Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)
Оценка 4.6

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
12.12.2018
Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)
Открытый урок учителя Бречко Л. С..doc
Открытый урок «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) 11 класс (2 ч.) Автор: Бречко Л. С., учитель  русского языка и литературы,  учитель­методист 1 Теоретическая справка Задача педагога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать наиболее удачный вариант «дидактического взаимодействия». Фундаментом урока литературы всегда является   концепция   произведения,   родившаяся   в   процессе   литературоведческого   анализа художественного   текста.   Толкование   произведения   искусства   всегда   носит   субъективный оттенок,   но   любая   интерпретация   не   должна   противоречить   смысловому   инварианту   – авторской позиции, авторскому замыслу, который объективирован именно художественной формой.  Понимание текста произведения искусства  не может быть одинаковым у всех, кто вступает  с  ним  в общение.  Глубина   понимания  литературного  произведения   у читателей, находящихся   на   разных   уровнях   литературного   развития,   безусловно,   будет   разной. Понимание текста не может выражаться конкретной формулой. Поэтому оценивать можно только изменения, которые произошли в восприятии текста, а значит, и сравнивать ученика не с другими, а лишь с ним самим. Гораздо важнее понимания сам путь к нему, те усилия, которые нам приходится совершать, чтобы понять. Пусть ответы на вопрос о том, что же есть истина, будут неодинаковыми в финале работы с текстом произведения – в этом залог того, что ещё не раз оно будет востребовано. Это подтверждает скрапбукинг как дидактический прием взаимодействия и как технология урока. Скрапбукинг (scrapbooking)  – «книга из вырезок». Это своего рода хобби. Его смысл заключается   в оформлении   и самостоятельном   изготовлении   фотоальбомов.   При   этом в альбоме размещаются не только фотографии, но и всевозможные вырезки из газет, записи, рисунки и прочие мелочи, которые дороги как память. Искусство скрапбукинга появилось еще до появления фотографии. В Древней Греции пользовались   записной   книжкой,   которая   называлась   «hypomnema».   В нее   заносили    услышанное, прочитанное, мысли, которые хотелось запомнить или додумать. В Англии 15 века, студенты и филологи пользовались записными книжками, в которые записывали письма, цитаты, стихи, рецепты, тексты молитв и т.п. Они назывались «commonplacebooks». Были популярны   книги   друзей. В начале   18   века   в США в   подобные   записные   книжки   стали вклеивать вырезки из газет и журналов, яркие цветные этикетки.  Фанатом скрапбукинга был писатель Марк Твен. Единственное, что не нравилось ему в скрапбукинге – это клей, который в процессе наклеивания картинок и вырезок пачкал руки. Поэтому   он   изобрел   и   запатентовал   так   называемый   самоклеящийся   альбом:   его   идея печатать   тонкие   полоски   клея   на   страницах   альбомов   для   скрапбукинга   принесла   ему состояние в 50 тысяч долларов. Мода на альбомы в Россию пришла из Западной Европы. Свой альбом был даже у Екатерины Великой. В России в XVIII веке стали популярны девичьи альбомы, куда гости, по своему   желанию  или   по просьбе   хозяйки,  записывали  сочиненные  ими  самими  стихи  или рисовали   что­нибудь   на   память   о   себе.   Кто   не   помнит   крылатых   цитат   из   «Евгения Онегина»?! Конечно, вы не раз видали  Уездной барышни альбом,  2 Что все подружки измарали  С конца, с начала и кругом.  Сюда, назло правописанью,  Стихи без меры, по преданью,  В знак дружбы верной внесены,  Уменьшены, продолжены.  На первом листике встречаешь  Qu’e€crirez­vous sur ces tablettes;  И подпись: t. a€. v. Annette;  А на последнем прочитаешь:  «Кто любит более тебя,  Пусть пишет далее меня».  Информационные источники и литература. 1. Рукоделие, № 10 (42), 2010г. Статья. Немного о кардмейкинге. 2. Журнал “Скрап­Инфо” № 3 2010. 3. Журнал “Скрап­Инфо” № 2 2009. 