Тема: Весна в Сибири.
Оценка 4.8

Тема: Весна в Сибири.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
дефектология
Детсад
21.03.2018
Тема:  Весна в Сибири.
Цели: 1. Обобщение представле¬ний о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. 2. Рас¬ширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна» (весна, потепление, таяние, ледоход, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, праздник, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница', весенний, первый, нежный, хрупкий, голубой, золотистый, лиловый, липкий, душистый, аромат¬ный; таять, капать, пахнуть, оттаивать, распускаться, поздрав¬лять, отмечать). 3. Совершенствование навыка рассматривания кар¬тины, формирование целостного представле-ния об изображенном на ней. 4. Развитие речевого слуха. 5. Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлени-ем). 6. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами). 7. Развитие связной речи, фо¬нематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выра¬зительности движений, навыка создания коллективной работы. Координация речи с движением. 8. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Весна в Сибири..doc
Цели: Тема:  Весна в Сибири.  1. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.  2. Расширение,  уточнение,   актуализация   словаря  по теме «Ранняя  весна»  (весна, потепление, таяние, ледоход, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, праздник, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница', весенний, первый, нежный, хрупкий, голубой,   золотистый,   лиловый,   липкий,   душистый,   ароматный;   таять,   капать,   пахнуть, оттаивать, распускаться, поздравлять, отмечать).  3. Совершенствование   навыка   рассматривания   картины,   формирование   целостного представления об изображенном на ней.  4. Развитие речевого слуха. 5. 6. Совершенствование   грамматического   строя   речи   (образование   существительных   с  Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).  уменьшительными и увеличительными суффиксами). 7. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия,   творческого   воображения,   тонкой   моторики,   выразительности   движений, навыка создания коллективной работы. Координация речи с движением. 8. Воспитание   эмоционального   отклика   на  изображенное   на   картине,   инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии. Оборудование. CD­проигрыватель, CD с записью пьесы П. Чайковского «Подснежник, поднос с тающим снегом, картина И. Грабаря «Март», мнемотаблица, конверты со словами для составления и чтения предложений. Ход занятия 1.   Организационный   момент.  [Слушание   отрывка   из   пьесы  П.   Чайковского   «Подснежник». Создание эмоционального фона занятия.] Л о г о п е д .  О ранней весне и ее приметах мы будем с вами говорить сегодня. 2. Рассматривание картины   И. Грабаря «Март».  [Развитие эмоционального мира, творческого воображения, расширение и уточнение словаря по теме.] Логопед убирает картинки с изображениями подснежников и помещает на мольберт картину И. Грабаря «Март». Логопед. Это картина известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март». Рассмотрите ее и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете. Для этого опишите все, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья. Дети. Художник нарисовал раннюю весну. Мы видим высокое голубое небо. Все вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от деревьев. Снег тает. Он рыхлый, влажный. Уже появились большие проталины.   Земля   на   проталинах   оттаивает,   расцвела  мать­и­мачеха.   У   берез   ветки   кажутся розовыми, потому что деревья уже проснулись после зимнего сна и по ним движется сок. Логопед. Какое настроение вызывает картина? Дети. Когда смотришь на эту картину, настроение радостное, веселое. Логопед. Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали? Дети. Мы бы почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести. Логопед предлагает детям закрыть глаза, достает и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением мать­и­мачехи. Дети нюхают снег, землю, цветы. Логопед ставит поднос на стол, предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях. Логопед. Вы почувствовали, чем пахнет ранняя весна. А теперь скажите, что бы вы ощутили на своем лице, оказавшись на лесной поляне, которую изобразил художник? Дети. Мы ощутили бы на лице теплые солнечные лучи и легкий свежий ветерок. Логопед. А что бы мы услышали на поляне в весеннем лесу? Логопед включает кассету с записью пения птиц. Дети. Пение птиц. Логопед. Конечно же. Понравилась ли вам картина «Март»? Почему? Дети по очереди дают ответы на вопрос. 3. Рассказывание стихотворений о весне.  Логопед предлагает детям рассказать отрывки из стихотворений о весне, которые они выучили. Логопед. Вы выучили много стихов о весне. Расскажите небольшие отрывки из стихотворений, которые   иллюстрирует   эта  картина.   Следите   за   произношением   звуков.   Рассказывайте   четко  и выразительно. 1.Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А. Толстой 3.       Весна, весна! И все ей радо. ак в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. И. Бунин 2.Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Е. Баратынский 4. Зима недаром злится,                       Прошла ее пора —                        Весна в окно стучится                       И гонит со двора.                       И все засуетилось,                        Все гонит зиму вон,—                       И жаворонки в небе                        Уж подняли трезвон.                                                       Ф. Тютчев 4. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы.  