Тема урока:Х.К.Андерсен . Дикие лебеди

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание раздела; познакомить с творчеством писателя; добиться понимания произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; умение подробно излагать прочитанное и услышанное; развивать память, внимание, речь; развивать интерес к информации, которую несет текст; развивать умение анализировать произведение, творческие способности; формировать навыки трудолюбия и целеустремленности. Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, уметь читать целыми словами, правильно, выразительно; уметь работать с текстом; понимать и объяснять поступки героев; уметь подробно излагать прочитанное и услышанное; личностные: должны проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения; создать условия для проявления нравственного облика учащихся ( доброты, чуткости, внимания); системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения. Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг по теме раздела, предметные картинки по теме урока. Межпредметные связи: с познанием мира, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, историей.
Иконка файла материала 1 (97).docx
Литературное чтение Дата:  «___»___________ 20___г                                                         Класс: 4 Тема урока:Х.К.Андерсен . Дикие лебеди Цель урока: Познакомить учащихся с новым разделом учебника, учить прогнозировать содержание  раздела; познакомить с творчеством писателя; добиться понимания произведения; отрабатывать  навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; умение подробно излагать  прочитанное и услышанное; развивать память, внимание, речь; развивать интерес к информации,  которую несет текст; развивать умение анализировать произведение, творческие способности;  формировать навыки трудолюбия и целеустремленности. Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, уметь читать целыми словами,  правильно, выразительно; уметь работать с текстом; понимать и объяснять поступки героев; уметь  подробно излагать прочитанное и услышанное; личностные: должны проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать  свою точку зрения; создать условия для проявления нравственного облика учащихся ( доброты,  чуткости, внимания); системно­деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности;  давать оценку действиям героев произведения. Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг по теме раздела, предметные  картинки по теме урока. Межпредметные  связи: с познанием мира, русским языком, изобразительным искусством, музыкой,  историей. Ход урока Ι . Организационный момент. Мотивация к деятельности. Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта – она от века Украшенье человека… Прочитайте пословицы о доброте, объясните их смысл. Добрые умирают, а дела их живут. Добрый человек всегда правдой живет. Добрые слова лучше мягкого пирога. Доброе дело без награды не останется. Доброе слово слаще меда. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. ΙΙ –Расшифруйте слова. R З U О W Л G О Z Т S А Y Я LF Д R У W Ш Z А D (Золотая душа.) . Сообщение темы и цели урока. ΙΙΙ . Актуализация опорных знаний. Викторина по сказкам Андерсена.– Давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки датского писателя Х.К. Андерсена. 1.Самая зимняя сказка Х.­К. Андерсена. («Снежная королева») 2.Героями какой сказки Х.­К. Андерсена являются животные: полевая мышь, ласточка, крот?  («Дюймовочка») 3. Из какой сказки эти вещи: кровать, двенадцать тюфяков, горошина. («Принцесса на горошине») 4.О каком герое: «Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”». Все гнали бедняжку, даже  братья и сестры говорили: «Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!». (Гадкий утенок.) 5.Самый бравый, добрый и находчивый солдат из сказки Х.К. Андерсена. (В сказке «Огниво».) 6. Старая оловянная ложка, солдатики, бумажная балерина, чертенок из табакерки. Откуда эти вещи?  («Стойкий оловянный солдатик».) 7. Из какой сказки эти строки: «У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца,но ты  должна отдать этот голос мне». («Русалочка».) 8. Какой герой сказки Х.К. Андерсена носил под мышкой два зонтика: черный и цветной?(Оле­ Лукойе.) 9. Группа артистов, состоящая из животных, путешествовала по свету. (Бременские музыканты.) Ι V. Работа над новым материалом. Всемирно знаменитый писатель ХансКристиан Андерсен родился в Дании в 1805 г.     1815 год –  первые литературные работы Андерсена.      1835 – 1837 гг. – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда  вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др. Андерсеном было издано 24 сборника  сказок.         1840­е годы – написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках «Сказки» с  сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: «Книга картин без картин»,  «Свинопас», «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева».  Он первым обратился к сюжетам из  жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, троллей, королев…  Чтение рассказа учащимися. V. Первичное закрепление. Докажите,  что данное произведение является сказкой? Найдите сказочные элементы. Разделите персонажей сказки на две группы (добрые и злые). Какие персонажи относятся к каждой  группе? Какие чувства вызвало у вас начало сказки? Как автор описывает детей короля в начале сказки? Прочитайте этот отрывок в тексте. Какие изменения произошли в жизни героев, с чем это связано? Почему мачеха возненавидела Элизу? Почему принцессе пришлось уйти из дворца? Какое решение она приняла? Кто помогал Элизе и почему? Найдите и прочитайте в тексте отрывок встречи Элизы с братьями. Почему принцы прилетали в  родную страну? Дайте характеристику главной героини. Составьте словесный портрет Элизы. Какое желание было у девочки? Какие трудности испытывала Элиза для спасения своих братьев? Что придумали братья­лебеди, чтобы перевезти Элизу? Прочитайте этот отрывок. Какие чувства  испытывала Элиза?  В чем состояла трудность перелета? Найдите кульминационный момент перелета. Когда вам стало  особенно тревожно за героев? Как ты оцениваешь поступок девочки? Что вы можете рассказать об архиепископе? Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи? Как было снято проклятье? Зачитайте. Физкультминутка. Лебеди Лебеди летят, крыльями машут,  Прогнулись над водой, качают головой.Прямо и гордо умеют держаться,  Очень бесшумно на воду садятся. Плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания.   (2 –3  раза) Продолжение работы по теме урока. – Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми  чудесами, которые происходят в сказке.) – Что хотел автор сказки донести до читателя? – Мы привели достаточно много примеров борьбы добра со злом, непоколебимой преданности сестры  братьям. – Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чем не  изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в ее поведении раскрывается ее твердость  характера, и она стойко переносит все испытания. И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и  преданность. –Какая из пословиц, которые мы читали в начале урока, подходит к данной сказе, отражает ее  главную мысль? –Почему Х.К. Андерсен так озаглавил эту сказку? Кто понравился в этой сказке? Кто вызвал  антипатию? Почему? Какая это сказка? Грустная или веселая?Можете ли вы назвать другие сказки  Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (Гадкий утенок,  Стойкий оловянный солдатик.) Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее  душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ,  благодарны.Захотелось ли вам узнать, чем закончится история Элизы и ее братьев? Работа в тетрадях.  Восстановление последовательности плана. Ι V . Подведение итогов урока. Какой раздел мы начали изучать? Как вы понимаете его название? Какое впечатление на вас произвела сказка Х.К. Андерсена? Почему Х.К. Андерсен так озаглавил эту сказку?  Кто понравился в этой сказке?  Кто вызвал антипатию? Почему?  Какая это сказка? Грустная или веселая ΙΙ V . Рефлексия. С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня? ΙΙΙ V . Информация о домашнем задании. Перескажите сказку по плану.

Посмотрите также