4. Книга "Its All About Cards And Tags", 2004. 5. Книга "Скрапбукинг. Основы искусства оформления фотографий" Т.Лаптева; Эксмо  Серия: Азбука рукоделия, 2010. 6. Википедия. Скрапбукинг и кардмейкинг. 7. Форумы и мастер­классы по кардмейкингу: www.livemaster.ru. 8. Официальные сайты по скрапбукингу и кардмейкингу: www.ify.ru; pro­skrapbuking.ru;  stranamasterov.ru. 9. Кудина И.Ю. Современный фонд средств обучения литературе: состояние и тенденции развития. http://vio.uchim.info/Vio_31/cd_site/articles/art_4_7.htm 10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.:  Издательский центр "Академия", 2002. ­ 576 с. режим доступа:  http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075­335.shtml 11. https://didaktica.ru/didakticheskie­sredstva  Слайд 1. 3 Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) Цели урока:  повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;  моделировать решение ситуаций морально­этического характера на примере  художественных текстов;  развивать навыки информационной деятельности учащихся;  формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания;  развивать творческий потенциал учащихся;     развивать навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать,  сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Приёмы использования скрап­объектов в качестве дидактического средства на уроке литературы:   анализ символического содержания работ (цвета, предмета, образа);  словесная импровизация;  создание проблемной ситуации; постановка проблемного вопроса;   приём образно­выразительного рисования;  прием визуализации объекта;  Задачи урока:  отрабатывать навыки работы в группах и самостоятельно;  овладеть навыками рецензирования, анализа информации, дискуссии;  научить выпускников применять навыки пользования ИКТ для решения учебных  скрап­задач. Формы работы:  лекционная;  групповая, индивидуальная;  творчески – исследовательская;  дискуссионная. Технологии:   технология критического мышления;  скрапбукинг–технология;  технология решения скрап­задач. Оборудование:  4  Портрет поэта;  Презентация, интерактивная доска;  Кейс–задания;  Скрап­проекты. Ход урока:  Я покорил литературу!  Взорлил. гремящий, на престол! И. Северянин I. Организационный этап.  II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя Теоретик литературы М. Гаспаров высказал мысль, что не бывает стихов хороших   или   плохих;   бывают   стихи,   которые   мы любим   или   не любим. Писатель и журналист Пётр Вайль сочинил замечательную книгу – «Стихи про меня».   Книгу   о поэзии   Северянина,   пожалуй,   можно   назвать –   «Стихи   для меня».  Поэзию Северянина любили и те, кого никак не заподозришь в плохом вкусе:  В. Шаламов:   «Я утверждаю,   что   хорошее   знакомство   с Игорем Северяниным более полезно для молодого поэта, чем, например, с творчеством Василия Каменского, Хлебникова и даже Маяковского. Игорь Северянин – поэт абсолютно   одарённый,  голос   которого   абсолютной   поэтической   чистоты   при всей его вычурности. Игорь Северянин научит поэта краткому, совершенному русскому стиху, тогда как Каменский и Хлебников, сломав русский стих, ничем его практически не заменили». 5 Слайд 2.  Б. Окуджава:   «Нынче   мне   очень   близок   и дорог   Игорь   Северянин. Сущность   этого   большого   поэта,   как   всякого   большого   поэта, – в первооткрывательстве. Он рассказал мне то, что ранее не было известно. Мой путь к нему был труден и тернист, ибо был засорён нашим общим невежеством, и я поминутно   спотыкался   о ярлыки,   которыми   поэт   был   в изобилии   увешан. Над   памятью   его   смеялись,   его   освистывали,   называли   пошлым   и салонным, и всё это оскорбительное месиво звучало ещё при его жизни. К счастью, во мне всё­таки нашлись силы, чтобы разобраться во всём этом. И я постепенно стал его приверженцем. И я увидел, что это поэт, безрасчётно преданный Евтерпе … что пошлость, в которой его упрекали и, есть не что иное, как стилистическое своеобразие и угол зрения, свойственные этому поэту; что слово «салонный» – пустой   уничижительный   ярлык,   придуманный   пролетарскими   критиками, страдающими   множеством   специфических   комплексов,   придуманный   ими в угоду   кратковременному   официальному   духу.   …   И вот,   когда   по воле различных   обстоятельств   это   мне   открылось,   я понял,   я почувствовал,   что Игорь   Северянин —   мой   поэт,   поэт   большой,   яркий,   обогативший   нашу многострадальную   поэзию,   поэт,   о котором   ещё   предстоит   говорить, и у которого есть чему учиться». Многие   говорили:   «Игорь   Северянин – мой   поэт».   Уверенно подписывались под этими словами  Б. Окуджавы.  Перу   Северянина   принадлежит   сонет,   посвящённый   М. Кузмину. В начальных   строфах   –   очень   точный   портрет   Михаила   Алексеевича. А в заключительных   –   отчётливо   видим   уже   самого   автора.   Короля   поэтов. Игоря Северянина… Запутавшись в эстетности сетях, Не без удач выкидывал коленца, А у него была душа младенца, Что в глиняных зачахла голубках. Он жалобен, он жалостлив и жалок. Но отчего от всех его фиалок И пошлых роз волнует аромат? Не оттого ль, что у него, позёра, Грустят глаза – осенние озёра, –  Что он, –  и блудный,  – всё же Божий брат… Слайд 3. Какой он – Игорь Северянин, который открывает русский футуризм  «Прологом эгофутуризма».   В   1911   году   возникла   группа   эгофутуристов: 6 Северянин,   Игнатьев,   Олимпов   и   другие.   С   конца   1912   года   сложилось объединение   «Гилея»   (кубофутуристы):   Маяковский, Бурлюки, Хлебников, Каменский.  III. Работа по теме урока.  Слайд 4. Основные признаки футуризма: Лекция учителя  бунтарство,   анархичность   мировоззрения,   выражение   массовых настроений толпы;    отрицание   культурных   традиций,   попытка   создать   искусство, устремленное в будущее;  бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области   ритмики,   рифмы,   ориентация   на   произносимый   стих,   лозунг, плакат;  поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;   культ техники, индустриальных городов;  пафос эпатажа. Слайд 5. «Эгофутуризм»   (в   переводе   с   латыни   «Я   –   будущее»)   был   другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.). Если кубофутуризм вырос из творческого   содружества   единомышленников,   то   эгофутуризм   был индивидуальным изобретением Игоря Северянина.  Слайд 6. Совместно с К. Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego»,   с   которого   и   начался  эгофутуризм.   Северянин   не   имел   конкретной творческой программы, либо не желал её обнародовать: «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку «эго» и в скобках «вселенский»... Лозунгами моего эгофутуризма были:  1. Душа – единственная истина.           7 2.Самоутверждение личности.  3. Поиски нового без отвергания старого.          4. Осмысленные неологизмы.  5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.  6. Борьба со «стереотипами» и «заставками».  7. Разнообразие метров». В январе 1912 года в Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», под крышей   которой   вокруг   своего   лидера  Северянина  объединились   ещё   не имевшие   литературного   опыта  Г.Иванов,   К.Олимпов  и  Грааль­Арельский (С.Петров). Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю   русской   поэзии.   Его   стихи   отличались   безусловной   напевностью, звучностью и лёгкостью. В 1926 году Игорь Северянин написал данный сонет: Он тем хорош, что он совсем не то,  Что думает о нём толпа пустая,  Стихов принципиально не читая,  Раз нет в них ананасов и авто. Фокстрот, кинематограф и лото ­  Вот, вот куда людская мчится стая!  А между тем душа его простая,  Как день весны. Но это знает кто? Благословляя мир, проклятье войнам  Он шлёт в стихе, признания достойном,  Слегка скорбя, подчас слегка шутя  Над всею первенствующей планетой...  Он – в каждой песне им от сердца спетой,  Иронизирующее дитя. Слайд 7.  Когда вы открыли впервые книгу стихов Северянина, какие чувства испытывали?! Я, например, чувство недоумения. На каком языке написана эта книга?   