Логопед читает детям рассказ Г. Скребицкого «Март». Логопед. Вы замечательно рассказали стихи, а я прочитаю вам рассказ Г. Скребицкого «Март». Он тоже как будто специально написан к этой картине. Март  —  первый   месяц  весны.   На   земле  еще  лежит  снег,  да  и   мороз  иной  раз  ударит.   Но посмотрите, как ослепительно светит  солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки.  И небо синее­синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх   появляются   первые   проталины.  В   полях   журчат   еще   очень   маленькие   ручейки.   Ручьи, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны. Логопед организует беседу по картине. Логопед. О чем этот рассказ? Дети. Этот рассказ о весне. Логопед. С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа. Дети. Март — первый месяц весны. Логопед. Чем март похож на зиму? Дети. На земле еще лежит снег. Логопед. А как вы понимаете выражение мороз иной раз ударит? Дети. В марте иногда бывают морозы. Логопед. Что сказано о солнце в рассказе?  Дети. Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. Логопед. Что значит светит ослепительно! Дети. Светит ярко, слепит. Логопед. Что сказано о небе и облаках? Дети. Небо синее­синее, а облака пушистые. Логопед. Пушистые? А как сказать по­другому? Дети. Пышные, кудрявые, кучерявые. Логопед. Что начинается в марте? Что появляется на буграх? Д е т и. В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. Логопед. От какого слова образовано слово проталины! Д е т и. От слова таять. Логопед. Что сказано в рассказе о ручейках? Дети. Маленькие ручейки журчат в полях. Логопед. Как сказать по­другому? Замените слово журчат на другое. Дети. Звенят, поют. Логопед. Какие приметы говорят о начале весны? Дети. Ручьи, проталины и кучерявые облака говорят о начале весны. Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать. Логопед читает рассказ повторно, затем помещает на мольберт мнемотаблииу, а картину убирает. Логопед. Эта таблица поможет вам пересказывать. Давайте ее рассмотрим. Какое предложение поможет вам вспомнить слово март в первом квадрате и картинка «Весна» с цифрой 1 во втором квадрате? Дети. Март — первый месяц весны. Логопед.   Посмотрите   на   третью   картинку   и   вспомните   следующее   предложение,   которое начинается со слова снег. Дети. Снег еще лежит на земле. Логопед. Четвертая картинка поможет вам закончить это предложение. Д е т и. Да и мороз может еще ударить. Логопед.   Посмотрите   на   следующую   картинку   и   начинайте  предложение   со   слов  но посмотрите. Дети. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Логопед. Какой свет у солнца? Посмотрите на следующий квадрат. Дети. Его свет густой, золотистый. Логопед.  Рассмотрите следующую картинку и продолжайте. Дети. Лучи солнца греют лицо, руки. Логопед. Какое небо и что по нему раскинулось? Дети. Небо синее­синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Логопед. Рассматриваем картинки в нижнем ряду. Что начинается весной? Дети. Начинается таяние снега. Логопед. Что появляется на буграх? Дети. На буграх появляются первые проталины. Логопед. Что журчит в полях? Дети. В полях журчат еще маленькие ручейки. Логопед. Что мы считаем самым началом весны? Дети. Ручейки, проталины, первые кучерявые облака — это есть самое начало весны. Логопед.   Отлично.   Посмотрите   еще   раз   на   таблицу   с   картинками.   Подумайте   и   начинайте пересказ. 5. Подвижное упражнение «Весна, весна красная!»  Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, Идут по кругу, взявшись за руки. Идут в противоположную сторону Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох. Опускают руки, приседают, делают С хлебами обильными. выдох Взявшись за руки, бегут по кругу. 6. Упражнение «Что лишнее?»  Логопед предлагает детям сесть на стульчики. Логопед. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете приметы  ранней весны. Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему. Следите за произношением звуков. Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга). Логопед. Верно. Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать­и­мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат). Логопед. Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью). Логопед.   С   крыш   свисают   сосульки,   снег   темнеет   и   оседает,  листья   желтеют   и   опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной). Логопед.   Молодцы.   Вы   были   внимательными,   исправили   мои   ошибки   и   дали   толковые объяснения. 7. Упражнение «Ловишка».    Логопед берет в руки резиновый мяч среднего размера.  Я буду бросать каждому из вас мяч и произносить слово. А вы будете ловить мяч и образовывать от этого слова одно ласковое  слово и второе слово с  частью   ­ищ.   Ручей.   (Ручеек, ручьище).  Сосулька. (Сосулечка, сосулища). Льдина. (Льдинка, льдинища). Проталина. (Проталинка, проталинища). Логопед. Отлично! Пойдите за стол.  8. Чтение   предложений   о   весне.  [Совершенствование   навыка  составления   и   чтения предложений.] Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает конверты с карточками, на которых написаны слова. Логопед. Достаньте из конвертов слова и предложения, а затем прочитайте их. 1. Наступила ранняя весна. 2. Ярко светит солнце. 3. Тает снег. 4. Побежали веселые ручейки. Логопед. Молодцы! Отлично! Сложите карточки в конверты. 9. Окончание занятия.  Оценка работы детей.  Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления о нем.

Тема: Весна в Сибири.

Тема:  Весна в Сибири.

Тема: Весна в Сибири.

Тема:  Весна в Сибири.

Тема: Весна в Сибири.

Тема:  Весна в Сибири.

Тема: Весна в Сибири.

Тема:  Весна в Сибири.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018