уроке    я:                         мне:                       научился…                 было  интересно…                        понял…                      было  трудно... Определения и разъяснения домашнего  задания. (дифференцированное) 1. Составить кроссворд по прочитанным  сказкам.        2.Найти и прочитать сказку, в которой  герой отгадывает 3 загадки. ­ Что будете выбирать ­ Что труднее ­А поменять и выбрать более сложное или  легкое задание можно всегда! ­Спасибо за урок! Вы молодцы!

Посмотрите также