Тема урока: У каждого своё место в природе. Мамин – Сибиряк «Медведко».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • Развивать умение соотносить текст и заглавие; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания; учить эмоциональному переживанию прочитанного. • Обучать умению вести диалог с автором. • Формировать интерес к чтению произведений Д. Мамина – Сибиряка. • Воспитывать у детей любовь к природе, к животным. Оборудование: Презентация к уроку, рисунки детей, карточки для работы в группах. Технология правильной читательской деятельности.
Иконка файла материала 2 (41).doc
Тема урока: У каждого своё место в природе. Мамин – Сибиряк «Медведко». Цели урока:  Развивать   умение   соотносить   текст   и   заглавие;     учить   выражать   своё отношение   к   прочитанному,   героям,   событиям;   достигать   понимание текста   на   уровне   содержания;   учить   эмоциональному   переживанию прочитанного.  Обучать умению вести диалог с автором.  Формировать интерес к чтению произведений Д. Мамина – Сибиряка.  Воспитывать у детей любовь к природе, к животным. Оборудование: Презентация к уроку, рисунки детей, карточки для работы в группах. Технология правильной читательской деятельности.                                                            ХОД УРОКА  1.Организационный момент. Положительный настрой урока. За окном зима пушистая, За окном зима морозная, Ну, а в классе сидят дети­ Умные, серьезные. А в глазах искринки светятся И стремленье все узнать. Я желаю вам удачи Вместе сможем все понять! Повернитесь, поприветствуйте гостей. Садитесь. Повернитесь к своей паре,  давайте пожелаем друг другу хорошей работы. Успехов на уроке.  Приготовьте свои ладошки. Прикоснитесь друг к другу ладошками. Я в свою  очередь тоже желаю вам хорошей работы. 2.Введение в новую тему.  ­ тех, кого приручили» С. Экзюпери.(Слайд №1) ­ то должен о нем заботиться и не может его выбросить на улицу). Мне хочется сегодняшний урок начать  словами: «Мы в ответе за  Как вы понимаете эти слова? (Если человек взял домой животное, ­ Сейчас мы заслушаем сочинения о ваших любимых животных, которые вы  написали, загадки, подобранные вами и стихотворение про ёжика, которое  учили дома.(Слайд№2)­Ребята, в своих сочинениях вы описали своих животных, как вы их любите. А когда вам приходится уехать надолго, как вы поступите? ­Вывод: Наши животные не просто игрушка, которой можно поиграть и  бросить. Мы отвечаем за них, должны заботиться о тех, кого приручили. ­Сегодня будем читать произведение о другом животном. 3. «Разогрев» учебной группы. Тему нашего урока мы определим сейчас все вместе. Каждая группа получает по три задания и работу начинает в парах. 1 группа. (3 пары) а)   Составьте   слово.   В   нем   два   исторических   корня:   корень   вед   (от   слова «ведать» т.е. знать) и корень мед (мёд). б) Вставьте в текст пропущенные слова. Пока много растительной пищи, он питается ею. Но если её (растительной пищи) не хватает _______________ вспоминает, что он _______________ и нападает на лосей, глухарей, рябчиков, также любит рыбу. Дополнительный   вопрос:   к   какой   группе   животных   относится   медведь? (всеядные) в)   Какие   сказки   про   медведей   вы   знаете?   Какие   имена   для   медведя придумывали   люди   в   сказках?   (Миша,   Михайло   Иванович,   Михайло Потапович) Дополнительный вопрос: какой в сказках медведь? (добрый, глупый, иногда злой) 2 группа. (3 пары) а) Подобрать однокоренные слова к слову «медведь» б) О ком идет речь? Они рождаются в феврале и весят всего 500граммов, питаются материнским молоком. в)   Кто   автор   трогательной   истории   об   уточке,   оставшейся   зимовать   в холодном горном лесу?Дополнительный   вопрос:   какие   еще   сказки   Мамина­Сибиряка   вы   знаете? («Сказка про зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост») Задание для всех.(Слайд№3) Корень от слова «медведица» Суффикс от слова «зайка» Окончание от слова «облако» Какое слово получилось? (Медведко) (Из ответов учащихся получается тема урока) 4. Постановка учебных целей. И   так,   тема   нашего   урока   ­   произведение   Дмитрия   Мамина­Сибиряка «Медведко» (На экране медвежонок)(Слайд№4) Вот такой симпатичный медвежонок будет героем нашего урока и, возможно, о таком медвежонке писал Мамин­Сибиряк. Д.М.