Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
15.04.2018
Цель урока: уточнение знаний о трёх типах склонения имён существительных
Задачи:
Образовательные: обобщить изученный материал по теме «Склонение имен существительных»; повторить правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением, проверить объём и глубину знаний;
Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к родному языку, старательность.Цель урока: уточнение знаний о трёх типах склонения имён существительных
Задачи:
Образовательные: обобщить изученный материал по теме «Склонение имен существительных»; повторить правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением, проверить объём и глубину знаний;
Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к родному языку, старательность.
конспект.docx
: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Цель урока: уточнение знаний о трёх типах склонения имён существительных
Задачи:
Образовательные
: обобщить изученный материал по теме «Склонение имен существительных»;
повторить правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением, проверить
объём и глубину знаний;
Развивающие
таких
интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное
обобщение, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к
родному языку, старательность.
Развитие УУД:
Личностные:
мотивация к обучению и познанию;
умение самостоятельно выделять учебную задачу;
умение анализировать результаты учебной деятельности;
способность к самооценке.
Метапредметные
:
развитие у учащихся умений отвечать на вопросы;
находить доказательства того или иного высказывания;
выяснять причины ошибок;
искать и выделять необходимую информацию.
Предметные:
развитие умений находить имена существительные;
определять тип склонения у существительных в начальной форме.
Коммуникативные:
планировать способы совместной работы;
уметь договариваться, находить компромиссное решение в спорных вопросах;
учиться высказывать, доказывать, аргументировать своё мнение.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
На уроке применялись различные формы учебной деятельности:
индивидуальная и групповая, работа в парах, самостоятельная работа, самооценка и самоанализ,
рефлексия, обобщение, работа по учебнику.
Принципы соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно поисковые, наглядный,
словесный, практический и др.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития
критического мышления, здоровьесберегающие технологии и игровые.
На уроке формировались следующие компетенции:
информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
Использовалось следующее оборудование: Мультимедийный проектор, экран, учебник Т.Г.
Рамзаевой «Русский язык» 4 класс 1 часть; игрушка «Мышка»; три корзиночки + предметные
картинки с овощами, фруктами и ягодами; индивидуальные рабочие карточки, разноуровневые
карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки.
учебнопознавательные,
Продолжительность урока – 45 минут ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент___1___мин.
2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет___1__мин.
3.Минутка чистописания___4___мин.
4.Повторение теоретических сведений об именах существительных___4_мин.
5. Подготовительная работа ___4___ мин.
6. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи __6__мин.
7. Работа с учебником __2___мин.
8. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных
окончаниях имен существительных ___5___мин.
9. Работа с пословицами. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен
существительных. ___4__мин.
10. Физкультминутка ___1___мин.
11. Дифференцированная работа __5__мин.
12.Домашнее задание___1___мин.
13.Подведение итогов урока. Рефлексия__2___мин. Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Когда в семье гости. Это
радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И
мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными и грамотными знатоками
русского языка.
Цель: эмоциональный настрой на урок.
Сядьте поудобнее. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу.
Посмотрите на цепочку букв и скажите кто к нам пришел в гости?
Аямоеыаяшоекаяа
Мышка в гости к нам пришла и просит собрать её деткам кусочки сыра упавшие со стола
хозяйки. Но чтобы собрать сыр мы должны выполнить задания. Первое задание необходимо
выполнить массаж рук слайд
число (диктую дату,
Оформление работы: Откройте тетради, отступите 2 линеечки от последней записи, красиво,
аккуратно запишите
указывая ошибкоопасные места),
классная работа.
Чистописание
а) А сейчас пропишем цепочку букв.
Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записали сели правильно.
Как бы вы сгруппировали буквы?
Что вы о них можете сказать?(окончания имен существительных 1,2 склонения)
Опираясь на цепочку букв определите тему урока?
Какие же с вами поставим цели урока?
Какие умения будем формировать?
Запишем под диктовку предложение, сделаем синтаксический разбор предложения, определим
склонение и падеж имен существительных.
В УГОЛКЕ(в 2 скл., П.п.) СИДЕЛА МЫШКА, ГРЫЗЛА СЛАДКУЮ КОВРИЖКУ.(1 скл.,
В.п.)(Повеств., невоск., прост., распр., осложнено однородными сказуемыми)
Молодцы. Справились с заданием! Добыли сыр.
Итог
Итак, что мы должны знать, чтобы определить склонение существительных?
Молодцы, идем дальше.
Словарная работа.
Мы нашли второй кусочек сыра для Мышкинорушки. Мы его сможем взять, если выполним
следующее задание.
Индивидуальная работа
а)
буквами.
Детям раздаются карточки на которых записаны существительные с пропущенными Мальчики выпишут существительные 2го склонения. (Альбом, герой,
...ЛЬБОМ, Г...РОЙ, Ж...ВОТНОЕ, К...РТИНА, КВ...РТИРА, К...ЛЛЕКЦИЯ, ЛЕС...Н...ЦА,
М...Г...ЗИН, МЕС...Ц, М...Л...ТОК, ...СИНА, ...ТЕЦ, П...СОК, ПШ...НИЦА, Р...КЕТА, С...ЛДАТ,
С...ЛОМА, ТРАКТ...Р, УЖ...Н,УЛ...ЦА,УЧ...НИК.
Девочки выпишут существительные 1го склонения. (Картина, квартира, коллекция, лестница,
осина, пшеница, ракета, солома, улица.)
животное, магазин, месяц, молоток, отец, песок, солдат, трактор,
ужин, ученик.)
Кто не допустил ни одной ошибки, две? Исправьте свои ошибки, запомните, как пишутся
эти слова, выучите правописание этих слов.
