Тема уроков: О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.
Оценка 5

Тема уроков: О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
04.03.2018
Тема уроков: О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.
Презентация
Уроки 97-98.docx

Технологическая карта уроков № 97-98

 

ФИО учителя: Исимбаева Динара Маркайдаровна

Должность: учитель,

место работы: МАОУ «Первомайская СОШ»,

п.Майский, Кваркенский район

 

Название предмета: литература

Класс: 6

УМК: Литература Г.С.Меркин, 2012 г.

Уровень обучения: базовый

Тема уроков: О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.

Общее количество часов: 3

Место уроков в системе уроков по теме: 2-3

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом «Вождь краснокожих».

Задачи:

Образовательные:                                                                                          

Развивать умения характеризовать героя на основе его поступков

Развивающие:

·         развитие мышления, монологической и диалогической речи, памяти;

·         развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; 

·         активизировать мыслительную деятельность учащихся через применение приёмов критического мышления.

Воспитательные:

·         развитие личностных качеств учащихся, такие как любознательность, терпимость; толерантность, целеустремленность,  аккуратность,

·         развивать умения учащихся работать с текстом в группе, совершенствовать навыки взаимодействия в группе.

Личностные УУД:

·           уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД:

·         формирование умения видеть, формулировать проблему (задачу);

·         умения ставить вопросы и находить ответы;

·         умения структурировать текст.

Коммуникативные УУД:

·           формирование умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности;

·           умения слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации;

·           умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

·           умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию.

Коммуникативные УУД:

·           формирование умения контролировать своё эмоциональное состояние и поведение.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта (приложение 1), тесты (приложение 2)

            О, смех – великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха.

                                           Н.В.Гоголь

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формулировка эпиграфа, цели, задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения. История создания рассказа. (Слайды 2,3)

Работа с теоретическим понятием и кратким словарем литературоведческих терминов. (Слайд 4)

 

Работа со словарёмhttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5560a123ba13f/priroda-komichieskogho-v-rasskazie-o-gienri-vozhd-krasnokozhikh_1.png

Лексическая работа: понятие комического (от греч. – komikos – смешной, веселый) - смешное в жизни и искусстве.

Комическое – художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствия между внешними проявлениями чего-то и внутренней сущностью.

Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического и воспитания человека средствами смеха. Именно в литературе наблюдаются все оттенки и разновидности комического : юмор, ирония, сарказм, сатира.

Псевдоним ( от греч . pseudo – вымысел, onoma – имя ) – вымышленное, ложное имя или условный знак, под которым автор публикует свое произведение.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, обсуждать,

Можем мы урок начать!

 

 

 

 

Записывают понятия в тетради

 

Обсуждают слова темы

Познавательные УУД: 

формирование умения видеть, формулировать проблему (задачу); умения ставить вопросы и находить ответы; умения структурировать текст.

wosdkrasnokosih.jpg

2.  Актуализация опорных знаний.

Перед нами карта (Приложение 1).

- Куда отправимся сейчас? Кто догадался? Да, из России в США.

 

Конечно, мы будем там не одни, а вместе с героями этого удивительного писателя.

- Может быть, кто-то догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Да, мы продолжим разговор о рассказе О.Генри и выясним, какие художественные приемы использовал автор для создания комического, т.е. выясним природу комического .

Итак, тема урока «О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического».

 

- Как вы понимаете слово «юмор»?

- Смех всегда одинаковый? Или он имеет разные оттенки? (ирония, гротеск, сарказм, сатира).

Юмор – это веселый, незлой смех.

В литературе часто используется понятие «комическое».

-Что это значит? Это такой художественный прием, когда писатель или поэт используют несоответствия.

-Где могут быть несоответствия? В портрете, в речи, в характере, в ситуации, в заглавии, в речи.
-Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он?

-А в действительности, о чем идет речь?

Казалось бы, страшное дело – похищение ребенка. А мы смеемся.

- Так в чем же дело? Какие юмористические приемы использует автор? Несоответствия.

Работают по карте

Отвечают на вопросы:

Из России в США.

 

 

 

 

 

 

 

Будем говорить о рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»

 

 

 

 

Записывают тему в тетради

 

 

Отвечают на вопросы

 

Нет, смех бывает злой и добрый

 

 

 

 

Записи в тетради

 

 

 

Думали, что он о настоящих индейцах. О их вожде.

 

О ребенке, мальчике

 

Познавательные УУД:

- устанавливают причинно-следственные связи, перерабатывают и преобразовывают информацию, строят суждения

Коммуникативные УУД:

- владеют монологической и диалогической формами суждения

3.  Организация и самоорганизация обучающихся

в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Исследовательская работа с текстом в группах и представление результатов.

 

 

ГРУППА № 1. Характеристика героев. Какие несоответствия увидели в поведении жуликов.

 

 

ГРУППА № 2. Выбрать цитаты из текста, иллюстрирующие смешное в данной ситуации рассказа, в сюжете.

 

 

ГРУППА № 3. Наблюдение за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создается комический эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Смешное создается путем соединения несовместимого , неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах.

Приемы, которые использует О.Генри:

-гипербола;

-несоответствия;

-юмористические сравнения;

-неожиданные повороты сюжета;

- непредсказуемый финал.

1. Жулики уверены, что отец заплатит большой выкуп за ребенка. Но он спокоен и не ищет связей с похитителями.

Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, «визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения». Он не боится ничего и чуть не плачет, общаясь с Джонни.

Вывод: в поведении героев много неожиданностей.

 

 

2. Сами похитители вовсе не страшные.

Их становится даже жаль. А вот Джонни бросал камнями в котенка, чуть не снял с Билла скальп, превратил несчастного мужчину в «коня», заставил есть песок, сунул за шиворот горячую картошку и раздавил ее ногой. И вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить деньги отцу мальчика.

 

3. Билл выкатился, мальчишка ухмылялся, крался. Используются такие глаголы, как «хватаю», «лягаю» , «тащу», «плюхается». Необычны и сравнения, используемые писателем: «городишко плоский, как блин», дрался как « бурый медведь среднего веса», визг Билла – это «вой не хуже пароходной сирены» и др.

Коммуникативные УУД : 

формирование умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности; умения слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию.

 

 

Познавательные УУД: 

формирование умения делать выводы, обобщения и умозаключения.

 

 

Регулятивные УУД : формирование умения контролировать своё эмоциональное состояние и поведение.

4.  Практикум.

Аналитическая беседа

-А что вы можете сказать о характере вождя? (Слайды 5,6,7,8)

 

 

 

_ Давайте прочитаем его « застольную» речь.

 

Но Джонни в то же время ленив, не любит учиться в школе, жесток по отношению к людям и животным. Ребята доказывают свои мысли текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, вы бы хотели иметь такого друга?

- Почему мальчик вырос таким? (Слайд 9)

 

-он любознателен, активен, смел. У него богатая фантазия и воображение.

 

 

- Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали шестнадцать штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять штук щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо-невидимо. А звезды горячие? В субботу я два раза отлупил Эда Уокера. Не люблю девчонок! Жабу не очень-то поймаешь, разве только на веревочку. Быки ревут или нет? Почему апельсины круглые? А кровати у вас в пещере есть? Амос Меррей - шестипалый. Попугай умеет говорить, а обезьяна и рыба нет. Дюжина - это сколько будет?

 

 

- нет

 

- очевидно, родители слишком много потакали своему чаду, удовлетворяли все его прихоти.

Коммуникативные УУД:

 

 формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

 

 

 

Предметные УУД:

составляют характеристику

героя

5.  Проверка полученных результатов. Коррекция

Самостоятельное создание вывода

-Так о чем заставляет задуматься рассказ О.Генри?(Слайд 9)

 

Воспитание детей – это огромный труд и необходимость. Возможно, из Джонни и вырастит порядочный человек, но сколько сил потребуется приложить взрослым!

А теперь проверим, насколько вы внимательно читали рассказ.

Тест (приложение 2)

-О том, что нужно детям уделять внимание, воспитывать их добрыми, отзывчивыми людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре.

Регулятивные УУД: 

формировать умение анализировать свою работу, обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения; умения использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.

Личностные УУД: потребность в самовыражении и самореализации, принятие решений, самовоспитания с позиции представления о жизни,самоанализ.

6.  Рефлексия, домашнее задание

Возвращение к теме уроков.

Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы; качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.). Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)

 

Домашнее задание.

Составить рассказ о самом смешном случае из своей жизни, помня о способах создания комического

Записывают задание в дневник

                                                                                                                                              

                                                                                                                                                             Приложение 1


AL-large.gif

 

( В США, штате Алабама, в городе Вершина).

 

 

Приложение 2

Тест

1.Имя автора рассказа «Вождь краснокожих?

А) Уильям Сидни Портер   б) О.Генри      в) Уильям

 

 2. В каком штате родился будущий писатель?

А) Северная Каролина   б) Колорадо   в)  Техас

 

3. Сколько рассказов написал он за свою жизнь?

А) более 280   в) 310   в) 260

 

4. Назовите имена похитителей мальчишки?

А) Билл Дрискол и Сэм   б) Охотник Хенк и Змеиный Глаз    в) Билл и Сэм

 

5. Название города, где происходят события рассказа?

А) Утес   б) Гора    в) Вершина

 

6. Кто из героев рассказа называет мальчика «Дьяволенок», «двуногая ракета», «веснушчатая рыжая кошка»?

А) Эбенезер Дорсет   б) Билл   в) Сэм

 

7. Для создания смешного О.Генри использует следующие речевые средства:

А) неожиданные сравнения   б) Смешные обороты речи   в) несоответствия        

     

 

а

б

в

1

*

*

*

2

*

 

 

3

*

 

 

4

*

*

*

5

 

 

*

6

 

 

*

7

*

*

*

 


 

Технологическая карта уроков № 97-98

Технологическая карта уроков № 97-98

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний.

Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он? -А в действительности, о чем идет речь?

Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он? -А в действительности, о чем идет речь?

Вывод. Смешное создается путем соединения несовместимого , неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах

Вывод. Смешное создается путем соединения несовместимого , неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах

Ребята, вы бы хотели иметь такого друга? -

Ребята, вы бы хотели иметь такого друга? -

Проверка полученных результатов

Проверка полученных результатов

В США, штате Алабама, в городе

В США, штате Алабама, в городе

Кто из героев рассказа называет мальчика «Дьяволенок», «двуногая ракета», «веснушчатая рыжая кошка»?

Кто из героев рассказа называет мальчика «Дьяволенок», «двуногая ракета», «веснушчатая рыжая кошка»?
Скачать файл