Беседа.
– Иногда в нашей школьной жизни случаются какие-то неприятности. Например, кто-нибудь заболеет, получит двойку или потеряет что-нибудь. У ваших родителей тоже бывают неудачи на работе, проблемы со здоровьем и т.д. Когда человек расстроен, ему часто бывают нужны поддержка, сочувствие.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Сегодня мы будем учиться утешать, успокаивать в трудной ситуации, при неприятности, несчастье.)
Риторика
ОБЩЕНИЕ
Урок 6.
Тема: УТЕШЕНИЕ
Утешить – успокоить
Цели:
– знакомим школьников со словами утешения;
– учим словесно выражать сочувствие, сострадание;
– воспитываем умение сопереживать неудаче, горю, несчастью.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
– Иногда в нашей школьной жизни случаются какието неприятности.
Например, ктонибудь заболеет, получит двойку или потеряет что
нибудь. У ваших родителей тоже бывают неудачи на работе,
проблемы со здоровьем и т.д. Когда человек расстроен, ему часто
бывают нужны поддержка, сочувствие.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Сегодня мы будем учиться утешать, успокаивать в трудной
ситуации, при неприятности, несчастье.)
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.ΙI. Открытие
новых знаний.
III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
Работа в учебнике. 3 4 6 2 3
Задание 56.
Утешительные слова: не плачь, не мучайся.
– Какие аргументы приводит мальчик, чтобы успокоить ящерицу?
(Пройдёт лишь двадцать дней, и хвостик снова отрастёт...)
Задание 58.
– Прочитайте слова, которые говорит Фея утешения мягким,
доверительным тоном. Обратите внимание на глаголы с «не».
Задание 57.
Ученики пишут на оставленных строчках имена героев сказок.
Выделены слова, с помощью которых обычно утешают людей.
1 3 2
Работа в учебнике.
Задание 59.
Возможные ответы:
– Наверное, надо узнать, почему ктото плачет. Иногда малыша
можно успокоить ласковыми словами, отвлечь, рассмешить. Можно
сказать: «Не плачь. Ты такой большой, сильный, стоит ли огорчаться
изза пустяков. Вон, смотри, корова полетела».
– Если причина огорчения серьёзная и ты можешь помочь,
обязательно помоги. Например, малыш упал и разбил коленку.
Отведи его домой, к маме. Наверное, его успокоят слова: «Ну не
такая страшная царапина. Не волнуйся! Сейчас пойдём домой, к
маме, она тебе её промоет и забинтует.
Будешь ходить, как раненый герой. Не плачь, до свадьбы заживёт».
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
© ООО «Баласс», 2014– А тебе приходилось утешать младшего брата, сестру? Как можно
их успокоить?
– Удавалось ли тебе успокоить когонибудь из взрослых?
Задание 60.
Во всех случаях подойдут любые пословицы, кроме:
Наши лепёшки тоже поели кошки.
И у нас дома тоже не здорово – таракан с печки свалился.
– Какие пословицы из приведённых не утешат огорчённых, а могут
вызвать обиду? Почему? (Потому что герои книг и мультфильмов
серьёзно расстроены изза своих неприятностей, а пословицы про
лепёшки и таракана – шуточные.)
– В каком случае можно успокоить человека шуткой, отвлечь его
внимание? (Когда неприятность не очень серьёзная, и(или) её можно
легко исправить.)
Задание 61.
– Кто же утешил Алису?
– Вспомни, какие у тебя бывали огорчения. Ты уже знаешь, как надо
успокаивать. Расскажи о своей неприятности, попробуй утешить сам
себя.
– А теперь пусть тебя утешит сосед по парте.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Как можно утешить человека?
По усмотрению учителя.
ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2014