Тема урока: В. М. ГАРШИН «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение
Иконка файла материала 1 (15).docx
Тема урока: В. М. ГАРШИН «СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ» Тип урока: освоение нового материала Урок 50 Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать  навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить  сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: п о з н а к о м я т с я  с творчеством В. М. Гаршина и  содержанием его произведения «Сказка о жабе и  розе»;  н а у ч а т с я :  выражать личное отношение к  прослушанному (прочитанному), аргументировать  свою позицию с привлечением текста произведения,  понимать, позицию какого героя произведения  поддерживает автор, подтверждать словами из текста,  противопоставлять добро злу, видеть и различать  прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать,  понимать боль других людей  Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы поступков  героев, из одного литературного произведения,  выявлять особенности их поведения в зависимости от  мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока,  принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,  периодически сверяя свои учебные действия с  заданной задачей. Коммуникативные: руководствоваться  выработанными критериями при оценке поступков  литературных героев и своего собственного поведения Личностные:  рассказывать о  своих чувствах,  связанных с  чтением  произведений,  делиться своим  эмоциональным  состоянием О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы : портрет писателя, выставка книг с произведениями В. М. Гаршина, поделки «Роза»,  выполненные на уроках трудового обучения, привлекательное изображение жабы О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя I.  Актуализ ация  опорных  знаний. Проверка  домашнего задания Проверяет домашнее задание.  Проводит беседу о проделанной  работе. Учитель может приготовить  дипломы, медальки не только за  лучшее содержание сказки, но и за  оригинальный сюжет, за необычное,  интересное оформление и т. д. II.  Сообщени е темы  урока.  Задает вопросы. Комментирует  ответы, предлагает сформулировать  цель урока. – Прочитайте тему урока. Содержание деятельности обучающегося способы Формируемые (осуществляемые действия) Проверку домашнего задания можно  провести в виде книжной выставки и  конкурса на самую интересную,  самую оригинальную, самую  поучительную сказку.  Ученики не просто читают свои  сказки, а «защищают» их,  сопровождая иллюстрациями,  читая по ролям или инсценируя,  поясняя, почему они решили  совершить путешествие именно в  часы  (компьютер, игрушку и т. п.) Обсуждают тему урока. Отвечают  на вопросы учителя, формулируют  цель урока. По названию произведения определяют тематическую и  деятельности учащегося Осуществлят ь  актуализацию личного  жизненного  опыта  Принимать и  сохранять  учебную цель и задачу.  1Этап урока Содержание деятельности учителя Определе ние целей  урока – Определите цели урока, используя  опорные  слова. – Сегодня на уроке мы познакомимся с  творчеством В. М. Гаршина и прочитаем  новую сказку. – Что вы знаете о сказке? Какие бывают  сказки?  – Как вы думаете, к какой категории  можно отнести «Сказку о жабе и розе»?  – Что бы вы хотели узнать, читая эту  сказку?  III.  Знаком­ ство с  жизнью и  творчеств ом  В. М. Гар­ шина Рассказывает о творчестве В. М.  Гаршина. – Детство и юность Всеволода были  далеко не безоблачны. Когда мальчику  было 5 лет, мать бросила их с отцом, а  через 3 года забрала мальчика к себе в  Петербург. Семейная драма послужила  толчком к развитию трагического  мироощущения, которым была окрашена  вся жизнь писателя. – Его главными жизненными принципами  стано­вится нравственный долг перед  людьми, глубокое сострадание к  человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убежден в  том, что писатель должен не только  разделять с людьми страдания, но и  принять на себя главную их долю. В. М.  Гаршин ощущал какую­то непомерную  ответственность за боль и слезы всех и  Формируемые Содержание деятельности обучающегося способы (осуществляемые действия) деятельности учащегося Анализирова ть, делать  выводы.  Осознанно и  произвольно  строить  речевое  высказывание в устной  форме эмоциональную направленность  текста, выделяют главных героев.  Под руководством учителя  определяют задачи чтения и  составляют план чтения. – Сказка – произведение фольклора,  повествующее о чем­нибудь  необычном, невероятном.  – Сказка – повествовательное  произведение о вымышленных лицах  или событиях, с участием волшебных,  фантастических лиц.  – Это авторская сказка, может быть,  это сказка о животных. Фиксируют на доске интересные  формулировки. – «Узнать, какая роза…», «Что  произошло с героями…», «Узнать,  какая это сказка…», «Почему жаба  общается с розой?» Слушают учителя. Задают вопросы Осуществлят ь анализ  произведения . Осознанно и произвольно  строить  речевое  высказывание в устной  форме,  обосновывать свое мнение 2Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося способы (осуществляемые действия) деятельности учащегося Формируемые IV.  