Иностранные   звуки   преобладают,   речь   пестрит   неслыханными словообразованиями,   капризными   неожиданными   оборотами.   Стихотворные метры   так   разнообразны,   что,   даже   не   читая,   а   только   взглянув   на   стихи, удивляешься прихотливости, с которой полуаршинные десятистопные строфы, 8 едва умещающиеся на двух строках, чередуются со строфами в один только слог; а рядом совсем безразмерная и вместе с тем таинственно певучая речь. Критика   всегда   оценивала   его   творчество   неоднозначно. Стихотворения   Северянина   вызывали   и   вызывают   у   читателей неоднозначные   оценки.   Почему   так?   Кто   же   он,   поэт­эгофутурист Игорь Северянин?  Для   этого   мы   разделим   класс   на   группы,   которые   будут   работать   со   своим исследовательским «скрап­кейсом» (опережающее домашнее задание), уже используя технологию скрапбукинга. Каждая группа получит свое название, исходя из которого и необходимо   осуществлять   задачи   скрап­проекта. специально подготовленный учебный материал, отражающий конкретную проблемную ситуацию. Обучающиеся   должны   исследовать   ситуацию,   проанализировать   данный   материал, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них, создать выступление в виде скрапбукинга (допустимо создание презентации).    Скрап­кейс   –  IV. Работа в группах. Слайд 8. Погружение в проблему Группа1. «Биографы» Скрап­кейс «Знакомство с поэтом» (возможный материал) Позовите меня, – я прочту вам себя,  Я прочту вам себя, как никто не прочтёт.  Как никто не прочтёт, даже нежно любя,  Даже нежно любя... Но причем здесь почёт!  Вы поймете тогда, как я мал и велик,  Вдохновенье мое вы поймёте тогда...  Кто не слышал меня, тот меня не постиг,  Никогда­никогда, никогда­никогда! Поэт, певец и эгоист Игорь Северянин родился 16 мая 1887 года в Петербурге. Одна из самых   заметных   фигур   Серебряного   века,   его   личность   до сих   пор   остается   загадкой для исследователей и читателей. Возможно, ключ к пониманию лежит в необычных фактах его биографии. Представляем семь фактов об Игоре Северянине: 1. Псевдоним­оберег Настоящая фамилия поэта – Лотарев, но известность пришла к нему под псевдонимом Игорь­Северянин. Именно так, через дефис, автор писал свое литературное имя, считая его знаком   рождения   как поэта   и своим   оберегом.   Действительно,   необычный   псевдоним 9 как будто переломил до того неудачную творческую судьбу Северянина, поставив его в один ряд с величайшими поэтами эпохи. 2. Поэт­недоучка   По материнской  линии  Северянин  был  родственником Афанасия  Фета  и сочинять стихи   начал   уже   в восьмилетнем   возрасте.   Несмотря   на недостаток   образования –   поэт окончил   всего   четыре   класса   Череповецкого   реального   училища –   он   был   одержим литературой и десять лет издавал собственные стихи за свой счет в виде тоненьких брошюр. К 1912 году их накопилось уже 35, но читатели и критики по­прежнему оставались холодны к молодому дарованию. 3. «Крещение» Толстым Как ни странно, стать звездой поэту помог разгромный отзыв Льва Толстого. В 1909 году писатель Иван Наживин привез одну из брошюр Северянина в Ясную Поляну и прочитал его   стихи   классику   русской   литературы.   Строчка   «Вонзите   штопор   в упругость   пробки» из стихотворения   «Хабанера   II»   вызвала   у Толстого   негодование:   «И   это –   литература? Вокруг –   виселицы,   полчища   безработных,   убийства,   невероятное   пьянство,   а у   них – упругость пробки…» Однако самого Северянина критика мэтра нисколько не огорчила, ведь после того, как отзыв попал в прессу, поэт стал знаменитостью. 4. Эгоист­одиночка На   волне   успеха   Северянин   основал   собственное   литературное   направление – эгофутуризм. Он провозгласил: раз природа создала всех людей эгоистами, нужно развивать в себе   это   качество.   Однако   меньше   чем   через год   поэт   покинул   созданную   им   группу и заявил,   что   желает   быть   одиноким.   Тем   не менее,   он   охотно   выступал   с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, поучаствовав с ними в 2Первой олимпиаде российского футуризма» в Крыму. 