Цели:
1. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детей сказок поэта.
2. Обучение анализу произведения, формирование умения характеризовать героев.
3. Прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение.
Оборудование:
Портрет А.С.Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинская сказка», выставка книг со сказками Пушкина, иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Работа с текстом до чтения.
1) Проверка домашнего задания.
- Дома вы вспоминали известные вам сказки А.С.Пушкина. Какие сказки он написал?
- Какие сказки вы читали самостоятельно, а какие в классе?
- Что вы помните наизусть из пушкинских сказок?
- Сейчас хочется проверить ваши знания сказок. Предлагаю небольшую разминку.
• Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
• Что вы знаете о попе – толоконном лбе?
• Кто говорил такие слова:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
• В какой сказке была эта царица?
- На выставке рисунков и поделок много героев из самых разных сказок Пушкина. Узнаете, кто они?
- А вот рисунки ребят. Из какой сказки нарисован отрывок?
- А сейчас хочется провести конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина.
• С какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу?
• Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)
• Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку, царствуй лёжа на боку!)
Тема урока: «Сказка о царе Солтане»
Цели:
1. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детей
сказок поэта.
2. Обучение анализу произведения, формирование умения характеризовать
героев.
3. Прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение.
Оборудование:
Портрет А.С.Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая
пушкинская сказка», выставка книг со сказками Пушкина, иллюстрации
художников к сказкам А.С.Пушкина.
Ход урока:
I.
Орг. момент.
II.
Работа с текстом до чтения.
1) Проверка домашнего задания.
Дома вы вспоминали известные вам сказки А.С.Пушкина. Какие сказки он
написал?
Какие сказки вы читали самостоятельно, а какие в классе?
Что вы помните наизусть из пушкинских сказок?
Сейчас хочется проверить ваши знания сказок. Предлагаю небольшую
разминку.
Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
Что вы знаете о попе – толоконном лбе?
Кто говорил такие слова:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
В какой сказке была эта царица?
На выставке рисунков и поделок много героев из самых разных сказок Пушкина.
Узнаете, кто они?
А вот рисунки ребят. Из какой сказки нарисован отрывок?
А сейчас хочется провести конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина.
С какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу? Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с
укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)
Что кричал петушок, сидя на спице? (Кирикуку, царствуй лёжа на боку!)
2) Обсуждение названия сказки.
Все названия сказок А.С. Пушкина начинаются со слов «Сказка»: «Сказка о
попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке».
Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В
чём разница?
Как вы думаете, для чего поэт лишний раз подчёркивает слово сказка,
напоминая нам, что это вымысел?
Прочитайте название сказки, с которой мы будем сегодня работать. Что
необычного в названии сказки?
Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?
У кого нет имени? Как вы думаете, почему?
III.
Работа с текстом.
– Прочитайте начало сказки самостоятельно до слов «Мать и сын теперь
1)
на воле» (с.118 – 122)
Какая это сказка?
Что вас взволновало?
2) Составление плана.
На сколько частей можно разделить эту часть?
О чём они?
(1 часть – выбор невесты; 2 часть – обман царя; 3 часть – чудесное спасение)
С чего начинается сказка?
С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры.
В чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя?
3) Выборочное чтение.
Каков царь Салтан? Найдите и прочитайте вслух.
Почему не удивило бояр распоряжение царя «и царицу и приплод тайно
бросить в бездну вод»?
Можно ли сказать, что царь Салтан похож на нас – бывает и добрый, и
гневный, и несправедливый?
Найдите и прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю.
Как нужно читать эти строчки?
Перечитайте начало части и докажите, что у поэта в этих строчках есть и
пейзаж, и разговор, и чувства, и действия?
Как спасаются герои?
IV.
Работа с текстом после чтения.
Чувствуется ли отношение автора к своим героям? Какое оно?
Настроение этой сказки даётся в начале. Какое оно?
Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её
сына? Можно ли сказать о других героях сказки, что они являются воплощение зла
(добра)? Почему?
Выразительное чтение.
V.
VI. Итог.
Кто знаком с этой сказкой?
Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал «царство
славного Салтана»?
VII. Оценивание.
VIII. Домашнее задание.
самостоятельное чтение с 122 – 127 (до слов «Снова князь у моря ходит»)
по желанию выучить отрывок из сказки.