Сибиряк­ известный русский писатель, автор рассказов и сказок о  животных. Сообщение об этом писателе расскажет Мирхайдарова Николь. (Слайд№5) Дмитрий Нарциссович Мамин­Сибиряк жил сто лет назад. В его произведении встречаются устаревшие слова. Мы будем их отмечать и находить  объяснение. Возьмите у себя цветные листы на партах и расшифруйте слова. БWАQРYИUН ГWИGМLНVАNЗZИSСQТWЫ УFЕGЗJДLНNЫVЙ    ГSОVРYОUД КWУUЧIЕLР КQУWХDАZРQКFА ЧRУDЛSАZН ВSОRДYИUТWЕDЛVЬ ­ остальные слова не принадлежат нашему времени) Какое из слов здесь лишнее? Почему? (Водитель­ современное слово,  5. Чтение 1 части рассказа вслух по цепочке.  Музыкальная физминутка под песню «Где­то на белом свете» 1). Этап сотрудничества.Итак, мы не видим еще медвежонка, а узнаем о нем из слов кучера Андрея. Что говорит кучер о медвежонке? (Славный медвежонок, забавный зверь, трех недель отроду, не больше рукавицы, смешно переваливает) ­С чем сравнивает кучер медвежонка? (С рукавицей) ­И   вот   медвежонка   принесли.   Каким   мы   его   увидели?   (Крошечный, живая рукавица, милые синие глазки). ­Скажите, как вел себя на новом месте?(осматривает, обнюхивает) Прогнозирование.  ­Как вы считаете, что дальше произойдет с медвежонком? 6.Чтение 2 части про себя. ­Найдите в тексте, какими словами теперь говорит рассказчик о медвежонке? (маленький увалень) Увалень­ это кто такой? 2) Выборочное чтение 2 части. ­Найдите и прочитайте, что больше всего занимало зверя? ­Прочитайте, что нарушило сон рассказчика? ­Найдите и прочитайте, за что хозяин отнес медвежонка в гостиную? Прогнозирование. ­Как вы думаете приживется ли медвежонок в доме? Физминутка для глаз.  Какой красивый лес вокруг нас! Справа лисья нора Слева –медвежья берлога Внизу­ под осиной­ ежиная нора А высоко на дереве­беличье дупло А далеко­ далеко за лесом Бабушкина деревня 6. Чтение 3 части (Слайд №6). По ходу чтения будем вести диалог с автором.Читаем 1 абзац (до слов …заставил меня вскочить.) ­Какой вопрос захотелось задать автору? (А что такое случилось?) ­ Как вы думаете, что случилось? (ответы детей) Читаем до слов… зверина. ­ Что бы вы спросили у автора? (ответы детей) Читаем до слов … маленькому квартиранту. ­А кого называют квартирантом? Квартирант ­ временный житель. Читаем до слов … что­то невероятное. ­Что же такого могло произойти?       ­Проверим!      Читаем до слов  …  не дал спать всю ночь.     ­Что бы вы спросили у рассказчика?            (Ответы детей).    ­ Где же провёл следующую ночь медвежонок?    ­Давайте посмотрим, как меняется отношение рассказчика к зверю? ­Найдите слова, которыми автор называет медвежонка.  7.Чтение 4  части (Читает ученик). ­Объясните значение слов и выражений:  Накуролесил – натворил дел, нахулиганил. Экипаж – лёгкая повозка, коляска. Бросилась стремглав – побежала быстро. Отказался наотрез – категорично. Взмолился – просил о пощаде. ­  Беседа после чтения: ­ Почему автор сожалеет о том, что взял медвежонка домой? ­Кому отдали медвежонка? ­Когда вернули медвежонка назад? Творческое задание. ­ Как вы думаете, как сложилась жизнь зверька у охотника? Пофантазируйте,  Расскажите, как сложится жизнь медвежонка в дальнейшем. Повторное обращение к иллюстрации. Учитель:   Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Озвучьте её словами из текста.­Как вы думаете, почему автор выбрал такое название к рассказу «Медведко», а не «Медвежонок»? 8.Итог урока. Вернемся к эпиграфу урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» С.  Экзюпери. ­Что бы вы могли добавить, прочитав произведение.  Каких животных люди чаще держат дома? (Кошек, собак, птиц,  ­Что должны помнить люди, когда берут в дом животных? (Животные должны жить в своей среде обитания, люди должны знать об образе жизни, чем  питается животное, его повадки…) ­А можно ли диких животных держать в домашних условиях?  ­Когда животные могут жить в неволе? (В зоопарке, цирке) ­Что мог сделать барин, чтобы медведю было комфортно и он не причинил  столько хлопот? (Создать во дворе специальное сооружение) ­ рыбок, черепах…) ­Ребята что вы теперь сможете посоветовать своим друзьям, если они решат  взять в дом какое­нибудь животное? 9. Рефлексия Какой мысли подводит своих читателей автор?(Слайд №8) Зажмите руку в кулачок и… ­ кому было интересно­ разожмите мизинец; ­кто считает ,что знания пригодятся в жизни­ безымянный; ­кому работа в паре была полезна­ средний; ­кто помогал в работе в группе­ указательный; ­кому урок понравился­ большой Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за  урок. 10.Домашнее задание (Слайд 9) ­Пересказать от 3­го лица. ­Придумать продолжение рассказа. ­Нарисовать иллюстрации.

Посмотрите также