Цель: способствовать формированию понятия суммы как целого числа, состоящего из частей – слагаемых, о взаимосвязи сложения и вычитания; подвести к выводу о нахождении неизвестного слагаемого по сумме и другому слагаемому.
Панируемые результаты:
Регулятивные - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течении всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий в рабочей тетради и на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке; осуществлять под руководством учителя итоговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные – понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения; научатся находить части суммы(слагаемое) по известному целому (сумме) и другой части (слагаемому); решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать свою работу и ее результат.
Коммуникативные – использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: проявлять положительное отношение к предмету « Математика», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро, тетради, числовая полоска, цифры, карточки с примерами, «солнышко, тучка», презентация по теме урока.
Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми
Цель: способствовать формированию понятия суммы как целого числа, состоящего из частей –
слагаемых, о взаимосвязи сложения и вычитания; подвести к выводу о нахождении неизвестного
слагаемого по сумме и другому слагаемому.
Панируемые результаты:
Регулятивные учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течении всего урока;
выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и
мыслительной форме (при выполнении заданий в рабочей тетради и на доске); фиксировать в
диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на
уроке; осуществлять под руководством учителя итоговый контроль по результату, оценивать
правильность выполнения действия.
Познавательные – понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;
научатся находить части суммы(слагаемое) по известному целому (сумме) и другой части
(слагаемому); решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой
простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового
характера; контролировать свою работу и ее результат.
Коммуникативные – использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и
сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: проявлять положительное отношение к предмету « Математика», осознавать его
значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: учебник «Математика» М.И. Моро, тетради, числовая полоска, цифры, карточки с
примерами, «солнышко, тучка», презентация по теме урока.
Ход урока.
Ⅰ.Оргмомент.
1. Эмоциональный настрой.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Мы все немножко волнуемся, а поэтому повернитесь лицом
друг к другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа и подарите чувство уверенности в том,
что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед началом работы.
А теперь улыбнитесь, повернитесь ко мне, мы начинаем.
2. Мотивация.
Ребята, как вы считаете, математика – это трудный предмет?
Может быть её не стоит изучать?
// отрывок из мультфильма «Козленок, который умел считать» (6.40 – 7.50)
Почему козленку пригодилось умение считать?
Делаем вывод: если козленку пригодилась математика, то человеку она нужна и подавно. А,
значит, её нужно изучать.
Сегодня к нам на урок пришла в гости русская красавица, сказочная кудесница, искусная
волшебница.
Как вы думаете кто?
// СЛАЙД 1 (Баба Яга)
Именно она спонсор нашего урока.
Кто такой спонсор? (тот, кто оказывает какую либо помощь, может чтото подарить)
А вот какую помощь или подарок сделает нам Баба Яга, вы узнаете позже.
Но как всегда эта кудесница пришла не с пустыми руками, она принесла маршрутный лист, по
которому мы должны следовать.// СЛАЙД 2 ( Маршрутный лист)
Ну что не пугает вас такой маршрут?
Тогда вперед.
Ⅱ. Актуализация знаний.
1 станция «Тропа неудач».
//СЛАЙД 3 (Числовая полоска)
(У каждого ученика лежит числовая полоска)
Приготовьте цветные карандаши (красный, желтый, зеленый)
Возьмите числовую полоску.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А) Закрасьте красным цветом
число, которое больше числа 6 на 2. (8)
сколько получится, если 7 уменьшить на 2? (5)
на сколько 6 больше, чем 3? (3)
Б) Закрасьте зеленым цветом
число, которое показывает, чему равна сумма чисел 5 и 2 ? (7)
первое слагаемое один, второе слагаемое один, чему равна сумма? (2)
число, у которого соседи 8 и 10 ? (9)
В) Закрасьте желтым цветом ответ к задаче
К серой цапле на урок
Прилетело 7 сорок.
И из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетело на урок ? (4)
Остались ли у вас незакрашенные числа?
Какие? (1,6,10)
А теперь проверьте, правильно вы закрасили свою полоску?
// СЛАЙД 4 (Числовая полоска – закрашена)
Если у вас всё правильно, поставьте + в первый квадратик, если ошиблись .
Ⅲ. Формирование новых знаний.
2 станция «Лес усложнений».
Отправляемся на следующую станцию.
А) Назовите числа, которые вы закрасили красным цветом.
//выставляю числа из наборного полотна 8, 5, 3
Составьте из этих чисел пример на сложение.
5 + 3 = 8
А кто может с этими числами составить пример, но на вычитание?
8 – 3 = 5
А еще один пример на вычитание можете составить?
8 – 5 = 3
Объясните, как связаны пример на сложение с примерами на вычитание, используйте слова
слагаемые, сумма
( Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое)Проверим наше открытие.
// СЛАЙД 59 (Лес усложнений)
Б) Назовите числа, которые вы закрасили зеленым цветом
// выставляю числа 2,7,9 из наборного полотна
Составьте пример на сложение и два примера на вычитание
Сделайте вывод.
(Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое)
Сложение и вычитание связаны между собой?
Слагаемые и сумма связаны между собой?
Это и есть тема нашего урока
// СЛАЙД 10 (Тема урока)
.Физминутка.
Ⅳ
Ⅴ. Закрепление изученного.
3 станция «Река примеров»
А, сейчас, мы посмотрим, как вы уяснили нашу тему. На столах у вас лежат карточки с примерами
// СЛАЙД 11 (Река примеров)
3 + 2 = 4 + 2 = 5 + 2 =
5 = 3 6 = 4 7 = 5
5 – 3 = 6 – 4 = 7 – 5 =
Вы работаете в парах, т.е. вместе со своим соседом, вставляете пропущенные числа.
Кто готов, поднимите руки.
Что у вас получилось? ( дети с каждого ряда читают свои примеры)
А теперь все проверьте, такие ли вы числа записали?
//СЛАЙД 12 (Река примеров)
Как составлены примеры каждого столбика? (из примера на сложение составлены примеры на
вычитание)
Какое открытие вы сделали? ( Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое)
//СЛАЙД 13 (Вывод)
4 станция «Поляна задач».
Откройте тетради, выпишите цифры.
Запишите № 3 и прочитайте задачу
// СЛАЙД 14 ( Поляна задач)
( дети выделяют условие, вопрос (2), решение (2), рисуют схему, решают)
5 станция «Болото забвения»
//СЛАЙД 15
Как вы понимаете название этой станции ? (болото – опасное место, можно погибнуть, да еще и
всё забыть)
Попробуем справиться?Тогда прочитайте, что вы должны сделать.
Какой же длины могут быть отрезки?
. Рефлексия.
//СЛАЙД 16
Начертите такие отрезки.
А чем отрезок отличается от прямой линии? ( Точки)
Ⅵ
Посмотрите на маршрутный лист, мы все станции прошли?
Вы, помните, в начале урока я просила вас прикоснуться ладошками для того, чтобы вселить
уверенность друг другу в том, что у нас всё получится.
У нас получилось?
Вы старались?
Наш спонсор – Баба Яга – решила вам сделать подарок, оказывается, она спрятала солнышко и
тучку в своей избушке на курьих ножках, а теперь решила их выпустить и подарить вам.
//СЛАЙД 17 (Солнышко, тучка)
Если вы довольны своей работой возьмите солнышко, а если нет – тучку.