Тема урока: «Сказка о царе Солтане»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детей сказок поэта. 2. Обучение анализу произведения, формирование умения характеризовать героев. 3. Прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение. Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинская сказка», выставка книг со сказками Пушкина, иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина. Ход урока: I. Орг. момент. II. Работа с текстом до чтения. 1) Проверка домашнего задания. - Дома вы вспоминали известные вам сказки А.С.Пушкина. Какие сказки он написал? - Какие сказки вы читали самостоятельно, а какие в классе? - Что вы помните наизусть из пушкинских сказок? - Сейчас хочется проверить ваши знания сказок. Предлагаю небольшую разминку. • Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? • Что вы знаете о попе – толоконном лбе? • Кто говорил такие слова: Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? • В какой сказке была эта царица? - На выставке рисунков и поделок много героев из самых разных сказок Пушкина. Узнаете, кто они? - А вот рисунки ребят. Из какой сказки нарисован отрывок? - А сейчас хочется провести конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина. • С какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу? • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.) • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку, царствуй лёжа на боку!)
Иконка файла материала 2 (49).doc
Тема урока: «Сказка о царе Солтане» Цели:   1. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детей  сказок поэта. 2. Обучение анализу произведения, формирование умения характеризовать  героев. 3. Прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение. Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая  пушкинская сказка», выставка книг со сказками Пушкина, иллюстрации  художников к сказкам А.С.Пушкина. Ход урока: I. Орг. момент. II. Работа с текстом до чтения. 1) Проверка домашнего задания. ­ Дома вы вспоминали известные вам сказки А.С.Пушкина. Какие сказки он  написал? ­ Какие сказки вы читали самостоятельно, а какие в классе? ­ Что вы помните наизусть из пушкинских сказок? ­ Сейчас хочется проверить ваши знания сказок. Предлагаю небольшую  разминку.  Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?  Что вы знаете о попе – толоконном лбе?  Кто говорил такие слова: Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?  В какой сказке была эта царица? ­ На выставке рисунков и поделок много героев из самых разных сказок Пушкина. Узнаете, кто они? ­ А вот рисунки ребят. Из какой сказки нарисован отрывок? ­ А сейчас хочется провести конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина.  С какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу? Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)  Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири­ку­ку, царствуй лёжа на боку!) 2) Обсуждение названия сказки. ­ Все названия сказок А.С. Пушкина начинаются со слов «Сказка»: «Сказка о  попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,  «Сказка о золотом петушке».  Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В  чём разница? ­ Как вы думаете, для чего поэт лишний раз подчёркивает слово сказка,  напоминая нам, что это вымысел? ­ Прочитайте название сказки, с которой мы будем сегодня работать. Что  необычного в названии сказки? ­ Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные? ­ У кого нет имени? Как вы думаете, почему? III. Работа с текстом. – Прочитайте начало сказки самостоятельно до слов «Мать и сын теперь  1) на воле» (с.118 – 122) ­ Какая это сказка? ­ Что вас взволновало?  2) Составление плана. ­ На сколько частей можно разделить эту часть? ­ О чём они? (1 часть – выбор невесты; 2 часть – обман царя; 3 часть – чудесное спасение) ­ С чего начинается сказка? ­ С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры. ­ В чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя? 3) Выборочное чтение. ­ Каков царь Салтан? Найдите и прочитайте вслух. ­ Почему не удивило бояр распоряжение царя «и царицу и приплод тайно  бросить в бездну вод»? ­ Можно ли сказать, что царь Салтан похож на нас – бывает и добрый, и  гневный, и несправедливый? ­ Найдите и прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строчки? ­ Перечитайте начало части и докажите, что у поэта в этих строчках есть и  пейзаж, и разговор, и чувства, и действия? ­ Как спасаются герои? IV. Работа с текстом после чтения. ­ Чувствуется ли отношение автора к своим героям? Какое оно? ­ Настроение этой сказки даётся в начале. Какое оно? ­ Можно ли считать  трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её  сына?­ Можно ли сказать о других героях сказки, что они являются воплощение зла  (добра)? Почему? Выразительное чтение. V. VI. Итог. ­ Кто знаком с этой сказкой? ­ Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»? ­ В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал «царство  славного Салтана»? VII. Оценивание. VIII. Домашнее задание. ­ самостоятельное чтение с 122 – 127 (до слов «Снова князь у моря ходит») ­ по желанию выучить отрывок из сказки.

Посмотрите также