5. «Завывающий баритон» Зрители   его   выступлений   вспоминали,   что   Северянин   поражал   прежде   всего своеобразной манерой петь стихи на мотивы известных музыкальных произведений. Обладая прекрасной   памятью,   хорошим   слухом   и удивительно   сильным   голосом,   поэт   мог воспроизводить   даже   сложные   оперные   партии.   Поначалу   далеко   не все   зрители воспринимали   его   всерьез.   Современники   писали,   что   на одном   выступлении   публика расхохоталась   в голос,   услышав   его   «завывающий   баритон»   с носовым   произношением. Некоторые   люди   смеялись   так   безудержно,   что   им   приходилось   покидать   зал,   чтобы отдышаться.   Невозмутимого   Северянина   это   необычное   для поэтического   вечера   веселье не трогало. 6. Да здравствует король! В феврале 1918 года в Политехническом музее в Москве состоялись выборы «короля поэтов». По итогам голосования победил Северянин, вице­королем окрестили Маяковского. Церемония награждения была довольно своеобразной: из ближайшего похоронного бюро был доставлен взятый на прокат огромный миртовый венок. Его возложили на шею Северянина. Венок   свисал   до колен   рослого   поэта,   но это   не помешало   ему   спеть   свои   классические «поэзы», гордо вытянувшись и заложив руки за спину. Свой титул поэт воспринял крайне серьезно. 10 7. Вселенский поэт Сознание собственного дарования до конца жизни сопровождало Северянина. Житель ленинградской   деревни   Венкула   Борис   Йыге   вспоминал,   как однажды   увидел   поэта у продуктовой лавки. Высокий незнакомец с изящными манерами привлек внимание сельских мужиков. Один из них высказал догадку, что это «местный поэт Игорь Северянин». Услышав это, поэт остановился и резко бросил: «Не местный, а вселенский. А вы понимаете, что такое вселенский?» Ощущение своего вселенского предназначения помогало поэту не прекращать писать   до последних   дней   жизни.   Северянин   умер   в 1941   году   в Эстонии,   где   прожил в вынужденной эмиграции больше 20 лет. Задание.      Представьте   скрап­кейс.   Итогом   работы   также   может   стать презентация­представление Игоря Северянина.  Дополнительный материал:  1.Автобиографический роман «Падучая стремнина» (1922).  2. Лев Аннинский. Серебро и чернь – Игорь Северянин. 3. http://sotvori­sebia­sam.ru/igor­severyanin/ 4. http://www.poet­severyanin.ru/Bio/index.html 5. http://poetrylibrary.ru/stixiya/severyanin­1.html Слайд 9.  Группа 2. «Критики» Скрап­кейс «Звездный час автора безвестных "хабанер"» (возможный материал) 1.  Первая   моя   книжка   «К   предстоящему   выходу   Порт­Артурской   эскадры» вышла в сентябре 1904 г., в год громов и молний. С тех пор я издал 35 брошюр со   своими   поэзами.   И   только   в   этом   году   вышел   большой   сборник   — «Громокипящий   кубок».   Критика   меня   заметила   только   на  26­й   брошюре,  в которой шла «Хабанера II» («Вонзите штопор в упругость пробки...»). Это было в 1909 г. Меня принялись ругать, а я смеялся и читал «Fleurs du mal»!.. Хабанера II                       Синьоре Za Вонзите штопор в упругость пробки,­ 11 И взоры женщин не будут робки!.. Да, взоры женщин не будут робки, И к знойной страсти завьются тропки. Плесните в чаши янтарь муската И созерцайте цвета заката... Раскрасьте мысли в цвета заката И ждите, ждите любви раската!.. Ловите женщин, теряйте мысли... Счет поцелуям ­ пойди, исчисли!.. А к поцелуям финал причисли,­ И будет счастье в удобном смысле!.. 2.  Толстой       смеется,  но   потом   приходит   в   ярость. «Чем   занимаются!   Чем занимаются! И это – литература?! …» Сам о себе Северянин писал, что стать известным ему помог «счастливый случай» – в 1910 г. его стихотворение попало на глаза Льву Толстому, и старца возмутили строки «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки». Об этом сразу стали трубить   все   газеты.   Каждый   старался   напечатать   стихи Северянина, дабы побранить, и это принесло поэту необычайную популярность.  