Итог:
На какие правила нам встретились орфограммы в данных словосочетаниях? (правописание
слов с безударными гласными непроверяемые ударением)
Повторение изученного
Два кусочка успешно собрали, но Мышка просит опять у нас помощи. Давайте повторим ранее
изученные знания.
Я говорю определение, а вы записываете название падежа, о котором идёт речь:
предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не
спутает никто;
какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в?
падеж – “работяга”;
кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее
помогите! И как зовут меня, скажите;
мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”;
дарительный падеж;
предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад;
подлежащее;
лишь только я могу сказать, с предлогом “к” порой дружу, но и один гулять хожу.
а) (Составление кластера)
Давайте вспомним с вами все, что вы знаете об имени существительном. Составим кластер.
Имя существительное
Итог.
Мы повторили с вами все об имени существительном. А теперь послушайте вопрос?
Работа по теме урока
Проблемный вопрос: Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным
склонениям?
(Да, существительные женского рода к 1 и 3 склонениям, существительные мужского рода
к 1 и 2)
Запишите существительные в столбик: площадь, кровать, нить, ель, тетрадь.
К какому склонению относятся эти имена существительные? (К 3 склонению)
Докажите. (Это существительные женского рода с мягким знаком на конце)
Образуйте от данных существительных однокоренные существительные, но 1 склонения.
Запишите.
Прочитайте, какие существительные записали.
(Площадка, кроватка, нитка, ёлка, тетрадка)
Итог.
Определите склонение этих существительных.
Как вы ответите на вопрос Мышки: какие существительные женского рода относятся к 1
склонению, а какие – к третьему?
(Существительные женского рода с окончаниями а, я относятся к 1 склонению, с мягким
знаком на конце – к 3 склонению)
Существительные какого рода встречаются только во 2 склонении? (Среднего, они бывают 1) Диктант
с
сигнальных
использованием
только во 2 склонении)
Можно ошибиться в определении типа склонения существительных среднего рода? (Нет, они
относятся только ко 2 склонению)
Что же нужно знать, чтобы не смешивать тип склонения имени существительного мужского и
женского рода? (Какие существительные, к какому склонению относятся)
Как определяется тип склонения существительных в именительном падеже? (По роду и
окончанию)
Повторим по таблице «Как определить склонение имени существительного»
1) определить род имени существительного
2) выделить окончание имени существительного
3) по роду и окончанию определить склонение имени существительного
Физкультминутка.
Закрепление
Упражнение в определении склонения существительных в начальной форме.
карточек
Я диктую слова, вы карточкой подаете сигнал о типе склонений существительного.
Газета, директор, инженер, корабль, железо, деревня, декабрь, календарь, жилище, погода,
ладонь,тетрадь,метель.
Молодцы.
Работа в паре.
Приглашает мышка в гости, но мы же в гости не можем прийти с пустыми руками, давайте
соберем ей угощение «Соберите в корзинку продукты питания».
в первую корзину – 1 го склонения, а во вторую 2го склонения.(в паре работают
раскладывают предметные картинки соответственно типу склонения)
Давайте проверим, что в первой корзинке? (Репа, редька, малина, клюква, рябина, смородина,
капуста, клубника.)
Давайте проверим, что во второй корзинке?
Давайте проверим, что в третьей корзинке?
Итог. Напомните мне: какие существительные относятся к 1му склонению?
Ко 2му склонению?
К 3му склонению?
б)
1) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам (учащиеся 3 уровня работают в
группе).
Уровень 1.
Определите и запишите склонение имен существительных:
альбом
герой
животное
картина
квартира
столица
месяц
ель
ужин
речь
календарь
дочь
дочка
завтрак
Дифференцированная работа «Не ошибись». Уровень 2.
Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого
склонения. Определите склонение всех имен существительных:
мама –
папа –
дед –
вещица –
конь –
жара –
неправда –
долг –
Уровень 3.
Определите падеж и склонение существительных в единственном числе:
Кузница дятла.
Сорвет дятел шишку на ели, принесет ее на березу и вставит в щель. Ловко стучит он клювом по
шишке. Отработанную шишку бросит дятел вниз. Так и складывается под березой груда еловых
шишек.
Работы подписывают и сдают.
Физкультминутка
Укажите склонение существительных.
Работа по учебнику.
а) Коллективная работа. Упражнение 169, стр. 78.
Итог. Оцените свою самостоятельную деятельность.
Поставьте на полях тетради:
“+” – не допустил ошибок;
“” – немного сомневался;
“?” – надо потренироваться.
По каким признакам мы определяли склонение существительных? (По
Домашнее задание
Итог урока
роду и окончанию.)
Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? (Да, могут.
Существительные мужского рода с окончанием а, я относятся к 1му склонению.
Существительные тоже мужского рода, но с нулевым окончанием относятся ко 2му
склонению.)
Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению? (Да,
могут. Существительные мужского рода и среднего рода относятся ко 2му склонению.)
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Наша гостья осталась довольна.
Резервное задание.
Самостоятельная работа.
Перед вами маленькая сказка:
В лесу на поляне под елью стоял гнилой пень. Это был дом гнома. Каждое утро гном
садился на крыльцо и пел песню. И ему подпевала старая мышь, которая таскала с поля
рожь. Чудесная была песнь.
Вам нужно выписать все имена существительные в 3 столбика по склонениям. Существительные
записывать в начальной форме.
Составим программу действий. По ходу составления работы на доске появляется запись:
1. Поставить имя существительное в И. п., ед. ч. (н.ф.)
2. Определить род.
3. Выделить окончание.
4. Определить склонение.
5. Записать в нужный столбик.
Проверка:
Прочитать имена существительные 1 – ого склонения.
Прочитать имена существительные 2 – ого склонения.
Прочитать имена существительные 3 – его склонения.
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Тема урока «Упражнения в определении склонений имен существительных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.