Тема урока: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: продолжить знакомство учащихся с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; научить определять идею сказки через обращение к сюжету; воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем. Планируемые результаты: Предметные: научатся: • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости); определять позиции героев и позицию автора художественного текста.
Иконка файла материала 1 (23).docx
Предмет: литературное чтение Тема урока: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Цель:  продолжить знакомство учащихся с произведением  С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; научить определять идею сказки через обращение к сюжету; воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем.                 Планируемые результаты: Предметные: научатся:  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё  отношение к содержанию и героям произведения; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра    пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих  мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости); определять позиции героев и позицию  автора художественного текста. Личностные:  Получат интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи  Научатся основам экологической культуры Метапредметные:Регулятивные:получат возможность учитывать: читать в соответствии с целью чтения; выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале   Научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями   оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;  фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;  владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения. Познавательные:научатся:  ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его  строении, свойствах и связях  находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;    анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из литературных произведений; самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его  поступков; соотносить их с нравственными нормами; Коммуникативные:получат возможность: Допускать возможность существования различных почек зрения, формулировать собственное мнение и позицию.  отвечать на вопросы по прочитанному произведению;  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения Этапы занятия и его содержание Планируемые результаты Виды  деятельнос ти Предметные  Личностные Метапредмет ные 1.Психологический настрой. Цель:настроить учащихся напредстоящую работу. Мотивация к учебной деятельности: Здравствуйте ребята! Меня зовут, Ксения Сергеевна и урок литературного чтения проведу у вас я. Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. 2. Целеполагание:  Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом  к нашему уроку. «Сказка­ложь, да в ней намёк, добрым молодцам  урок.» ­В чём смысл этой пословицы? ­ Ребята, вы любите сказки? ­За что вы любите сказки? ­Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой  сказке пойдет сегодня речь на уроке.  ­ Ребята, взгляните на слайд, что вы видите?  (Аленький цветочек) ­ Итак, с каким же произведением вы познакомились  на прошлом уроке? Получат  интерес к  новому  учебному  материалу и  способам  решения  новой учебной задачи УМО,  МТО Формы организ ации Фронта льная Фронта льная­ Верно, со сказкой «Аленький цветочек» ­ Как вы думаете, кто изображен на слайде? ­ Правильно, Сергей Трофимович Аксаков.  ­ Как называется сказка, которую он написал? Сказка ключницы Пелагеи «Аленький цветочек» ­ Ребята, вы уже начали знакомиться с данным  произведением на прошлом уроке. ­ Давайте вспомним начало сказки, я вам буду  показывать иллюстрации, а вы будете рассказывать,  что же происходило. ­ 1 слайд ( Дочери вокруг отца­ отец уезжает по  купеческим делам и дает дочерям срок три дня, что  бы они выбрали для себя гостинцы) ­ Давайте вспомним, какой гостинец попросила первая дочь? (Золотой венец из камениев самоцветных) ­ У кого был этот венец? (У королевишны заморской) ­ Какой гостинец просила вторая дочь?( Тувалет из  хрусталю восточного…) ­ У кого был этот туваелет? (У дочери короля  персидского) ­ 2 слайд ( Морское путешествие) ­ 3 слайд (Отец в волшебном замке) ­ 4 слайд (Отец увидел аленький цветочек) ­ Перед чтением, определим лексическое значение  некоторых слов.  Словарная работа Цель: обогащение словарного запаса учащихся. ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и  серебряными нитями  ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями ВЕНЕЦ – драгоценный головной убор, корона ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза Выполняю т задание  Парная Р: Научатся  планировать  свои  действия в  Фронта льнаяЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам  (2,13 м) ­ Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки  мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке  “Аленький цветочек” ­ Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить  содержание сказки. Дают  определен ие,  формулир уют тему и цель урока ­ Ребята, так какова будет цель нашего урока?  (Продолжить знакомство с произведением С.Т.  Аксакова «Аленький цветочек» 3. Открытие новых знаний.  ­ Ребята, вы хотите узнать, что было дальше? ­ Давайте продолжим читать сказку (от: «и  проговорив»…до «и только честной купец») (слайд) ­Где увидел отец цветок? ­Как купец понял, что это именно тот цветок?  Найдите в тексте. ­Что случилось, когда он сорвал цветок? Найдите  этот фрагмент в тексте. ­ Как купец мог возвратиться к чудищу во дворец?  Найдите в тексте. ­ Какую УЧАСТЬ пророчило чудище купцу? Найдите  в тексте. ­ Следовательно, как мы можем озаглавить эту часть?  («Должен умереть, но есть одно спасенье») Прогнозир уют  содержани е  произведен ия по  названию,  работа над непонятны ми  словами Научатся  читать вслух  бегло,  осознанно,  без  искажений;  выбирать при выразительно м чтении  интонацию,  Читают 1  часть  соответствии с  поставленной задачей и ее  условиями Фронта льная Р: читать в  соответствии с целью  чтения; Фронта льнаяХотите узнать, что было дальше с купцом? ­ Давайте прочтем следующую часть (от «и только  честной купец…» до «заутра позвал к себе...») (слайд) ­ Обрадовались ли дочери возвращению отца?  Почему? Найдите подтверждение в тексте. ­ Обрадовались ли дочери подаркам? Найдите в  тексте. ­ Какая из дочерей больше всего обрадовалась  возвращению отца? ­ Как мы можем озаглавить эту часть? («Встреча с  любимыми дочерьми») Хотите узнать, что было дальше с дочерьми? ­ Давайте прочтем 3­ю часть(от «заутра позвал…» до  «очутилась она…») (слайд) ­ Какая из дочерей согласилась помочь отцу? Найдите в тексте. ­ Почему она согласилась? ­ Как мы можем озаглавить эту часть? («Дочери мои  любимые, выручайте») Хотите узнать, что было дальше с младшей дочерью? ­ Давайте прочтем 4­ю часть (от «очутилась она…» до «Если ты стар человек..») (слайд) ­Что сделала девушка с цветком? Что с ним потом  случилось? Найдите в тексте. ­ Как обращалось чудище к девушке? Прочтите в  тексте. ­  Почему чудище так обращалось с ней? ­ Что же захотелось сделать молодой дочери  купеческой? Найдите в тексте. ­ Как мы можем озаглавить эту часть? («Жизнь  девушки во дворце») рассказа  по цепочке и  анализиру ют ее. темп,  логическое  ударение,  паузы,  особенности  жанра;  пользоваться  элементарны ми приёмами анализа  текста с  целью его  изучения и  осмысливани я; Читают 2  часть  рассказа  по цепочке и  анализиру ют ее. Читают 3  часть  рассказа  по цепочке и  анализиру ют ее. Читают 4  часть  рассказа и  анализиру ют ее. П: научатся:  ориентироват ься в  разнообразии способов  решения  задач,  строить  рассуждения  в форме  связи  простых  суждений об  объекте, его  строении,  свойствах и  связях Индиви дуальн ая,  Фронта льная Индиви дуальн ая,  Фронта льная Индиви дуальн ая,  Фронта льная П: научатся  находить  необходимую информацию  в текстеВыполняю т  физминутк у Отвечают  на вопросы  осознавать  через  произведения великих  мастеров  слова  нравственные и  эстетические ценности  (добра, мира, терпения,  справедливос ти);  Физминутка Цветок растет. выпрямили спины Цветок подставил листья солнцу. развели руки в стороны. Цветок качается на ветру. наклоны в стороны. Цветок клонится к земле. Легли на парту. Цветок расцвел. улыбнулись.  Работа в группах. ­ Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я  думаю, теперь мы можем приступить к решению этой  проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая  группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок  мудрости преподносит автор, но у каждой группы он  будет свой. ­Повторим правила работы в группе! (слайд) Распределите роли в группе. Внимательно прочитайте задание. При обсуждении задания выслушивайте мнение  каждого. Не перебивай говорящего. 1 группа. Задание: 1. Назовите главную черту характера купца.  Подтвердите отрывками из текста. 2. Вспомните пословицы о честности. литературног о  произведения ; П: научатся  анализироват ь  литературны й текст с  опорой на  систему  вопросов  учителя  (учебника),  выявлять  основную  мысль  произведения ; Индиви дуальн ая,  Фронта льная Работа  в паре, Фронта льная Работа  в парах2 группа. Задание: 1. Прочитайте (С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе  купец…. До слов с.205 …. Обнял он свою меньшую  дочь, любимую…» Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор?  О какой черте характера это говорит? 3 группа. Задание: 1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела  в первый раз девушка 2. Какими положительными качествами обладало  чудище, что девушка его перестала бояться? 4 группа. Задание: 1. Как вы считаете, какая пословица подходит к  каждой из прочитанных частей? Почему? (Любовь не  знает мести, а дружба лести. Любовь все  побеждает! Скромность всякому к лицу.)  Выступление групп  1 группа (на слайде запись ­ честность) ­ А мог бы купец не вернуться к зверю лесному? 2 группа (на слайде запись ­ самопожертвование).  Работа с Толковым словарем. Распечатка. ­ А вы могли бы так поступить? 3 группа (на слайде запись ­ доброта) определять  позиции  героев и  позицию  автора  художествен ного текста. Р: читать в  соответствии с целью  чтения Р: владеть  приёмами  осмысленног о чтения,­ Некрасивый внешне человек может быть красив  душой, и он будет настоящим другом, с которым  будет счастлив. 4 группа (на слайде запись – любовь) Подведение итогов. ­ Хорошо поработали в группах Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т.  Аксаков в сказке “Аленький цветочек” (На слайде) Честность Самопожертвование Доброта Любовь О чем же эта сказка? ­ о доброте и силе любви, которая только одна  может бороться со злом. ­ Некрасивый внешне человек может быть красив  душой, и он будет настоящим другом, с которым  будешь счастлив. Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о  волшебной силе любви и добра.   4. Итог: С каким произведением мы сегодня продолжили  знакомство? (С сказкой «Аленький цветочек») Кто его автор? (С.Т.Аксаков) Чему учит этот рассказ? Не мириться со злом, а бороться использовать различные  виды чтения. Фронта льнаяс ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не  делать им зла  5. Рефлексия Цель: оценивают собственную деятельность.  - Кому на уроке было интересно и понятно, пусть  возьмет лепесток от волшебного цветка. ­ Запишите на лепестке самую заветную свою мечту.  Прикрепите к доске с помощью магнита.  –Помните, что аленький цветок приносит удачу  только смелым, добрым, бескорыстным людям. ­Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании,  верности и любви к окружающим вас людям Учатся  оценивать  собственну ю  деятельнос ть. Фронта льная Индиви дуальн ая Р: научатся  фиксировать по ходу урока и в  конце урока  удовлетворённ ость/неудовлет ворённость  своей работой  на уроке;

Посмотрите также