Цель: продолжить знакомство учащихся с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; научить определять идею сказки через обращение к сюжету; воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем.
Планируемые результаты: Предметные: научатся:
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости); определять позиции героев и позицию автора художественного текста.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить знакомство учащихся с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; научить определять идею сказки через обращение
к сюжету; воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем.
Планируемые результаты: Предметные: научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё
отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих
мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости); определять позиции героев и позицию
автора художественного текста.
Личностные:
Получат интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи
Научатся основам экологической культуры
Метапредметные:Регулятивные:получат возможность учитывать:
читать в соответствии с целью чтения;
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения.
Познавательные:научатся:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из литературных произведений;
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его
поступков; соотносить их с нравственными нормами;
Коммуникативные:получат возможность: Допускать возможность существования различных почек зрения, формулировать собственное мнение и позицию.
отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения
Этапы занятия и его содержание
Планируемые результаты
Виды
деятельнос
ти
Предметные Личностные
Метапредмет
ные
1.Психологический настрой.
Цель:настроить учащихся напредстоящую работу.
Мотивация к учебной деятельности:
Здравствуйте ребята! Меня зовут, Ксения Сергеевна и
урок литературного чтения проведу у вас я.
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
2. Целеполагание:
Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом
к нашему уроку.
«Сказкаложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок.»
В чём смысл этой пословицы?
Ребята, вы любите сказки?
За что вы любите сказки?
Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой
сказке пойдет сегодня речь на уроке.
Ребята, взгляните на слайд, что вы видите?
(Аленький цветочек)
Итак, с каким же произведением вы познакомились
на прошлом уроке?
Получат
интерес к
новому
учебному
материалу и
способам
решения
новой учебной
задачи
УМО,
МТО
Формы
организ
ации
Фронта
льная
Фронта
льная Верно, со сказкой «Аленький цветочек»
Как вы думаете, кто изображен на слайде?
Правильно, Сергей Трофимович Аксаков.
Как называется сказка, которую он написал?
Сказка ключницы Пелагеи «Аленький цветочек»
Ребята, вы уже начали знакомиться с данным
произведением на прошлом уроке.
Давайте вспомним начало сказки, я вам буду
показывать иллюстрации, а вы будете рассказывать,
что же происходило.
1 слайд ( Дочери вокруг отца отец уезжает по
купеческим делам и дает дочерям срок три дня, что
бы они выбрали для себя гостинцы)
Давайте вспомним, какой гостинец попросила первая
дочь? (Золотой венец из камениев самоцветных)
У кого был этот венец? (У королевишны заморской)
Какой гостинец просила вторая дочь?( Тувалет из
хрусталю восточного…)
У кого был этот туваелет? (У дочери короля
персидского)
2 слайд ( Морское путешествие)
3 слайд (Отец в волшебном замке)
4 слайд (Отец увидел аленький цветочек)
Перед чтением, определим лексическое значение
некоторых слов.
Словарная работа
Цель: обогащение словарного запаса учащихся.
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и
серебряными нитями
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза
Выполняю
т задание
Парная
Р: Научатся
планировать
свои
действия в
Фронта
льнаяЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам
(2,13 м)
Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки
мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке
“Аленький цветочек”
Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить
содержание сказки.
Дают
определен
ие,
формулир
уют тему и
цель урока
Ребята, так какова будет цель нашего урока?
(Продолжить знакомство с произведением С.Т.
Аксакова «Аленький цветочек»
3. Открытие новых знаний.
Ребята, вы хотите узнать, что было дальше?
Давайте продолжим читать сказку (от: «и
проговорив»…до «и только честной купец») (слайд)
Где увидел отец цветок?
Как купец понял, что это именно тот цветок?
Найдите в тексте.
Что случилось, когда он сорвал цветок? Найдите
этот фрагмент в тексте.
Как купец мог возвратиться к чудищу во дворец?
Найдите в тексте.
Какую УЧАСТЬ пророчило чудище купцу? Найдите
в тексте.
Следовательно, как мы можем озаглавить эту часть?
(«Должен умереть, но есть одно спасенье»)
Прогнозир
уют
содержани
е
произведен
ия по
названию,
работа над
непонятны
ми
словами
Научатся
читать вслух
бегло,
осознанно,
без
искажений;
выбирать при
выразительно
м чтении
интонацию,
Читают 1
часть
соответствии
с
поставленной
задачей и ее
условиями
Фронта
льная
Р: читать в
соответствии
с целью
чтения;
Фронта
льнаяХотите узнать, что было дальше с купцом?
Давайте прочтем следующую часть (от «и только
честной купец…» до «заутра позвал к себе...») (слайд)
Обрадовались ли дочери возвращению отца?
Почему? Найдите подтверждение в тексте.
Обрадовались ли дочери подаркам? Найдите в
тексте.
Какая из дочерей больше всего обрадовалась
возвращению отца?
Как мы можем озаглавить эту часть? («Встреча с
любимыми дочерьми»)
Хотите узнать, что было дальше с дочерьми?