Первично е чтение  сказки приходил в отчаяние от того, что не  может своими силами изменить что­то в  этом мире. – Читая сегодня его «Сказку о жабе и  розе», вы убедитесь в этом сами Организует знакомство с текстом  сказки. Задает вопросы после чтения. – Понравилась вам сказка? – Какое впечатление она на вас  произвела? – Было ли вам кого­нибудь жалко?  Почему? – Почему автор назвал сказку именно  так, могли бы вы придумать другое  название? – Что вас больше всего поразило в  произведении?  – Каким вам показался Вася? – Как мальчик вел свои наблюдения? – Как это его характеризует? – Какие чувства вы испытываете к Васе?  – Какой вы представляете Машу?  – Можно ли сказать, что мальчик умер  счастливым? Какие слова это  подтверждают? Прочитайте их.  – Можно ли считать, что благодаря Васе  роза была спасена? Объясните ваше  мнение. Подтвердите его словами сказки. – Какой вы представляете розу? Какова  была роза? Прочитайте, как писатель  передает внешний вид  розы. – Почему роза «чувствовала, что ее  срезали недаром»?  – Что можете сказать о жабе? Почему  жаба хотела уничтожить розу?  – Прочитайте о том, как жаба пыталась  добраться до розы.  – Как вы думаете, что позволило  писателю назвать эту историю сказкой?  Читают вслух по цепочке текст  произведения. Отвечают на вопросы  учителя. Высказывают  предположения. – Автор не описывает красоту розы. Он описы­ вает утро, росу, все вокруг. Все это  говорит  о счастье.  – Главное для розы – СЧАСТЬЕ  ЖИТЬ. Нам помогает понять счастье  розы ее аромат Осуществлят ь анализ  объектов с  опорой на  визуализацию , выделять  последовател ьность  развития  сюжета.  Адекватно  использовать  речевые  средства для  решения  различных  коммуникати вных задач  3Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося способы (осуществляемые действия) деятельности учащегося Формируемые V. Чтение сказки с  анализом – О чем это произведение? В чем его  главный смысл?  – На уроках технологии вы выполняли  поделку «Роза», а прежде чем приступить к этой работе, мы с вами рассмотрели  очень много фотографий различных роз.  Используя свои знания, наблюдения,  скажите: какой это цветок – роза Организует выборочное чтение текста  и анализ по частям.  – Где росла роза? Как вы представляете  садик? Какие слова текста указывают на  запущенность старого цветника? – Выберите действия розы. Кому обычно  принадлежат такие действия?  – Выберите эпитеты в описании розы.  Что источала роза?  – Как об этом пишет автор? Какие слова  помогают это представить? – Выберите описание жабы. Какое  впечатление производит жаба? С  помощью каких слов автор добивается  такого ощущения? – Прочитайте отрывок – описание жабы  так, чтобы он вызывал соответствующие  тексту ощущения. Что для этого  необходимо учитывать? Выразительно читать.  Понимать на  слух ответы  обучающихся . Слушать  собеседника.  Формулирова ть свое мне­ ние и  позицию.  Строить  монологичес кие  высказывания Отвечают на вопросы учителя.  Доказывают, аргументируют свою  точку зрения.  – Роза росла в старом тенистом саду. В саду много больших растений, высокие  кусты, тень, сыро, узкие дорожки.  – Распускалась, раскрывала, точно  плакала, уви­дела небо, почувствовала. Такие действия принадлежат человеку. Запах был словами, слезами, молитвой. – Автор использует в тексте эпитеты,  образные определения: «тонкий свежий аромат был словами, слезами,  молитвами». Читают по тексту: «…На сырой  земле, как будто прилипнув к ней  плоским брюхом, сидела довольно  жирная жаба…» и т. д. – Отталкивающее, отвратительное.  Плоским брюхом, жирная, грязно­ серые бородавчатые и липкие бока и  др.  – Выделять голосом эпитеты,  соблюдать темп VI.  Работа  в группах Организует работу в группах. – Составьте рассказ о героях сказки. 1­я группа – о розе. 2­я группа – о жабе. 3­я группа – о детях. Организует презентацию работы групп, проводит анализ выступлений  Класс делится на три группы для  организации обобщения по  прочитанному материалу. Каждая  группа готовит в течение 6 минут  рассказ об одном из героев.  Работают по правилу «Факты  подтверждаем аргументами»  Уметь  слушать  в  соответствии  с целевой  установкой 4Содержание деятельности обучающегося способы (осуществляемые действия) деятельности учащегося Формируемые подразумевает развернутые ответы  с обоснованием каждого оценочного  суждения­утверждения словами  текста или кратким пересказом  необходимого эпизода Внимательно слушают, задают  уточняющие  вопросы Отвечают на вопросы. Определяют  свое эмоциональное состояние на  уроке. Проводят самооценку,  рефлексию.  Сохранять  учебные  задачи Осуществлят ь  самоконтроль учебной  деятельности – Два сюжета: первый о розе и жабе,  второй –  о брате и сестре Этап урока Содержание деятельности учителя VII.  Домашне е задание VIII. Итог урока.  Рефлекси я Объясняет домашнее задание.  Подготовить пересказ: 1­й ряд – от имени розы; 2­й ряд – от имени жабы; 3­й – ряд  от имени мальчика Оценка результатов выполнения  заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения  итогов урока обучающимися. Учитель   предлагает оценить работу на уроке.  Проводит беседу по вопросам:  – Понравилась ли вам сказка? Какой  эпизод сказки произвел на вас особенное  впечатление? Почему? – Сколько сюжетов в этой сказке? – Что позволило писателю назвать эту  историю сказкой? – Соответствует ли изображение жабы на  рисунке жабе из этой сказки? Почему? – Что особенно заинтересовало вас во  время урока? – Что нового узнали на уроке? 5

Посмотрите также