Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, сообразительность, стремление к точности и аккуратности. Тип урока: изучение нового материала. Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая. Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре. Метапредметные умения Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий. Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре. Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч. Оборудование: у учителя: плакаты с материалом для устного счёта, презентация к уроку. У учащихся: листочек бумаги, карандаш для практической работы.
Иконка файла материала 000e5334-6aae62f8.doc
Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».  уточнить   и   обобщить   геометрические   представления   детей, Цели: полученные   ими   в     дошкольном   возрасте;   расширить   геометрические представления   школьников;   сформировать   представления   о   понятиях «прямая»,   «кривая»,   «отрезок»,   «луч»;   развивать   пространственное воображение;   внимание   учащихся,   наблюдательность,   сообразительность, стремление к точности и аккуратности. Тип урока: изучение нового материала. Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая. Личностные   умения:  проявлять   интерес   к   изучению   темы;   осознание собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре. Метапредметные умения Познавательные:    определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая   линии   и   обосновывать   своё   мнение;   сравнивать   геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий. Регулятивные:  выполнять   учебные   задания   в   соответствии   с   целью; оценивать   правильность   выполнения   действий;  соотносить   поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные:    используя математические термины, в рамках учебного диалога;  оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в   формулировать   высказывание, паре.Предметные   умения:  называть   геометрическую   фигуру;  распознавать   выполнять   построение геометрическую   фигуру   на   плоскости; геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия,  отрезок, луч. Оборудование:   у   учителя:  плакаты   с   материалом   для   устного   счёта, презентация   к   уроку.  У   учащихся:  листочек   бумаги,   карандаш   для практической работы. Ход урока. 1. Организационный момент. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2. Актуализация знаний. 1) Логическая разминка. ­ Составьте 6 квадратов, как на рисунке. ­ Уберите одну палочку, чтобы квадратов стало5. Ответ: 2) Устный счёт.  Игра «Засели домики».5 4 2 1 3 3) Минутка для любознательных. ­ Найдите недостающую фигуру. ? 3. Самоопределение к деятельности. ­ Назовите  фигуры, которые вы сейчас рассматривали? (круг, квадрат.  треугольник). ­ А где мы часто встречаемся с этими фигурами? ( в математике)­   Сегодня   ребята,   у   нас   необычный   урок:   урок­путешествие   в математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого города. (Слайд 2). ­ Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите­ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны. Пальчиковая гимнастика. 1) САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ Исходное положение: Соединить  ладони пальцами  вперед. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажера. Содержание упражнения: Перемещать   ладони   вперед­назад,   передвигая   ручку   только   мягкими частями ладоней. Дозировка: До 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. 2) ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ Исходное положение: Руки   вытянуты   вперед,   ладони   обращены   друг   к   другу.   Концы ученической   ручки   зажаты   между   ладонями   и   упираются   в   основания больших пальцев рук. Содержание упражнения: .     В а р и а н т   АУказательным   пальцем   правой   руки   прижаться   к   подушечке  мизинца левой   руки.   Затем   указательным   пальцем   левой   руки  прижаться   к подушечке мизинца правой руки. В а р и а н т    Б Указательный палец правой руки последовательно встречается  со всеми «братьями» левой руки. В а р и а н т    В Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга. Дозировка: 2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы. Практическая работа. Понятие «точка». ­ У каждого из вас, на парте есть карандаш и листочек бумаги. Возьмите карандаш и поставьте его на лист (учитель то же самое выполняет на доске мелом). ­ что сделал карандаш? (оставил след). ­ Этот след и есть точка – геометрическая фигура. (Слайд 3) ­ В стране Геометрии жила­была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (Слайд 3 по щелчку)­Посмотрите, какие это были  линии. (Прямые и кривые) ­Прямые линии похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки, которые не  натянули, – это кривые линии. ­Сколько прямых линий? (2) ­ Сколько кривых? (3) Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала,  ни конца! Я бесконечная!» (Слайд 4 по щелчку) ­Очень интересно сталь точке посмотреть на неё. Сама­то точка  малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила  на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился  луч. (Слайд 4 по щелчку) ­Он тоже был очень длинный, но все­таки не такой, как прямая линия. У  него появилось начало. ­Испугалась точка: «Что же я наделала?» Хотела она убежать, да ка назло  наступила опять на луч. (Слайд 4 по щелчку)­И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у  него уже были и начало, и  конец.  ­Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий. ­Какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? (точка,  прямая линия, кривая линия, луч, отрезок) (Слайд 5 по щелчку) ­Кто догадался, что мы будем делать в стране Геометрии? ( учиться  распознавать  и  чертить прямую линию, луч, отрезок) 4. Работа  по теме урока. 1) Практическая работа. ­ Что вы узнали о прямой линии? (она не имеет ни начала , ни конца. Она  бесконечная) (Слайд 6 по щелчку) (Учитель берёт две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую  линию, и разматывает то одну, то другую, демонстрируя, что прямую  можно продолжать в оба конца до бесконечности). Без начала и без края Линия прямая. Хоть сто лет по ней иди, Не найдёшь конца пути. ­ Что узнали о луче? (у него есть начало, но нет конца). (Слайд 6 по  щелчку) (Учитель берёт ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь можно  продолжать только в один конец).­ Что узнали об отрезке? ( у него есть и начало, и конец) (Слайд 6 по  щелчку) (Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется.  У неё есть и начало, и конец). 2) Работа по учебнику. ­ Посмотрите на рисунок на стр.40 . Расскажите, чем прямая линия  отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая – нет.) ­Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?  ­ Как начертить прямую линию? (провести по линейке линию) (Слайд 7 по  щелчку ) ­ Как начертить отрезок? (поставить две точки и соединить их) (Слайд 8 по щелчку) 5. Физминутка. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)  В среду долго умывался, («умываемся»)  А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал. (кружимся на месте)  А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал.  (дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают) 6. Закрепление изученного материала. 1) Работа в тетради на печатной основе. Работа в парах.­Откройте тетрадь на стр.15. Рассмотрите линии. На какие группы их  можно разделить, посоветуйтесь в парах. Запишите через клеточку номера  прямых линий, а затем правее, номера кривых линий. ­ Выполните следующее задание. ­ Посоветуйтесь в парах и ответьте на вопрос: сколько прямых линий  можно провести через две точки? (одну) (Слайд 9 по щелчку) ­ Проведите линию с помощью карандаши и линейки. ­ Посоветуйтесь в парах: сколько кривых линий можно провести через две  точки? (Много) ­ Проведите две кривые линии через эти же две точки. ­Прочитайте следующее задание. ­ Подумайте в парах и  раскрасьте  рисунок так, чтобы он подходил к  записям. ­Какая пара  готова рассказать, как они выполняли задание. 2) Работа по учебнику. ­ Прочитайте задание на полях на стр.40. Как узнать, какой отрезок самый  длинный. (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.) ­ Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий) ­ Какой отрезок самый короткий? (красный) Работа в парах. ­ Рассмотрите рисунок на стр.41. Расскажите соседу по парте, какие линии  вы видите.  ­ Посмотрите на рисунки и записи, приведённые ниже.­ Какие записи подходят к рисункам? Объясните их смысл. ( 4+1=5 – к 4  цыплятам прибежал ещё  один. Стало 5 цыплят. 5­2=3 – плавали 5 утят, 2  утёнка ушли. Осталось 3 утёнка. Записи 4­1=3 и 5­1=4 не подходят). ­ Самостоятельно в парах  составьте записи по схемам, данным  ниже. ­Проверим, какие записи у вас получились. 7. Рефлексия. ­ Посмотрите на слайд. (Слайд 10) . Подумайте, на какие группы можно  разделить данные геометрические фигуры. ( Лучи – 2,5; отрезки – 1,3,4) ­ Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора». 8. Подведение итогов урока. ­ Что нового узнали о линиях? ­ Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии?   ­  Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за ваши правильные ответы и дарят вам всем треугольники.Список использованной литературы: 1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1  класс. – М.: ВАКО, 2013г. 2. Питер­мама.ру http://piter­mama.ru/forum/38­forum­dlya­rabotnikov­ detskikh­uchrezhdenij/3693­v­pomoshch­vospitatelyu­fizkultminutki  Пальчикова гимнастика.http://zrenielib.ru/docs/index­15812.html 3.

Посмотрите также