Давайте прочтем 3ю часть(от «заутра позвал…» до
«очутилась она…») (слайд)
Какая из дочерей согласилась помочь отцу? Найдите
в тексте.
Почему она согласилась?
Как мы можем озаглавить эту часть? («Дочери мои
любимые, выручайте»)
Хотите узнать, что было дальше с младшей дочерью?
Давайте прочтем 4ю часть (от «очутилась она…» до
«Если ты стар человек..») (слайд)
Что сделала девушка с цветком? Что с ним потом
случилось? Найдите в тексте.
Как обращалось чудище к девушке? Прочтите в
тексте.
Почему чудище так обращалось с ней?
Что же захотелось сделать молодой дочери
купеческой? Найдите в тексте.
Как мы можем озаглавить эту часть? («Жизнь
девушки во дворце»)
рассказа
по цепочке
и
анализиру
ют ее.
темп,
логическое
ударение,
паузы,
особенности
жанра;
пользоваться
элементарны
ми приёмами
анализа
текста с
целью его
изучения и
осмысливани
я;
Читают 2
часть
рассказа
по цепочке
и
анализиру
ют ее.
Читают 3
часть
рассказа
по цепочке
и
анализиру
ют ее.
Читают 4
часть
рассказа и
анализиру
ют ее.
П: научатся:
ориентироват
ься в
разнообразии
способов
решения
задач,
строить
рассуждения
в форме
связи
простых
суждений об
объекте, его
строении,
свойствах и
связях
Индиви
дуальн
ая,
Фронта
льная
Индиви
дуальн
ая,
Фронта
льная
Индиви
дуальн
ая,
Фронта
льная
П: научатся
находить
необходимую
информацию
в текстеВыполняю
т
физминутк
у
Отвечают
на вопросы
осознавать
через
произведения
великих
мастеров
слова
нравственные
и
эстетические
ценности
(добра, мира,
терпения,
справедливос
ти);
Физминутка
Цветок растет.
выпрямили спины
Цветок подставил листья солнцу.
развели руки в стороны.
Цветок качается на ветру.
наклоны в стороны.
Цветок клонится к земле.
Легли на парту.
Цветок расцвел.
улыбнулись.
Работа в группах.
Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я
думаю, теперь мы можем приступить к решению этой
проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая
группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок
мудрости преподносит автор, но у каждой группы он
будет свой.
Повторим правила работы в группе! (слайд)
Распределите роли в группе.
Внимательно прочитайте задание.
При обсуждении задания выслушивайте мнение
каждого.
Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца.
Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
литературног
о
произведения
;
П: научатся
анализироват
ь
литературны
й текст с
опорой на
систему
вопросов
учителя
(учебника),
выявлять
основную
мысль
произведения
;
Индиви
дуальн
ая,
Фронта
льная
Работа
в паре,
Фронта
льная
Работа
в парах2 группа. Задание:
1. Прочитайте
(С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе
купец…. До слов с.205 …. Обнял он свою меньшую
дочь, любимую…»
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор?
О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела
в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало
чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1. Как вы считаете, какая пословица подходит к
каждой из прочитанных частей? Почему? (Любовь не
знает мести, а дружба лести. Любовь все
побеждает! Скромность всякому к лицу.)
Выступление групп
1 группа (на слайде запись честность)
А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на слайде запись самопожертвование).
Работа с Толковым словарем. Распечатка.
А вы могли бы так поступить?
3 группа (на слайде запись доброта)
определять
позиции
героев и
позицию
автора
художествен
ного текста.
Р: читать в
соответствии
с целью
чтения
Р: владеть
приёмами
осмысленног
о чтения, Некрасивый внешне человек может быть красив
душой, и он будет настоящим другом, с которым
будет счастлив.
4 группа (на слайде запись – любовь)
Подведение итогов.
Хорошо поработали в группах
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т.
Аксаков в сказке “Аленький цветочек” (На слайде)
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
О чем же эта сказка?
о доброте и силе любви, которая только одна
может бороться со злом.
Некрасивый внешне человек может быть красив
душой, и он будет настоящим другом, с которым
будешь счастлив.
Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о
волшебной силе любви и добра.
4. Итог:
С каким произведением мы сегодня продолжили
знакомство? (С сказкой «Аленький цветочек»)
Кто его автор? (С.Т.Аксаков)
Чему учит этот рассказ? Не мириться со злом, а бороться
использовать
различные
виды чтения.
Фронта
льнаяс ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят
жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не
делать им зла
5. Рефлексия
Цель: оценивают собственную деятельность.
- Кому на уроке было интересно и понятно, пусть
возьмет лепесток от волшебного цветка.
Запишите на лепестке самую заветную свою мечту.
Прикрепите к доске с помощью магнита.
–Помните, что аленький цветок приносит удачу
только смелым, добрым, бескорыстным людям.
Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании,
верности и любви к окружающим вас людям
Учатся
оценивать
собственну
ю
деятельнос
ть.
Фронта
льная
Индиви
дуальн
ая
Р: научатся
фиксировать по
ходу урока и в
конце урока
удовлетворённ
ость/неудовлет
ворённость
своей работой
на уроке;