В   1938   году   в   эстонском   городке   Тапа   произошла   встреча Игоря 3. Северянина с Иваном   Буниным,   совершавшим   турне   после   вручения Нобелевской   премии.  Здороваясь,  Бунин   произнес   имя   поэта   и   запнулся,   не сочтя  возможным   обратиться  к  коллеге,  используя  его  псевдоним.  Это  дало повод Северянину упрекнуть Бунина в том, что он не знает современной ему русской   литературы,   подразумевая,   что   он   не   знает   подлинной   фамилии   и отчества самого поэта. 4. Поэт Павел Антокольский – в то время еще совсем молодой человек – был потрясен,   когда   его   коллега, Игорь   Северянин,   заказал   в   ресторане   штоф водки   и   соленый   огурец.   Стихотворение Северянина «Увертюра»,   ставшее почти хрестоматийным, как известно, начинается так: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Неудивительно,   что   юный   и   впечатлительный Антокольский был   глубоко поражен тем, что, так сказать, «в жизни» Северянин вместо этого заказывает банальные водку и огурец. 5.   Хочется   привести   слова Андрея   Вознесенского,   посвященные Игорю Северянину:   «Игорь­Северянин   –   форель   культуры.   Эта   ироничная, 12 капризно­музыкальная   рыба,   будто   закапанная   нотами,   привыкла   к среде хрустальной и стремительной». 6. Сувенир критике Ах, поглядите­ка! Ах, посмотрите­ка!  Какая глупая в России Критика:  Зло насмеялася над «Хабанерою»,  Блеснув вульгарно своей манерою,  В сатире жалящей искала лирики,  Своей бездарности спев панегирики,  И не расслышала (иль то политика?..)  Моей иронии глухая Критика.  Осталось звонкими, как солнце, нотами  Смеяться автору над идиотами,  Да приговаривать: ах, посмотрите­ка,  Какая подлая в России Критика! Задание.      Представьте   скрап­кейс.   Исследуйте   проблему   и объясните,   почему   неугодным   был   И.Северянин? Чем   «удивил»   поэт Северянин? Почему журналисты устроили охоту за ним? Проанализируйте несколько стихотворений поэта со стороны критики. Дополнительный материал:  1.Моя поэзия. Исповедь Игоря Северянина для «Синего журнала» 2. Лев Аннинский. Серебро и чернь – Игорь Северянин. 3. http://www.poet­severyanin.ru/Bio/vospom.htm 4. http://poetrylibrary.ru/stixiya/severyanin­1.html Слайд 10.  Группа 3. «Художники. Искусствоведы» Скрап­кейс «Игорь Северянин в живописи русских художников» (возможный материал) Стихотворения   Игоря   Северянина   «проиллюстрированы»   картинами   восемнадцать   Семнадцать   картин, русских   художников   XIX­XX вв. стихотворений – настоящее наслаждение!  13 «Моря нельзя не любить, как нельзя не любить леса, озер, рек – природы Божьей.   Природы   и искусства.   Во всех   проявлениях.   Да и что же   любить остается здесь, на земле? Привыкшему к природе трудно жить в городе, может быть, и нельзя уже жить. Безлюдье обворожительно, в наши дни –в особенности. Природа прекрасна. Без людей — вдвое. Нет красоты, которой бы не испортил человек.   Я говорю   о людях   вообще.   Но среди   людей   есть   такие   влекущие, необходимые люди. Они – исключенье, а без него нет правила. Как гадки люди в целом! Как привлекательны в частности...» 1927. «По лесам и озерам». Игорь Северянин Задание.   Представьте скрап­кейс.  Исследуйте проблему и объясните, откуда столь внезапный интерес к автору, который издал 35 сборников и был ранее не замечен? Что за личность Игорь Северянин? Проанализируйте интерес к   В   чем   особенность  экспоната этому человеку с точки зрения живописи. «Поход Игоря Северянина на Берлин» (М. В. Ле­Дантю)? М. Копьев. Игорь Северянин в Эстонии. Холст, масло. 2004 Дополнительный материал: 1. 2. http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/poeziya­igorya­severyanina­v­ zhivopisi­russkikh­khudozhnikov/ 11614 https://www.facebook.com/a.konchalovsky/posts/17780313322 Слайд 11. Группа 4. «Король?! Долой Короля!» Скрап­кейс «Игорь Северянин избран!» (возможный материал) 14 1. РЕСКРИПТ КОРОЛЯ Отныне плащ мой фиолетов,  Берета бархат в серебре:  Я избран королём поэтов  На зависть нудной мошкаре. Меня не любят корифеи –  Им неудобен мой талант:  Им изменили лесофеи  И больше не плетут гирлянд. Лишь мне восторг и поклоненье  И славы пряный фимиам,  Моим ­ любовь и песнопенья! –  Недосягаемым стихам. Я так велик и так уверен  В себе, настолько убеждён,  Что всех прощу и каждой вере  Отдам почтительный поклон. В душе ­ порывистых приветов  Неисчислимое число.  