Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, сообразительность, стремление к точности и аккуратности.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая.
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.
Метапредметные умения
Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.
Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
Оборудование: у учителя: плакаты с материалом для устного счёта, презентация к уроку. У учащихся: листочек бумаги, карандаш для практической работы.
Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».
уточнить и обобщить геометрические представления детей,
Цели:
полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические
представления школьников; сформировать представления о понятиях
«прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное
воображение; внимание учащихся, наблюдательность, сообразительность,
стремление к точности и аккуратности.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая.
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание
собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего
товарища при работе в паре.
Метапредметные умения
Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и
кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические
фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания
при выполнении заданий.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью;
оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную
цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные:
используя
математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое
высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые
средства для представления результата деятельности; умение работать в
формулировать высказывание,
паре.Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать
выполнять построение
геометрическую фигуру на плоскости;
геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
Оборудование: у учителя: плакаты с материалом для устного счёта,
презентация к уроку. У учащихся: листочек бумаги, карандаш для
практической работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
1) Логическая разминка.
Составьте 6 квадратов, как на рисунке.
Уберите одну палочку, чтобы квадратов стало5.
Ответ:
2) Устный счёт.
Игра «Засели домики».5
4
2
1
3
3) Минутка для любознательных.
Найдите недостающую фигуру.
?
3. Самоопределение к деятельности.
Назовите фигуры, которые вы сейчас рассматривали? (круг, квадрат.
треугольник).
А где мы часто встречаемся с этими фигурами? ( в математике) Сегодня ребята, у нас необычный урок: урокпутешествие в
математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого
города. (Слайд 2).
Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотритека, а
кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг,
треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с
другими жителями этой страны.
Пальчиковая гимнастика.
1) САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ
Исходное положение:
Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном
положении между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони впередназад, передвигая ручку только мягкими
частями ладоней.
Дозировка:
До 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.
2) ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ
Исходное положение:
Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы
ученической ручки зажаты между ладонями и упираются в основания
больших пальцев рук.
Содержание упражнения: .
В а р и а н т АУказательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца
левой руки. Затем указательным пальцем левой руки прижаться к
подушечке мизинца правой руки.
В а р и а н т Б
Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми
«братьями» левой руки.
В а р и а н т В
Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.
Дозировка:
2 раза, после чего положить ручку, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Практическая работа. Понятие «точка».
У каждого из вас, на парте есть карандаш и листочек бумаги. Возьмите
карандаш и поставьте его на лист (учитель то же самое выполняет на доске
мелом).
что сделал карандаш? (оставил след).
Этот след и есть точка – геометрическая фигура. (Слайд 3)
В стране Геометрии жилабыла точка. Она была маленькой. Её оставил
карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и
жила она, пока не попала в гости к линиям. (Слайд 3 по щелчку)Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые)
Прямые линии похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки, которые не
натянули, – это кривые линии.
Сколько прямых линий? (2)
Сколько кривых? (3)
Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала,
ни конца! Я бесконечная!» (Слайд 4 по щелчку)
Очень интересно сталь точке посмотреть на неё. Самато точка
малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила
на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился
луч. (Слайд 4 по щелчку)
Он тоже был очень длинный, но всетаки не такой, как прямая линия. У
него появилось начало.
Испугалась точка: «Что же я наделала?» Хотела она убежать, да ка назло
наступила опять на луч. (Слайд 4 по щелчку)И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у
него уже были и начало, и конец.
Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.
Какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? (точка,
прямая линия, кривая линия, луч, отрезок) (Слайд 5 по щелчку)
Кто догадался, что мы будем делать в стране Геометрии? ( учиться
распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок)
4. Работа по теме урока.
1) Практическая работа.
Что вы узнали о прямой линии? (она не имеет ни начала , ни конца. Она
бесконечная) (Слайд 6 по щелчку)
(Учитель берёт две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую
линию, и разматывает то одну, то другую, демонстрируя, что прямую
можно продолжать в оба конца до бесконечности).
Без начала и без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдёшь конца пути.
Что узнали о луче? (у него есть начало, но нет конца). (Слайд 6 по
щелчку)
(Учитель берёт ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь можно
продолжать только в один конец). Что узнали об отрезке? ( у него есть и начало, и конец) (Слайд 6 по
щелчку)
(Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется.
У неё есть и начало, и конец).
2) Работа по учебнику.
Посмотрите на рисунок на стр.40 . Расскажите, чем прямая линия
отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая – нет.)
Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?
Как начертить прямую линию? (провести по линейке линию) (Слайд 7 по
щелчку )
Как начертить отрезок? (поставить две точки и соединить их) (Слайд 8 по
щелчку)
5. Физминутка.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
6. Закрепление изученного материала.
1) Работа в тетради на печатной основе.
Работа в парах.Откройте тетрадь на стр.15. Рассмотрите линии. На какие группы их
можно разделить, посоветуйтесь в парах. Запишите через клеточку номера
прямых линий, а затем правее, номера кривых линий.
Выполните следующее задание.
Посоветуйтесь в парах и ответьте на вопрос: сколько прямых линий
можно провести через две точки? (одну) (Слайд 9 по щелчку)
Проведите линию с помощью карандаши и линейки.
Посоветуйтесь в парах: сколько кривых линий можно провести через две
точки? (Много)
Проведите две кривые линии через эти же две точки.
Прочитайте следующее задание.
Подумайте в парах и раскрасьте рисунок так, чтобы он подходил к
записям.
Какая пара готова рассказать, как они выполняли задание.
2) Работа по учебнику.
Прочитайте задание на полях на стр.40. Как узнать, какой отрезок самый
длинный. (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)
Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий)
Какой отрезок самый короткий? (красный)
Работа в парах.
Рассмотрите рисунок на стр.41. Расскажите соседу по парте, какие линии
вы видите.
Посмотрите на рисунки и записи, приведённые ниже. Какие записи подходят к рисункам? Объясните их смысл. ( 4+1=5 – к 4
цыплятам прибежал ещё один. Стало 5 цыплят. 52=3 – плавали 5 утят, 2
утёнка ушли. Осталось 3 утёнка. Записи 41=3 и 51=4 не подходят).
Самостоятельно в парах составьте записи по схемам, данным ниже.
Проверим, какие записи у вас получились.
7. Рефлексия.
Посмотрите на слайд. (Слайд 10) . Подумайте, на какие группы можно
разделить данные геометрические фигуры. ( Лучи – 2,5; отрезки – 1,3,4)
Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
8. Подведение итогов урока.
Что нового узнали о линиях?
Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии?
Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за ваши
правильные ответы и дарят вам всем треугольники.Список использованной литературы:
1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1
класс. – М.: ВАКО, 2013г.
2. Питермама.ру http://pitermama.ru/forum/38forumdlyarabotnikov
detskikhuchrezhdenij/3693vpomoshchvospitatelyufizkultminutki
Пальчикова гимнастика.http://zrenielib.ru/docs/index15812.html
3.