Я избран королём поэтов –  Да будет подданным светло! 1918г. 2. Маяковский ответил не сразу, затем сказал, что нельзя уступать аудиторию противнику,   какой   бы   она   ни   была.   Вообще   надо   выступать   даже   перед враждебной   аудиторией:   всегда   в   зале   найдутся   два­три   слушателя,   по­ настоящему понимающие поэзию. — Можно было еще повоевать... Слайд 12. 3.  Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде   было   тесно,   как   в   трамвае.   Теснились   выступающие,   стояла   не поместившаяся   в   проходе   молодежь.   Читающим   смотрели   прямо   в рот. Маяковский   выдавался   над   толпой.   Он   читал   «Революцию»,   едва   имея возможность взмахнуть руками. Он заставил себя слушать, перекрыв разговоры и шум. Чем больше было народа, тем он свободней читал, тем полнее был сам захвачен и увлечен. Он швырял слова до верхних рядов, торопясь уложиться в отпущенный ему срок. 15 Но «королем» оказался не он. Северянин приехал к концу программы. Здесь был он в своем обычном сюртуке. Стоял в артистической, негнущийся и «отдельный».  Прошел   на   эстраду,   спел   старые   стихи   из   «Кубка».  Выполнив договор, уехал. Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и возвращался   в   артистическую,   посверкивая   глазами.   Не   придавая   особого значения результату, он все же увлекся игрой. Сказывался его всегдашний азарт, страсть ко всякого рода состязаниям. — Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо. Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. Третьим был Василий   Каменский.   Часть   публики   устроила   скандал.   Футуристы  объявили   выборы   недействительными.   Через   несколько   дней   Северянин выпустил сборник, на обложке которого стоял его новый титул. А футуристы устроили вечер под лозунгом «долой всяких королей». Задание.  Представьте скрап­кейс. Почему решили пересмотреть результаты собрания? Как   отреагировал   главный   футурист   страны   на   всеобщее   признание   Северянина? Состоялось ли народное признание Игоря Северянина? Как отнесся к тому, что стал победителем конкурса, сам Северянин? Дополнительный материал: 1. .Моя поэзия. Исповедь Игоря Северянина для «Синего журнала» 2. Лев Аннинский. Серебро и чернь – Игорь Северянин. 3. В. Рожденственский. «Игорь Северянин» 4.  http://www.poet­severyanin.ru/library/rozhdestvenskiy­severyanin.html 5. Петр Пильский. Странствующий рыцарь. 6. https://agent­40.livejournal.com/62856.html  7. Игорь Северянин и Владимир Маяковский. Футуристические бои. Диалоги о первой мировой войне и о назначении поэзии 8. http://sotvori­sebia­sam.ru/igor­severyanin/ Группа 5. «Король!» Скрап­кейс «Изгнание поневоле…» (возможный материал) Слайд 13. 16 1. Фиалка Снежеет дружно, снежеет нежно, Над ручейками хрусталит хрупь. Куда ни взглянешь ­ повсюду снежно, И сердце хочет в лесную глубь. Мне больно­больно.. Мне жалко­жалко.. Зачем мне больно? Чего мне жаль? Ах, я не знаю; ах, я – фиалка, Так тихо­тихо ушла я в шаль. О, ты, чьё сердце крылит к раздолью, Ты триумфатор, ты властелин! Приди, любуйся моей фиолью – Моей печалью в снегах долин. О, ты, чьи мысли всегда крылаты, Всегда победны, внемли, о ты,  Возьми в ладони меня, как в латы, Моей фиолью светя мечты!.. 2. Облачившись в «фиолетовый плащ», Северянин возвращается из Москвы в Питер, а потом отбывает   за   пределы   России.   Навсегда.   Ему   хватает   года,   чтобы   осознать   «фарс» осуществившейся «грезы», и в феврале 1919 года он от порфиры отрекается: Да и страна ль меня избрала  Великой волею своей  От Ямбурга и до Урала?  Нет, только кучка москвичей... 3. Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ты потерял свою Россию. Противопоставил ли стихию Добра стихии мрачной зла? Нет? Так умолкни: увела   Тебя судьба не без причины В края неласковой чужбины. Что толку охать и тужить – Россию надо заслужить! 5. О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам…   О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… 17 О России петь – что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным.  В   своем   стихотворении   «Бессмертным»   четыре   слова   в   русском   языке  Игорь 6. Северянин называет могущественными. Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!– Могущественные слова! И не от них ли на опушке Нам распускается листва? 7.  Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен на Александро­Невском кладбище. На памятнике помещены его строки: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! 8. В советское время стихи поэта получили клеймо «декадентщина», «северянинщина» и были   запрещены,   Первое   издание   собрания сочинений Игоря Северянина появилось в России лишь в 1996 году.   Задание.  Представьте скрап­кейс. Исследуйте материал по данной теме.    как   идеологически   вредные. Дополнительный материал: 1. Олег Кустов. Паладины. Экзистенциальные эссе серебряного века русской поэзии. 2 . Вальмар   Адамc.   Игорь   Северянин   в   Тарту   (Из   романа   «Эста   вступает   в жизнь») 3. Лазарь Городницкий. Пристать бы мне к родному берегу...          4. М. Надель­Червиньска. «Две России глазами "дачника с 1918 года", Игоря Северянина». V. Выступление групп. Презентации скрап­выступлений. VI. Дискуссия по теме «Гений Игоря Северянина». VII. Рефлексия в группах. Рефлексия общая. VIII. Заключительное слово учителя. Слайд 14. Игорь   Северянин   –   фигура   во   многом   еще   недооцененная   и   не прочитанная в прошедшем веке. Его имя в русской поэзии первых десятилетий 18 XX века было овеяно легендами и мифами, поэт при жизни стяжал небывалую славу,   однако   эта поэтическая слава,   по   его   собственному   признанию,   была «двусмысленной». Моя двусмысленная слава Двусмысленна не потому, Что я превознесён неправо, – Не по таланту своему, – А потому, что явный вызов Условностям – в моих стихах И ряд изысканных сюрпризов В капризничающих словах. Во мне выискивали пошлость, Из виду упустив одно: Ведь кто живописует площадь, Тот пишет кистью площадной. Бранили за смешенье стилей, Хотя в смешенье­то и стиль! Чем, чем меня не угостили! Каких мне не дали "pastilles"! Неразрешимые дилеммы Я разрешал, презрев молву. Мои двусмысленные темы –  Двусмысленны по существу. Пускай критический каноник Меня не тянет в свой закон, – Ведь я лирический ироник: Ирония – вот мой канон.   «Иронизирующее»,   играющее   начало   лирики   не   было   воспринято читателями   однозначно,   «арлекинский»   мир   Северянина,   мир эстета и   денди, гурмана и гедониста, человека новой эпохи и цивилизации не сразу был разгадан и понят. Маски Северянина часто эпатировали слушателей его поэзоконцертов. Газетная,   журнальная   критика   обвиняла   его   в   безвкусии, пошлости, легкомысленном   «будуарно­салонном   бреде»,   считала   его поэзию «дамской бессмыслицей».  Слайд 15. 19 В поэзии он не бунтарь и не пахарь,                                                       Скорее – колдун, неожиданный знахарь;                                               Одним он казался почти гениальным,                                                    Другим  –  будуарно­бульварно банальным…                                                            (В. Шефнер) Но   не   только   скандальная   слава   увековечила   его   имя   в   русской поэзии. Мэтры отечественной литературы – К. Фофанов, Ф. Сологуб,                В. Брюсов,  К. Бальмонт, К. Чуковский не просто заметили поэта Северянина, но и предвещали ему большое будущее. И не ошиблись. Это подтверждает наш урок. Спасибо за ваши удивительные скрап­проекты! Слайд 16.  Домашнее   задание: XI. Игоря Северянина.   подготовить   чтение   наизусть   стихотворений 20

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)

Тема урока: «Я так бессмысленно чудесен…» (скрапбукинг поэзии Игоря Северянина) (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018